Ценовой демпинг со стороны «Большой четверки» аудиторских фирм означает, что более мелкие компании теряют аудиторские контракты, которые они в противном случае обязаны были бы взять, и это, в свою очередь, снижает их желание инвестировать в развитие. Такими мыслями поделился Гилс Мерфи (Giles Murphy), глава направления аудита британской аудиторской компании-середняка. Он, в частности, заявил: «Одна из компаний Большой четверки подрезала цены на одном из недавних тендеров, и мы им проиграли, хотя были просто очевидным выбором с учетом месторасположения, отношений и профессионального опыта».
По его словам, это делает инвестиции неблагодарным занятием, в то время как сами «Big 4» несколько лицемерно заявляют, что аудиторским компаниям среднего звена особо не на что надеяться в плане конкуренции, если только они не готовы предварительно расстаться с частью своего капитала. «Это не равные условия. Риски делают инвестиции непривлекательными, потому что рынок очень закрытый», – сказал он.
В Ernst & Young комментировать такие заявления отказались, так же как и в Deloitte. В то же время представитель по связям с общественностью KPMG сказал: «Мы не поддерживаем демпинг. Рынок жестко конкурирует, тендеры проводятся очень активно, и в результате мы можем иногда наблюдать примеры острой ценовой политики». В PwC сказали, что они также не демпингуют, а конкурируют исключительно с позиции качества и цены.
Между тем, в то время как Комиссия по делам конкуренции вместе с Брюсселем сфокусировались на радикальнейшей реформе аудита, «Большая четверка» настаивает, что их размер – результат многолетних инвестиций, и что нечестно будет лишать их этого с трудом заработанного преимущества просто так, в интересах более мелких конкурентов.
Европейская комиссия собирается усилить конкуренцию как раз в высшем сегменте рынка, введя обязательную ротацию и совместные аудиторские проверки – опять-таки, на обязательной основе. Гилс Мерфи считает эти законодательные нововведения существенным, если мы хотим перемен. Он добавил: «Мы пытались открыться для конкурирования по законам рынка – это не сработало, и сейчас самое время для более жесткой тактики».
Источник: GAAP.ru, Accountancy Age