начальник отдела налоговой регистрации
Налогового комитета по Ауэзовскому району г. Алматы, Казахстан
На основании статьи 546 Налогового кодекса на территории Республики Казахстан денежные расчеты, осуществляемые при торговых операциях и оказании услуг посредством наличных денег, платежных банковских карточек, чеков, производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин с фискальной памятью и выдачей контрольного чека.
Контрольно-кассовые машины с фискальной памятью (далее – ККМ) – электронные устройства с блоком фискальной памяти и (или) компьютерные системы, используемые для регистрации денежных расчетов при реализации товаров и оказании услуг, обеспечивающие некорректируемую ежесменную регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации.
Согласно статье 547 Налогового кодекса, при применении ККМ производится регистрация (постановка на учет, изменение регистрационных данных) ККМ в налоговых органах по месту осуществления деятельности с выдачей регистрационной карточки ККМ, а также снятие с учета. Постановка на учет ККМ производится до начала деятельности.
Согласно статье 548 Налогового кодекса, налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением порядка применения и использования ККМ, используют данные, хранящиеся в фискальных блоках памяти ККМ, при проведении налоговых проверок по исполнению налогоплательщиком налогового обязательства по уплате налогов и других обязательных платежах в бюджет.
При проведении одной из таких проверок налогоплательщик столкнулся с фактом неправильного толкования статей по применению ККМ.
Рассмотрим следующую ситуацию. Постановлением Налогового комитета г. Алматы частный нотариус привлечен к административной ответственности за нарушение порядка применения ККМ.
Налогоплательщик сделал вывод, что статья 546 Налогового кодекса распространяется только на предпринимательскую деятельность (тогда как из смысла статьи это не вытекает), и нотариусы не регистрируются как частные предприниматели. Поэтому, не согласившись с постановлением Налогового комитета, направил иск в специализированный межрайонный административный суд г. Алматы.
После рассмотрения данного иска Генеральная прокуратура, руководствуясь статьями 672, 674 КоАП РК, вынесла определение о правомерности действий налогового органа.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 546 Налогового кодекса, законом предусмотрен исчерпывающий перечень лиц, на которых положение о применении ККМ не распространяется. В данный перечень частные нотариусы не входят.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 546 Налогового кодекса налогоплательщики, оказывающие услуги населению с выдачей квитанций и других приравненных к чекам документов строгой отчетности, освобождаются от применения ККМ только в случае, если формы выдаваемых ими квитанций утверждены уполномоченным органом.
Согласно приказу председателя НК МФ РК № 344 от 26 августа 2003 года, форма квитанции об уплате услуг частного нотариуса уполномоченным органом не утверждена.
На основании статьи 167 Налогового кодекса доходом адвокатов и частных нотариусов являются все виды доходов, полученные от осуществления адвокатской и нотариальной деятельности, включая оплату за оказание юридической помощи, нотариальных действий, а также полученные суммы возмещения расходов, связанных с защитой и представительством.
Кроме того, на основании пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса сумма индивидуального подоходного налога по доходам адвокатов и частных нотариусов исчисляется ежемесячно путем применения ставки, установленной пунктом 1 статьи 145 Налогового кодекса (10%), к сумме полученного дохода.
Таким образом (цитируя протест Генеральной прокуратуры РК), неприменение частными нотариусами при оказании нотариальных услуг ККМ может повлечь сокрытие доходов от учета и неуплату подлинной суммы налога в бюджет.
Необходимо учесть, что на основании пункта 6 Закона РК «Об органах юстиции» от 18 марта 2002 года № 304-II контроль за качеством юридических услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам нотариальными конторами, осуществляют органы юстиции.
В соответствии с пунктом 2 нормативного постановления Верховного суда РК «О судебной практике применения налогового законодательства» от 23 июня 2006 года № 5 при применении в целях налогообложения норм законодательства следует исходить из приоритетности норм Налогового кодекса.
Следует отметить, что на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 546 Налогового кодекса адвокаты освобождены от применения ККМ, из чего следует, что законодательством сделано разграничение между услугами, предоставляемыми адвокатами и нотариусами, в связи с чем последние не включены в перечень лиц, не применяющих ККМ в своей деятельности.
Исходя из вышеизложенных норм налогового законодательства, необходимость регистрации нотариусов ККМ является обязательной.