Об изменениях при регистрации ККМ в 2009 году

Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10 декабря 2008 года № 100-IV ЗРК (далее – Налоговый кодекс) претерпел большие изменения в части регистрации контрольно-кассовых машин (далее – ККМ).

До 2009 года о регистрации ККМ говорилось только в трех статьях Налогового кодекса но сегодня порядок применения ККМ  расширен и подробно описывается в девяти статьях.

Если в старом Налоговом кодексе речь шла о контрольно-кассовых машинах  с фискальной памятью, то в новом Налоговом кодексе это  понятие сокращено до контрольно-кассовых машин в связи с тем, что в  статье 644 нового Налогового кодекса расписаны все понятия,  используемые в главе о применении ККМ.

Если ранее положение пункта 1 статьи 546  старого Налогового кодекса распространялось положение о неприменении ККМ на:

• налогоплательщиков, у которых с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, ранее не получавшего свидетельства  о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, не истекло шесть месяцев;

• налогоплательщиков, осуществляющих  деятельность на основе разового талона в рамках специального налогового режима для субъектов малого бизнеса;

• налогоплательщиков, осуществляющих  деятельность в рамках специального налогового режима (бильярдные столы, услуги по боулингу – игровые дорожки, игровые автоматы, картинги, персональные компьютеры, используемые для проведения игры);

• на налогоплательщиков, осуществляющих  деятельность, как адвокаты,

то на сегодняшний день пунктом 1 статьи 645 нового Налогового кодекса данное положение уже не применяется, так как денежные расчеты, осуществляемые при торговых операциях или  оказании услуг посредством наличных денег, производится с обязательным применением ККМ.

Также  хотелось бы  обратить внимание на статью 10 Закона  Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10 декабря 2008 года № 100- IV», которая гласит о приостановлении действия  пункта 1 статьи 645 до 1 января 2011 года на налогоплательщиков, осуществляющих  деятельность на основе разового талона или патента в рамках специального налогового режима для субъектов малого бизнеса.

Если до 2009 года по положению пункта 1 статьи 547 предыдущего Налогового кодекса при применении  ККМ  предъявлялись требования о проведении регистрации ККМ  в налоговых органах по месту осуществления деятельности, то на сегодняшний день пунктом 1 статьи 646 нового Налогового кодекса данное положение уже не применяется. Постановка на учет в налоговых органах ККМ производится по месту использования контрольно-кассовой машины, а контрольно-кассовые машины, которыми оснащены торговые автоматы и терминалы оплаты услуг, подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения налогоплательщика, которое также определено подпунктами 2, 3 пункта 7 статьи 560 нового Налогового кодекса, т. е. местом нахождения юридического лица – резидента считается место нахождения его постоянно действующего органа, указанного в учредительных документах или свидетельстве об учетной регистрации, местом нахождения индивидуального предпринимателя  считается место жительства или  преимущественного осуществления деятельности, заявленное при постановке на регистрационный учет в налоговом органе в  качестве индивидуального предпринимателя.

Аналогично, если до 2009 года по положению пункта 1 статьи 547 старого Налогового кодекса при применении  ККМ  предъявлялись требования по осуществлению постановки ККМ с фискальной памятью на техническое обслуживание, то сегодня  это положение уже не применяется.

Изложив основные изменения, произошедшие в Налоговом кодексе в части регистрации и применения ККМ,  хотелось бы остановиться на  вопросе необходимости представления документов при регистрации ККМ.

Согласно статье 646 нового Налогового кодекса, при постановке на учет в налоговых органах контрольно-кассовой машины, за исключением контрольно-кассовых машин, являющихся компьютерными системами, налогоплательщик представляет в налоговый орган:

• налоговое заявление о постановке ККМ на учет в налоговом органе;

• ККМ, содержащую сведения о налогоплательщике, ввод которых возможен без установки фискального режима;

• паспорт завода-изготовителя;

• пронумерованные, прошнурованные, заверенные подписью и (или) печатью налогоплательщика книгу учета наличных денег и книгу товарных чеков.

При постановке на учет ККМ, являющейся компьютерной системой, налогоплательщик представляет в налоговый орган:

• налоговое заявление о постановке ККМ на учет в налоговом органе;

• краткое описание функциональных возможностей и характеристик компьютерной системы;

• руководство по использованию модуля «Рабочее место налогового инспектора» заявленной для постановки на учет в налоговом органе модели компьютерной системы и обеспечивает доступ к нему.

Согласно статье 647 нового Налогового кодекса, при изменении сведений в течение 5 рабочих дней с момента возникновения изменений, указанных в регистрационной карточке ККМ, налогоплательщик обязан подать в налоговый орган по месту постановки на учет ККМ:

• налоговое заявление о постановке ККМ на учет в налоговом органе с указанием измененных сведений;

• регистрационную карточку ККМ.

Согласно статье 648 нового Налогового кодекса, снятие ККМ с учета производится в случаях:

1. Прекращения осуществления деятельности, связанной с денежными расчетами, осуществляемыми при торговых операциях или оказании услуг посредством наличных денег.

2. Изменения места использования ККМ или места нахождения налогоплательщика, использующего ККМ в торговом автомате или терминале оплаты услуг, если такое изменение требует регистрации ККМ в другом налоговом органе.

3. Невозможности дальнейшего применения в связи с технической неисправностью ККМ.

4. Исключения ККМ из государственного реестра.

5.  В иных случаях, не противоречащих налоговому законодательству Республики Казахстан.

Для снятия ККМ с учета в налоговом органе, за исключением компьютерных систем, налогоплательщик представляет в налоговый орган одновременно с налоговым заявлением о снятии с учета ККМ:

1) ККМ с установленной пломбой налогового органа;

2) паспорт завода-изготовителя ККМ;

3) пронумерованные, прошнурованные, заверенные подписью руководителя и печатью налогового органа книги учета наличных денег и товарных чеков;

4) регистрационную карточку ККМ.

Для снятия с учета ККМ, являющейся компьютерной системой, налогоплательщик представляет в налоговый орган налоговое заявление о снятии с учета ККМ, регистрационную карточку ККМ и обеспечивает доступ к модулю «Рабочее место налогового инспектора».

Фискальные отчеты снимаются налоговыми органами в случаях:

1)      проведения налоговых проверок;

2)      замены блока фискальной памяти;

3)      снятия с учета контрольно-кассовой машины;

4)      осуществления ремонта контрольно-кассовой машины, требующего введения пароля  доступа к фискальной памяти;

5)      полного заполнения книги учета наличных денег;

6)      утери (порчи) книги учета наличных денег.

Для снятия фискального отчета в налоговый орган представляются ККМ и следующие документы:

1)   пронумерованные, прошнурованные, заверенные подписью руководителя и печатью налогового органа книги учета наличных денег и товарных чеков;

2)   сменные отчеты с даты снятия последнего фискального отчета.

В случае технической неисправности ККМ, устранение которой невозможно без нарушения целостности пломбы налогового органа, налогоплательщик в течение 3 рабочих дней с момента возникновения неисправности подает в налоговый орган, в котором произведена постановка на учет ККМ:

1) налоговое заявление с указанием номера, даты выдачи регистрационной карточки ККМ и суммарных показаний счетчика на начало дня, в который произошла неисправность;

2)  заключение центра технического обслуживания с обоснованным указанием сроков проведения ремонта и причины неисправности.

Срок представления ККМ в налоговый орган для установки пломбы после устранения технической неисправности не может быть меньше срока проведения ремонта, указанного в заключении центра технического обслуживания, но не более 15 рабочих дней со дня выдачи разрешения налогового органа на нарушение целостности пломбы.

ККМ считается технически неисправной в случаях, если:

1) не печатает, печатает неразборчиво или реквизиты на контрольном чеке, определенные статьей 649 нового Налогового кодекса, печатаются не полностью;

2) отсутствует возможность получить данные фискальной памяти;

3) отсутствует или повреждена пломба налогового органа;

4) отсутствует маркировка завода-изготовителя.

В случае полного заполнения книги учета наличных денег и (или) книги товарных чеков либо в случае их утери (порчи) налогоплательщик для их замены (восстановления) в течение 5 рабочих дней представляет в налоговый орган по месту постановки на учет ККМ:

• налоговое заявление;

• пронумерованные, прошнурованные, заверенные подписью и (или) печатью налогоплательщика новые книги учета наличных денег и (или) товарных чеков;

• документы, определенные пунктом 2 статьи 648 нового Налогового кодекса:

1) ККМ с установленной пломбой налогового органа;

2) паспорт завода-изготовителя ККМ;

3) пронумерованные, прошнурованные, заверенные подписью руководителя и печатью налогового органа книги учета наличных денег и товарных чеков;

4) регистрационную карточку ККМ.

Сауле ГАДАЕВА,

начальник отдела налоговой регистрации

Налогового управления по Ауэзовскому району

г. Алматы, Казахстан

Опубликовано в журнале «Учет и аудит Казахстана»

Внимание! Перепечатка допускается только с письменного разрешения редакции.

Exit mobile version