Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10 декабря 2008 года № 100-IV ЗРК (далее – Налоговый кодекс) претерпел большие изменения в части регистрации контрольно-кассовых машин (далее – ККМ).
До 2009 года о регистрации ККМ говорилось только в трех статьях Налогового кодекса но сегодня порядок применения ККМ расширен и подробно описывается в девяти статьях.
Если в старом Налоговом кодексе речь шла о контрольно-кассовых машинах с фискальной памятью, то в новом Налоговом кодексе это понятие сокращено до контрольно-кассовых машин в связи с тем, что в статье 644 нового Налогового кодекса расписаны все понятия, используемые в главе о применении ККМ.
Если ранее положение пункта 1 статьи 546 старого Налогового кодекса распространялось положение о неприменении ККМ на:
• налогоплательщиков, у которых с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, ранее не получавшего свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, не истекло шесть месяцев;
• налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на основе разового талона в рамках специального налогового режима для субъектов малого бизнеса;
• налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в рамках специального налогового режима (бильярдные столы, услуги по боулингу – игровые дорожки, игровые автоматы, картинги, персональные компьютеры, используемые для проведения игры);
• на налогоплательщиков, осуществляющих деятельность, как адвокаты,
то на сегодняшний день пунктом 1 статьи 645 нового Налогового кодекса данное положение уже не применяется, так как денежные расчеты, осуществляемые при торговых операциях или оказании услуг посредством наличных денег, производится с обязательным применением ККМ.
Также хотелось бы обратить внимание на статью 10 Закона Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10 декабря 2008 года № 100- IV», которая гласит о приостановлении действия пункта 1 статьи 645 до 1 января 2011 года на налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на основе разового талона или патента в рамках специального налогового режима для субъектов малого бизнеса.
Если до 2009 года по положению пункта 1 статьи 547 предыдущего Налогового кодекса при применении ККМ предъявлялись требования о проведении регистрации ККМ в налоговых органах по месту осуществления деятельности, то на сегодняшний день пунктом 1 статьи 646 нового Налогового кодекса данное положение уже не применяется. Постановка на учет в налоговых органах ККМ производится по месту использования контрольно-кассовой машины, а контрольно-кассовые машины, которыми оснащены торговые автоматы и терминалы оплаты услуг, подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения налогоплательщика, которое также определено подпунктами 2, 3 пункта 7 статьи 560 нового Налогового кодекса, т. е. местом нахождения юридического лица – резидента считается место нахождения его постоянно действующего органа, указанного в учредительных документах или свидетельстве об учетной регистрации, местом нахождения индивидуального предпринимателя считается место жительства или преимущественного осуществления деятельности, заявленное при постановке на регистрационный учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя.
Аналогично, если до 2009 года по положению пункта 1 статьи 547 старого Налогового кодекса при применении ККМ предъявлялись требования по осуществлению постановки ККМ с фискальной памятью на техническое обслуживание, то сегодня это положение уже не применяется.
Изложив основные изменения, произошедшие в Налоговом кодексе в части регистрации и применения ККМ, хотелось бы остановиться на вопросе необходимости представления документов при регистрации ККМ.
Согласно статье 646 нового Налогового кодекса, при постановке на учет в налоговых органах контрольно-кассовой машины, за исключением контрольно-кассовых машин, являющихся компьютерными системами, налогоплательщик представляет в налоговый орган:
• налоговое заявление о постановке ККМ на учет в налоговом органе;
• ККМ, содержащую сведения о налогоплательщике, ввод которых возможен без установки фискального режима;
• паспорт завода-изготовителя;
• пронумерованные, прошнурованные, заверенные подписью и (или) печатью налогоплательщика книгу учета наличных денег и книгу товарных чеков.
При постановке на учет ККМ, являющейся компьютерной системой, налогоплательщик представляет в налоговый орган:
• налоговое заявление о постановке ККМ на учет в налоговом органе;
• краткое описание функциональных возможностей и характеристик компьютерной системы;
• руководство по использованию модуля «Рабочее место налогового инспектора» заявленной для постановки на учет в налоговом органе модели компьютерной системы и обеспечивает доступ к нему.
Согласно статье 647 нового Налогового кодекса, при изменении сведений в течение 5 рабочих дней с момента возникновения изменений, указанных в регистрационной карточке ККМ, налогоплательщик обязан подать в налоговый орган по месту постановки на учет ККМ:
• налоговое заявление о постановке ККМ на учет в налоговом органе с указанием измененных сведений;
• регистрационную карточку ККМ.
Согласно статье 648 нового Налогового кодекса, снятие ККМ с учета производится в случаях:
1. Прекращения осуществления деятельности, связанной с денежными расчетами, осуществляемыми при торговых операциях или оказании услуг посредством наличных денег.
2. Изменения места использования ККМ или места нахождения налогоплательщика, использующего ККМ в торговом автомате или терминале оплаты услуг, если такое изменение требует регистрации ККМ в другом налоговом органе.
3. Невозможности дальнейшего применения в связи с технической неисправностью ККМ.
4. Исключения ККМ из государственного реестра.
5. В иных случаях, не противоречащих налоговому законодательству Республики Казахстан.
Для снятия ККМ с учета в налоговом органе, за исключением компьютерных систем, налогоплательщик представляет в налоговый орган одновременно с налоговым заявлением о снятии с учета ККМ:
1) ККМ с установленной пломбой налогового органа;
2) паспорт завода-изготовителя ККМ;
3) пронумерованные, прошнурованные, заверенные подписью руководителя и печатью налогового органа книги учета наличных денег и товарных чеков;
4) регистрационную карточку ККМ.
Для снятия с учета ККМ, являющейся компьютерной системой, налогоплательщик представляет в налоговый орган налоговое заявление о снятии с учета ККМ, регистрационную карточку ККМ и обеспечивает доступ к модулю «Рабочее место налогового инспектора».
Фискальные отчеты снимаются налоговыми органами в случаях:
1) проведения налоговых проверок;
2) замены блока фискальной памяти;
3) снятия с учета контрольно-кассовой машины;
4) осуществления ремонта контрольно-кассовой машины, требующего введения пароля доступа к фискальной памяти;
5) полного заполнения книги учета наличных денег;
6) утери (порчи) книги учета наличных денег.
Для снятия фискального отчета в налоговый орган представляются ККМ и следующие документы:
1) пронумерованные, прошнурованные, заверенные подписью руководителя и печатью налогового органа книги учета наличных денег и товарных чеков;
2) сменные отчеты с даты снятия последнего фискального отчета.
В случае технической неисправности ККМ, устранение которой невозможно без нарушения целостности пломбы налогового органа, налогоплательщик в течение 3 рабочих дней с момента возникновения неисправности подает в налоговый орган, в котором произведена постановка на учет ККМ:
1) налоговое заявление с указанием номера, даты выдачи регистрационной карточки ККМ и суммарных показаний счетчика на начало дня, в который произошла неисправность;
2) заключение центра технического обслуживания с обоснованным указанием сроков проведения ремонта и причины неисправности.
Срок представления ККМ в налоговый орган для установки пломбы после устранения технической неисправности не может быть меньше срока проведения ремонта, указанного в заключении центра технического обслуживания, но не более 15 рабочих дней со дня выдачи разрешения налогового органа на нарушение целостности пломбы.
ККМ считается технически неисправной в случаях, если:
1) не печатает, печатает неразборчиво или реквизиты на контрольном чеке, определенные статьей 649 нового Налогового кодекса, печатаются не полностью;
2) отсутствует возможность получить данные фискальной памяти;
3) отсутствует или повреждена пломба налогового органа;
4) отсутствует маркировка завода-изготовителя.
В случае полного заполнения книги учета наличных денег и (или) книги товарных чеков либо в случае их утери (порчи) налогоплательщик для их замены (восстановления) в течение 5 рабочих дней представляет в налоговый орган по месту постановки на учет ККМ:
• налоговое заявление;
• пронумерованные, прошнурованные, заверенные подписью и (или) печатью налогоплательщика новые книги учета наличных денег и (или) товарных чеков;
• документы, определенные пунктом 2 статьи 648 нового Налогового кодекса:
1) ККМ с установленной пломбой налогового органа;
2) паспорт завода-изготовителя ККМ;
3) пронумерованные, прошнурованные, заверенные подписью руководителя и печатью налогового органа книги учета наличных денег и товарных чеков;
4) регистрационную карточку ККМ.
Сауле ГАДАЕВА,
начальник отдела налоговой регистрации
Налогового управления по Ауэзовскому району
г. Алматы, Казахстан
Внимание! Перепечатка допускается только с письменного разрешения редакции.