Госаудиторы должны работать безупречно

На рост доверия к аудитору влияет качество составляемых им документов

На рост доверия к аудитору влияет качество составляемых им документов
Глава государства в декабре 2012 года в своем Послании народу Казахстана заявил, что “нам нужно создать комплексную систему государственного аудита на основе самого передового мирового опыта”. В 2015 году был принят закон “О государственном аудите и финансовом контроле”.
О том, что такое госаудит и какие требования должны предъявляться к госаудиторам, рассказывает руководитель управления контроля качества Комитета внутреннего государственного аудита Министерства финансов Динара Курмангалиева.
– Государственный аудит представляет собой целостную и независимую оценку деятельности объектов государственного аудита, охватывающую не только финансовые вопросы, но и все направления их деятельности, с представлением действенных рекомендаций на основе выявленных недостатков и предложений по управлению рисками.
В целях обеспечения эффективности, последовательности и объективности проведения госаудита и финансового контроля законом и стандартами установлены требования к деятельности органов госаудита.
– Какие это требования и одинаковы они для всех?
– В январе 2016 года Указом Президента РК утверждены Общие стандарты государственного аудита и финансового контроля, как независимость, этичность, объективность, профессиональная компетентность, профессиональное суждение, подотчетность, достоверность, прозрачность, гласность, конфиденциальность, взаимное признание результатов государственного аудита, управление, контроль качества. В разработке этих стандартов были учтены принципы международных стандартов государственного аудита и финансового контроля.
Помимо общих стандартов, разработаны и утверждены процедурные стандарты государственного аудита и финансового контроля, которые содержат процедурные требования к проведению (процедуре, механизму и методам) государственного аудита и финансового контроля, и деятельности органов госаудита.
Эти стандарты позволяют дать оценку не только качеству документов, составляемых государственными аудиторами в ходе своей деятельности, но и в целом действиям госаудиторов на протяжении всех этапов государственного аудита и финансового контроля, правильности или точности избранных ими процедур и т.д.
Причем стандарты государственного аудита и финансового контроля обязательны к применению не только органами госаудита, но и физическими и юридическими лицами, привлекаемыми к проведению государственного аудита и финансового контроля.
– На что должны обращать внимание госаудиторы в первую очередь?
– Важнейшими критериями при проведении контроля качества являются: соблюдение стандартов и принципов государственного аудита и финансового контроля; выполнение плана и программы аудита; достоверность, достаточность и надлежащее документирование аудиторских доказательств; обоснованность выводов, сделанных аудиторами; достигнуты ли цели аудиторских процедур; соответствуют ли выводы результатам выполненной работы и подтверждают ли они аудиторское мнение и др.
Хочется отметить, что в целях обеспечения независимости, беспристрастности и объективности при проведении контроля качества, в соответствии с законом осуществление контроля качества возлагается только на лиц, обладающих соответствующей квалификацией и профессиональными навыками.
Законом предусмотрена персональная дисциплинарная, административная и уголовная ответственность государственных аудиторов за нарушение основных принципов и стандартов государственного аудита и финансового контроля при осуществлении государственного аудита.
– Систему органов госаудита составляют Счетный комитет, ревизионные комиссии, уполномоченный орган по внутреннему государственному аудиту, службы внутреннего аудита. Не слишком ли много контроля?
– Особого внимания заслуживают предусмотренные законом механизмы, исключающие дублирование проверок и способствующие снижению нагрузки на объекты аудита. Это и четкое разграничение полномочий между органами госаудита, и обязательное согласование органами госаудита перечней объектов госаудита на соответствующий год, и ведение единой базы данных по государственному аудиту и финансовому контролю и др. И одним из новых и важных элементов исключения дублирования является предусмотренное законом признание результатов государственного аудита.
В свою очередь признание результатов государственного аудита – это и есть контроль за соблюдением органами госаудита стандартов государственного аудита и финансового контроля (уполномоченный орган по внутреннему госаудиту признает результаты госаудита, проведенного Счетным комитетом и ревизионными комиссиями, если они не признаны Счетным комитетом не соответствующими стандартам; ревизионная комиссия признает результаты госаудита, проведенного Счетным комитетом, если они не признаны Счетным комитетом не соответствующими стандартам; ревизионная комиссия признает результаты госаудита, проведенного уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту, если они не признаны Счетным комитетом не соответствующими стандартам).
В случаях признания результатов госаудита органы госаудита сокращают объем государственного аудита, приняв за основу материалы государственного аудита, проведенного другими органами госаудита и финансового контроля.
Признание результатов государственного аудита влечет изменение масштаба планируемого или проводимого государственного аудита и является действенным механизмом в исключении дублирования проверок и объектов госаудита.
Таким образом, одним из важных направлений развития государственного аудита и финансового контроля является обеспечение качества документов, составляемых государственными аудиторами в ходе своей деятельности, достижение разумной уверенности в том, что госаудит удовлетворяет установленным требованиям, обеспечение необходимого и достаточного уровня доверия к мнению аудитора. Ведь итоги проверки напрямую зависят от квалификации госаудиторов, их профессионального суждения, применяемых ими процедур и методов и т.д.

Exit mobile version