Сегодня в Мажилисе вице-министр финансов Руслан Бекетаев представил депутатам законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных закупок и закупок субъектов квазигосударственного сектора”.
Презентация с участием вице-спикера Мажилиса Владимира Божко, представителей госорганов, квазигосударственного сектора, непарламентских политических партий, Национальной палаты предпринимателей “Атамекен”, НПО и экспертов проведена в рамках Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию.
Открывая заседание, председатель профильного Комитета Мажилиса Нуртай Сабильянов напомнил о Послании Главы государства “Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность”, где Правительству было поручено внедрить единую систему государственных закупок по принципу централизованной службы, а также кардинально пересмотреть подходы по проведению закупок в квазигосударственном секторе, сфере естественных монополий и недропользования. В этой связи, сообщил парламентарий, был разработан законопроект, которым вносятся поправки в 9 законодательных актов, в том числе в 2 кодекса и 7 законов.
Говоря о концептуальных изменениях, заместитель министра финансов Руслан Бекетаев отметил следующее.
По централизации госзакупок
Централизованные закупочные органы предлагается создать на базе действующих единых организаторов. На республиканском уровне – это Комитет по государственным закупкам Министерства финансов. На областном уровне – это действующие управления госзакупок при акиматах областей. На районном уровне это будут вновь созданные отделы госзакупок при акиматах районов либо эти функции будут возложены на существующие отделы районных акиматов.
Перечни товаров, работ и услуг для всех вышеперечисленных уровней будет определяться Минфином на основе и результатов анализа закупок. Тем самым будут четко разграничены полномочия между уровнями централизованных служб.
Кроме того, законопроект предусматривает поправки, направленные на совершенствование госзакупок. Одной из главных проблем госзакупок, считает разработчик, остается проблема большой доли закупок из одного источника. В частности, больше половины госзакупок – 63%, проведенных в 2017 году, признаются несостоявшимся, что является основанием для осуществления закупок из одного источника. А анализ закупок, проводимых на 2018 год, показал, что свыше 80% конкурсов признаются несостоявшимися и осуществляются из одного источника. А по строительным видам работ, стоимостью свыше 1 млрд. тенге практически все 100% закупок признаются несостоявшимся и осуществляются из одного источника (общий объем которых составляет 850 млрд. тенге).
Несмотря на конкурентную среду в указанных закупках, в среднем 7–8 компаний (максимально до 30 компаний), закупки признаются несостоявшимся ввиду того, что к закупке допускается только один поставщик, остальные заявки участников закупок отклоняются. После чего заказчики заключают договор с допущенным участником, который, как правило, представляет заявку с максимальной ценой.
Причины массовых отклонений заявок по закупкам строительства связаны с проектно-сметной документацией. Конкурсные документации требуют представления неоправданно большого количества подтверждающих документов и содержат устаревшую технику.
В этой связи, в целях недопущения отклонений по формальным причинам, упрощаются требования к участникам закупок, где упор делается не на количественные, а на качественные критерии выбора поставщика, такие как коэффициент налоговой нагрузки, финансовая состоятельность, положительный опыт (репутация).
В то же время, в целях недопущения необоснованного снижения цен на работы, законопроектом устанавливаются пределы, ниже которых снижение цены не допускается. Особенно это будет касаться строительно-монтажных работ, работы по проектированию и услуги технического надзора.
Кроме того, имеется проблема низкой квалификации участников госзакупок, что негативно влияет на качество приобретаемых товаров, работ и услуг. В этой связи, в целях повышения уровня квалификации потенциальных поставщиков, законопроектом предусматривается широкое применение закупок способом конкурса с предварительным квалификационным отбором. Это позволит участвовать в госзакупках только квалифицированных поставщиков.
В целях упрощения и повышения качества приобретаемых товаров, работ и услуг, законопроектом предлагается:
1) увеличить пороговую сумму одного источника со 100 МРП до 500 МРП (с 240 500тг. до 1 202 500тг.). Для сельских акимов порог одного источника увеличивается до 3-х тыс. МРП (7 215 000 тг.). Это обусловлено введением четвертого уровня бюджета;
2) заказчикам по госзакупкам способом запроса ценовых предложений предоставить право указывать в технической спецификации на фирменные наименования и модели товаров, широко представленных и доступных на рынке, стоимость которых не превышает 1 000 МРП;
3) предусмотреть возможность объединения в один лот неоднородных товаров, работ, услуг.
В рамках поручения Главы государства о создании Единой IT-платформы по закупкам законопроектом предусматривается создание Единой точки доступа к закупкам путем интеграции действующих информационных систем закупок (веб-порталы госзакупок, Самрук-Казына, Байтерек, КазАгро, Недропользователей) с использованием Единого номенклатурного справочника товаров, работ, услуг (ЕНС ТРУ).
Использование Единого справочника позволит определить общую потребность (емкость рынка) по всем видам закупок. Оператором платформы, согласно законопроекту, определяется НПП “Атамекен”.
По закупкам квазигоссектора
Вопрос законодательного регулирования закупок квазигосударственного сектора и установления административной ответственности ранее неоднократно поднимался депутатами Мажилиса Парламента.
В рамках поручения Главы государства и депутатских запросов по закупкам квазигоссектора законопроектом предлагается закрепить три ключевых вопроса:
– Первое, это установление административной ответственности работников квазигоссектора за нарушения правил закупок. При этом ответственность предлагается установить только по 6 чувствительным составам адм.правонарушений со смягченными санкциями. Такой подход обусловлен минимальным вмешательством государства в корпоративное управление.
– Второе, перевод всех закупок квазигоссектора на электронный формат.
– Третье, утверждение единых правил закупок субъектов квазигоссектора, за исключением Фонда Самрук-Казына, правила которых будут утверждаться решением Совета директоров Фонда по согласованию с Министерством финансов. Данное исключение обусловлено с предстоящим выведением компаний Фонда на IPO.
После выступления заместитель министра финансов Р. Бекетаев дал пояснения на вопросы депутатов.
Дальнейшее обсуждение законопроекта решено продолжить в рабочей группе, которую возглавил депутат Мажилиса, член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Валихан Кайназаров.