Сегодня в Мажилисе Министерство финансов презентовало депутатам законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования процедур реабилитации и банкротства”.
Документ разработан во исполнение поручения Главы государства Нурсултана Назарбаева, данного на открытии третьей сессии Парламента шестого созыва.
С докладом об основных положениях проекта нового Закона выступил вице-министр финансов Канат Баедилов.
Как отметил разработчик, сегодня процедуру банкротства проходят порядка 4 тысяч субъектов бизнеса, 400 предприятий состоят на стадии реабилитации. Однако фактически субъектов бизнеса, находящихся в сложном финансовом положении, значительно больше. Действующий Закон не позволяет предпринимателю быстро закрыть неудачный бизнес.
Вице-министр отметил сложность процесса реанимации тех, кто еще может удержаться “на плаву”. Так, по словам К.Баедилова, в каждом четвертом случае суд выносит отказ в признании субъекта банкротом, так как суду сложно дать объективную оценку его финансового состояния. “Наличие незначительного актива расценивается судом как возможность рассчитаться по долгам”, – пояснил К.Баедилов.
Аналогичная ситуация возникает при применении реабилитации. В каждом третьем случае, сообщил вице-министр, суд отказывает в ее применении, мотивируя тем, что должник является платежеспособным или не доказал наличие ресурсов для восстановления платежеспособности. “Законопроект направлен на разрешение этих вопросов”, – отметил представитель разработчика.
Проектом Закона предлагается упрощение условий для применения процедур реабилитации и банкротства, сокращение сроков проведения процедур и упрощенная ликвидация бездействующих должников.
Так, при применении процедуры реабилитации суду следует установить не только факт прекращения платежей, но и наличие у должника возможности восстановить платежеспособность. Предлагается, чтобы суд фиксировал наличие неисполненных обязательств свыше трех месяцев и факт “положительного” баланса. Это подтверждает способность компании восстановить свое финансовое положение.
Аналогично по банкротству. Применение процедуры банкротства связано с определением судом факта финансового краха субъекта. По словам вице-министра, сейчас порядок открытия банкротства таков: компания должна находиться в состоянии устойчивых неплатежей на протяжении 3-4 месяцев, после чего возникает право инициировать в судебном порядке банкротство. А суд обязан установить несостоятельность компании, что на практике вызывает различное толкование данного понятия.
В целях совершенствования процедуры банкротства законопроектом предусматривается конкретизация входных критериев, позволяющих открыть процесс банкротства. Суду необходимо будет установить факт “отрицательного” баланса на дату подачи заявления о признании должника банкротом как свидетельства несостоятельности субъекта.
Кроме того, процедуру реабилитации предлагается сделать доступной и для индивидуальных предпринимателей.
Вице-министр напомнил, что действующий Закон не содержит прямой нормы о снятии арестов со счетов и имущества. Вопрос решается зачастую через суд. Компания не может рассчитываться с работниками и поставщиками, а реализация плана находится под угрозой. Законопроектом предлагается отменить все аресты по счетам и имуществу должника с момента утверждения судом плана реабилитации. Это даст возможность компании приступить к исполнению плановых мероприятий, не отвлекаясь на судебные тяжбы.
Вместе с тем в целях недопущения применения реабилитации недобросовестными субъектами законопроектом предусмотрены ограничительные меры. В частности, установлен запрет для применения реабилитации, если со дня вынесения судом решения об отказе в применении такой процедуры не истекло шесть месяцев.
Относительно же сокращения сроков проведения процедуры банкротства вице-министр отметил, что ведущая роль в процедурах отводится кредиторам, так как это лица, прямо заинтересованные в исходе процесса.
“Кредиторы реализуют свои полномочия через собрание кредиторов и комитет кредиторов. Собрание кредиторов затратно по времени и финансам и предполагает участие всех кредиторов, которых могут быть десятки, а иногда и сотни. В среднем на одного банкрота затрачивается до 7,5 месяцев на созыв всех заседаний собраний кредиторов. А Комитет же избирается собранием, является его представительным органом, однако малочислен, а процедура его созыва проще. Поэтому предлагается передать ряд полномочий собрания кредиторов более мобильному Комитету кредиторов. За счет чего ожидается значительная оптимизация сроков проведения процедуры банкротства”, – пояснил К.Баедилов.
Помимо этого, действующим законодательством предусматривается ответственность за преднамеренное и ложное банкротство. Однако для привлечения должностного лица к ответственности требуется установить связь между его действиями по выводу активов и неисполнением обязательств перед кредиторами. Кроме того, необходимо доказать наличие прямого умысла лица, совершившего вывод имущества, на причинение ущерба кредиторам.
“Действующая формулировка составов преднамеренного и ложного банкротства делает сложным процесс привлечения виновных лиц к ответственности. Законопроектом предлагается конкретизировать состав преступления должностных лиц банкрота как причинение имущественного ущерба законным правам и интересам кредиторов”, – сообщил вице-министр.
Законопроектом предлагается также упрощение процедуры банкротства длительно бездействующих должников без возбуждения процедуры банкротства. Для их ликвидации, по словам К. Баедилова, предусматривается упрощенная процедура банкротства должников без привлечения администратора.
После доклада и ответов вице-министра на вопросы депутатов дальнейшее обсуждение законопроекта решено продолжить в рабочей группе во главе с депутатом Мажилиса Екатериной Никитинской.
Презентация законопроекта проведена в рамках заседания Комитета Мажилиса по финансам и бюджету под председательством Гульжаны Карагусовой с участием представителей госорганов и бизнес-сообщества.