17 октября в “Атамекене” состоялся Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции под председательством Сулейменова Каирбека Шошановича.
В нем также приняли участие представители госорганов, бизнеса и ассоциации. Основной повесткой заседания стали закупки.
Открывая Совет, Каирбек Сулейменов подчеркнул, что на закупки что в госсекторе, что в квазигоссекторе выделяются колоссальные средства. И несмотря на все меры государства, закупки все еще остаются одной из самых коррумпированных сфер экономики. Коррупция в закупках уже набившая оскомину тема и хотя на протяжении более 20 лет государства борется с этим “недугом”, приняты три самостоятельных закона и ежегодно вносятся поправки, а проблема так и осталась актуальной. Ежегодно чиновники извлекают из них личную выгоду.
По данным правовой статистики в 2017 году по ст.207 КоАП привлечено 2437 человек, а согласно данным Комитета внутреннего госаудита камеральным контролем выявлено 11 022 нарушения законодательства о госзакупках. Выходит, к ответственности привлечены только 22%.
Например, в Актау руководитель управления закупок и его сотрудники привлекались к административной ответственности более 25 раз, но все же продолжают беспрепятственно работать в этой сфере.
Связано это с тем, что в соответствии с примечанием к статье 207 КоАП должностное лицо не подлежит привлечению к административной ответственности в случае самостоятельного устранения нарушений в течение 10 рабочих дней со дня вручения уведомления об устранении нарушений, выявленных в результате камерального контроля.
“Законодатель сам предоставил право должностным лицам нарушать закон о госзакупках, а в случае их уличения в этих нарушениях, избежать ответственности при условии приведения вынесенных ранее актов в соответствие с законодательством, т.е. своеобразная индульгенция – освобождение чиновника от наказания за нарушение закона”, – считает Каирбек Сулейменов.
Данные положения закона предоставляют право контролирующим органам по своему усмотрению вторгаться в процесс закупок, давать обязательные для исполнения уведомления даже по вопросам, не входящим в компетенцию органов внутреннего государственного аудита.
Таким образом, существующие пробелы и коллизии в законодательстве и организационном обеспечении государственных закупок создают условия для формирования коррупционных рисков, которые оказывают негативное влияние на развитие предпринимательской деятельности.
В целом, только за 2018 и 2019 годы в сфере госзакупок зарегистрировано 496 коррупционных преступлений (2018г. – 275, 2019г. – 221 – прим.). В большинстве случаев преступления совершены в области строительства объектов – 140 фактов, жилищно-коммунального хозяйства – 90, образования – 77, здравоохранения – 33, сельского хозяйства и социального обеспечения – по 15 фактов. Большая часть коррупционных преступлений отмечается в Атырауской (79), Кызылординской (66), Западно-Казахстанской (46), Восточно-Казахстанской (34), Алматинской (33), Павлодарской (33) и Туркестанской областях (33).
Далее участники заседания обсудили представленный Экспертной группой Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции анализ состояния коррупции в сфере закупок товаров, работ и услуг. По конкретным вопросам был составлен протокол для дальнейшей проработки с уполномоченными органами.