В настоящее время последствия финансового кризиса, затронувшие весь мир, сказываются повсеместно. Большинство предприятий, так или иначе ощутившие негативное влияние от кризиса, не сумев адаптироваться к сложившимся условиям, испытывают сложное финансовое и экономическое положение.
В сложившейся ситуации, в период перехода из стадии кризиса в стадию экономического роста, необходим рациональный и эффективный подход к решению тех проблем, которые возникают у предприятий-должников и кредиторов должника.
Одним из действенных инструментов оздоровления экономики, позволяющим стабилизировать финансово-экономическое положение предприятий, восстановить платежеспособность предприятий – должников, является применение процедур, предусмотренных законодательством о банкротстве, а именно путем вовлечения их в процедуру реабилитации и внешнего наблюдения. Показателем эффективности процессов финансово-экономического оздоровления через процедуры банкротства могут являться имеющиеся факты создания на базе ликвидируемых организаций новых производств и рабочих мест.
Процедура внешнего наблюдения, как сравнительно новый элемент института банкротства, направлена, прежде всего, на защиту интересов кредиторов и сохранение имущества должника, выявление признаков преднамеренного и ложного банкротства, проведение анализа финансового состояния должника. Применение данной меры ставит преграду недобросовестным действиям должника, эта мера направлена на пресечение попыток должника распродать или скрыть имеющееся у него имущество. Внешнее наблюдение – это добанкротная стадия, когда еще возможно восстановить платежеспособность должника путем возврата имущества и взыскания дебиторской задолженности, предотвратить случаи преднамеренного и ложного банкротства.
Кроме того, одним из эффективных финансовых инструментов оздоровления казахстанской экономики, является предоставление организациям, испытывающим временные трудности и/или находящимся в тяжелом экономическом положении, мер поддержки по их финансовому оздоровлению, предусмотренных законодательством о банкротстве, в частности, в рамках применения реабилитационной процедуры.
Реабилитационная процедура – судебная процедура, в рамках которой к несостоятельному должнику применяются любые реорганизационные, организационно-хозяйственные, управленческие, инвестиционные, технические, финансово-экономические, правовые и иные, не противоречащие законодательству меры. Реабилитационная процедура это хорошая альтернатива для неплатежеспособного должника избегнуть ликвидации, а для кредиторов получить полное удовлетворение своих требований. При этом данная процедура дает неплатежеспособным организациям реальный шанс восстановления платежеспособности, финансовой устойчивости, повышение конкурентных преимуществ предприятия на рынке (расширения производства, возможность внедрения новых технологий и т.д.), прекращения начисления неустойки (пени и штрафов) по всем видам задолженности, в том числе по кредитам, погашение имеющейся задолженности согласно утвержденному судом графику.
Кроме того, в рамках взаимодействия Комитета по работе с несостоятельными должниками Министерства финансов Республики Казахстан с социально-предпринимательскими корпорациями, рассматриваются такие мероприятия как оказание финансовой помощи при проведении реабилитационных процедур, где возможно участие социально-предпринимательских корпораций, как потенциального инвестора. В настоящий момент на стадии подписания Меморандум о взаимопонимании основных принципов и сферах сотрудничества между Межрегиональными департаментами Комитета по работе с несостоятельными должниками Министерства финансов и социально-предпринимательскими корпорациями.
Учитывая, что к задачам СПК относится не только создание эффективной системы управления государственными активами, внедрение принципов социальной ответственности бизнеса, создание конкурентоспособных, экспортоориентированных производств на основе государственно-частного партнерства, формирование благоприятной среды для привлечения инвестиций и внедрения инноваций, создание институциональных условий для развития малого и среднего бизнеса, но и реабилитация, реструктуризация государственных предприятий, развитие на их основе новых конкурентоспособных производств и технологий, развитие и финансирование проектов, направленных на социальное развитие соответствующего региона, полагаем, что и в сфере банкротства их активное участие было бы эффективным.
К примеру, в рамках реабилитационных мер законодательством о банкротстве предусмотрена процедура санации, в ходе которой собственником имущества должника (уполномоченным им органом), кредиторами или иными лицами несостоятельному должнику оказывается финансовая помощь, а также реализуется иной комплекс мер по мобилизации резервов должника и улучшению его финансово-хозяйственного положения.
Участник санации не только принимает на себя обязательство обеспечить удовлетворение требований всех кредиторов в согласованные с ними сроки, но и осуществляет управление имуществом и делами должника в пределах полномочий, предусмотренных для реабилитационного управляющего, через своих назначенных лиц.
При прекращении производства по делу о банкротстве, в связи с достижением цели санации, его участник, не являющийся собственником имущества должника, приобретает права участника хозяйственного товарищества или акционерного общества в сумме инвестированных им средств на основе принятого общим собранием участников хозяйственного товарищества или акционерного общества до начала санации решения, а если должником является государственное предприятие или производственный кооператив – после предварительной реорганизации его в хозяйственное товарищество на основе решения соответственно уполномоченного собственником имущества государственного органа либо общего собрания членов кооператива.
Кроме того, СПК может приобрести производственные активы предприятий-банкротов на торгах и на их базе создавать новые производства, тем самым содействовать экономическому развитию региона, а также участвовать в решении проблем занятости населения.
В настоящее время ведется работа по санации предприятия ГП «Фабрика народно-художественных промыслов и надомных форм труда «Тускииз» общества инвалидов РК», в качестве санатора выступает АО НК «СПК «Жетісу».
Одним из положительных примеров является применение процедуры внешнего наблюдения к таким неплатежеспособным предприятиям как ОАО «Автобусный парк №3», ТОО «Алматыпромстрой», ТОО «Авангард». В рамках проведения процедуры внешнего наблюдения обеспечена сохранность имущества должников, а также в результате проведения анализа финансового состояния предприятиям было рекомендовано применить реабилитационную процедуру. В настоящий момент организациями реализуются мероприятия, предусмотренные планом реабилитации.
Предприятием ТОО «Алматыпромстрой» успешно осуществляется реабилитационная процедура, численность работающих на предприятии составляет 24 человека, имеется 114 дольщиков. За период реабилитации завершено строительство одного из объектов – ЖК «Акмарал». На сегодняшний день получен акт государственной комиссии о приемке в эксплуатацию завершенного строительства, все дольщики получили ключи от квартир.
С начала текущего года все 5 предприятий, в отношении которых применялась реабилитационная процедура, 100 % восстановили свою платежеспособность. В 2007 году завершили реабилитационную процедуру в связи с достижением цели реабилитации 82% предприятий, в 2008 году – 83% предприятий.
Как видно, конечной целью финансово-экономического оздоровления предприятий при применении процедур внешнего наблюдения и реабилитации является создание благоприятных экономических условий, в которых действуют состоятельные и жизнеспособные предприятия.
Между тем Комитет, при введении процедур реабилитации, сталкивается с такой проблемой, как несогласие банков – залоговых кредиторов на введение данной процедуры, а также всяческим препятствованием в рамках реабилитационных процедур. Это при том, что в настоящее время государством осуществляются капиталовложения в банковскую систему, в целях обеспечения экономической активности малого и среднего бизнеса, а также крупных предприятий Казахстана.
Банки стремятся взыскать кредитные займы у предприятий должников путем самостоятельного проведения внесудебных торгов, вследствие чего ухудшается как финансовое, так и производственно-хозяйственное состояние предприятий, что в дальнейшем приводит к невозможности восстановления платежеспособности предприятия.
Вместе с тем, следует учитывать, что введение реабилитационной процедуры дает банкам ряд преимуществ. Так, например, известно, что оценка залогового имущества должников производилась до наступления финансового кризиса в стране. В связи с обвалом цен на недвижимость и снижением покупательской способности, банки при реализации залогового имущества не имеют возможности осуществить полный возврат вложенных финансовых средств, соответственно несут существенные убытки. Давая согласие на введение реабилитационной процедуры, банки гарантированно могут вернуть свои средства в течение 3-х лет. А, учитывая, что залоговые кредиторы входят в состав комитета кредиторов, они могут контролировать весь процесс реабилитации и, при обнаружении нецелесообразности проведения процедуры реабилитации, могут ходатайствовать в суд о ее прекращении на любом этапе. Имущество в любом случае остается на балансе у должника и, в случае прекращения реабилитации предприятия в связи с невозможностью восстановления платежеспособности, они могут его реализовать.
Поддержка со стороны банков в данной ситуации стало бы началом успешного развития предприятий, что в итоге отразилось бы на экономическом развитии региона, позволило бы сохранить рабочие места, налогооблагаемую базу и снизить социальную напряженность.
Информация предоставлена Министерством финансов РК
Алигожин Бекет Кабиденович
заместитель Председателя Комитета
по работе с несостоятельными должниками
Министерства финансов Республики Казахстан