Сертификация CAP/CIPA существует с 2001 года. Сертификация проводится на русском языке, что изначально указывало на направленность сертификации на бухгалтеров Российской Федерации. Однако наибольшее распространение сертификация получила не в России, а среднеазиатском регионе и Украине.
Практически с самого появления сертификации, делаются постоянные попытки казахстанских организаций, состоящих в ЕССБА, «протащить» сертификацию на законодательном уровне. Первая агрессивная попытка была предпринята в 2005-2006 гг. Как известно, в это время обсуждался проект Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», в котором завуалировано, устанавливалась монополия CAP/CIPA и экзаменационной сети CIPA EN. Однако эта попытка потерпела крах – законодателями было принято решение создать свою сертификацию профессиональных бухгалтеров.
Примечание. Кстати, до сих пор, не понятен статус CIPA EN и кто является учредителем и «хозяином» этой организации. Известно, что головной офис сети зарегистрирован в штате Делавэр, который славится своими либеральными требованиями к регистрации организаций. К слову, в 2006 году американские сенаторы уже проводили расследование в отношении штатов Делавэр, Орегон и Невада, и сделали вывод, что необычайная простота регистрации компаний сделала американские штаты Делавэр, Неваду и Орегон сверхпривлекательными для преступников и аферистов. Многие компании, зарегистрированные в этих штатах, подозреваются в отмывании денег. (http://www.gaap.ru/news/gaap_ifrs/1047/)
Изначально, развитием сертификации CIPA занималось агентство USAID, Pragma и другие американские организации. Не удивительно, что за основу сертификации были взяты успешные североамериканские аналоги сертификаций AICPA и CGA.
С 2008 года права на сертификацию были переданы ЕССБА, но экзамены по-прежнему организует CIPA EN. Изменилась только схема регистрации на экзамены, да и профессиональные организации, состоящие в ЕССБА, получают часть регистрационного взноса и занимаются собственно регистрацией. Оставшаяся часть регистрационного взноса перечисляется CIPA EN.
Изначально сертификация начала свое развитие в идеальных условиях: полное отсутствие конкуренции и профессиональных организаций, разумеется, за исключением Палаты аудиторов и Палаты бухгалтеров. Это вкупе с финансовой поддержкой, размер которой доходил порой до нескольких миллион долларов, и поспособствовало такому скачку. Свою прогрессивную роль сертификация выполняла – бухгалтеры поняли, для чего нужны профессиональные сертификации в целом. Процесс пошел – люди стали регистрироваться на экзамены.
Затем, пошли известные попытки лоббирования CAP/CIPA через закон. На многочисленных конференциях и мероприятиях говорилось о том, что сертификация будет признана в качестве сертификации профессионального бухгалтера. Более того, активно продвигалась идея законодательно закрепленной нормы по обязательному членству профессионального бухгалтера в профессиональной организации – на тот момент единственной, соответствующей требованиям, указанным в проекте закона – Палате бухгалтеров. К счастью, эта норма не прошла – в противном случае, бухгалтеры попадали в полную зависимость от профессиональной организации, причем неуплата членских взносов могла послужить потерей статуса «профессионального бухгалтера».
В итоге казахстанские лоббисты от ЕССБА стали жертвами своей самоуверенности – ни одна из норм закона о бухгалтерском учете не совпадала с их чаяниями. Более того, норма, которая вроде как позволяла признать сертификат CAP/CIPA, как «… квалификационные свидетельства профессионального бухгалтера, выданные иностранными институтами, являющимися действительными членами Международной федерации бухгалтеров», не могла быть применена, т.к. ЕССБА является казахстанской организацией и зарегистрирована в Алматы.
Важно отметить, что «международность» сертификации весьма сомнительна. Дело в том, что сложившаяся ситуации показывает, что наибольшее количество желающих получить сертификат CAP/CIPA приходится на Среднюю Азию и Украину. Показатели роста в той же Российской Федерации не блестящие. Гораздо большей популярностью в России пользуются всемирно признанные британские сертификаты и дипломы ACCA, CIMA, IAB, IFA и т.д. Непопулярность CAP/CIPA легко объяснить, поскольку этот сертификат не дает никаких преимуществ для его обладателя. В российских организациях бухгалтерский учет ведется либо в соответствии с ПБУ, либо ПБУ плюс подготовкой отчетности по МСФО. Разумеется, если организация составляет отчетность по МСФО, то выбор бухгалтера падает в первую очередь на АССА, а именно диплом по МСФО ДипИФР.
Примечание. Министерством финансов РК была предпринята попытка приравнять ДипИФР к сертификату профессионального бухгалтера, но эта попытка была заблокирована не без участия казахстанских представителей ЕССБА.
Тем не менее, у сертификации CAP/CIPA существует возможность получить действительно международное признание, но только после выполнения ряда условий.
• Необходима прозрачность деятельности как экзаменационной сети, так самих профессиональных организаций
1) Для этого следует перевести головной офис CIPA EN в любую страну, представитель которой состоит в ЕССБА. В данном случае не имеет значения местонахождение. Это может быть и Украина, Россия, Белоруссия и т.д. Понятно, что факт нахождения головного офиса в России сделает саму сертификацию более привлекательной для российских бухгалтеров и аудиторов, т.е. именно в том сегменте, на который сертификация и рассчитана.
2) Необходимо назвать учредителей сети CIPA EN, поскольку заявления о том, что учредителем сертификации является ЕССБА, не имеют никакого значения, до тех пор, пока основной денежный поток уходит в непонятном направлении.
• Необходима смена руководства ЕССБА
1) Смена руководства крайне необходима, учитывая откровенный крен в сторону коммерциализации сертификации. Безусловно, многолетнее нахождение и совмещение поста председателя ЕССБА, создает условия для превалирования личных интересов над общественными. Это может происходить незаметно для самого человека, занимающего пост.
2) В случае смены руководства ЕССБА наиболее оптимальным вариантом на сегодняшний день является избрание российского представителя на эту должность. Профессиональные организации России являются наиболее развитыми и сильными на территории постсоветского пространства, как по организации своей деятельности, так и с методологической позиции.
• Необходим пересмотр программ сертификации на соответствие требованиям Международных стандартов образования МФБ
1) Международные стандарты образования существуют с 2003 года и практически не менялись по сегодняшний день. Однако до сих пор программа CIPA не соответствует требованиям МФБ. На протяжении нескольких лет ведутся обсуждения о введении третьего дополнительного уровня сертификации, но это так и не произошло.
2) Крайне мало внимания уделяется вопросам профессиональной этики, несмотря на то, что этика занимает гораздо более важную позицию при аудите финансовой отчетности в соответствии с МСА, чем знание бухгалтерского учета, налогов и т.д.
• Необходимо вести честную конкурентную борьбу, соответствующую этическим нормам
1) Одним из главных достоинств сертификата называлось наличие на нем логотипа КМСФО. Более того, такое право называлось, чуть ли не эксклюзивным, и сертификация CAP/CIPA объявлялась единственной, имеющей право на размещение логотипа. Это является искажением фактов, поскольку на территории СНГ еще одна организация имеет право на размещения логотипа – Самарский институт профессиональных бухгалтеров.
2) Прекратить использовать в своих агитационных материалах указание на то, что сертификация является единственной и первой русскоязычной сертификацией. Это также является намеренным искажением фактов, поскольку на деле первой русскоязычной сертификацией является сертификация IAB/IFA, которая существует на русском языке с 1996 года. Более того, эта сертификация является даже более «международной», чем CAP/CIPA, т.к. признана в 90 странах мира, и, что еще более важно, является аналогом англоязычной британской сертификации.
3) Прекратить попытки законодательного лоббирования сертификации через законы об аудиторской деятельности и бухгалтерском учете, а также соответствующие подзаконные акты.
Выполнение этих условий, безусловно, поможет остановить процесс отторжения сертификации, и будет способствовать ее развитию, без искусственного навязывания сертификации.