Источник: Министерство финансов РК
В Казахстане наблюдается тенденция снижения деловой активности субъектов предпринимательства и замедления экономического роста. Данный фактор оказал свое влияние на сферу банкротства. По данным комитета по работе с несостоятельными должниками Министерства финансов РК (далее комитет), в «зоне риска» оказались предприятия, которые оказывают услуги в сфере нефтедобывающего сектора, строительной отрасли. Чаще всего процедуру банкротства проходят предприятия именно реального сектора экономики.
Знание действующего законодательства в сфере банкротства позволяет кредиторам использовать его (Закон) для своевременной и эффективной защиты своих имущественных прав.
Как следует из Закона РК «О банкротстве»:
«Конкурсное производство – это процедура, осуществляемая с целью удовлетворения требований кредиторов, следовательно, обеспечение интересов кредиторов является основной задачей проведения ликвидации должника.
Во-первых, необходимо знать, что каждый кредитор в отдельности или несколько кредиторов вместе вправе направить в суд заявление о признании должника банкротом. При этом необходимо учитывать, что задолженность перед кредитором (либо в совокупности перед несколькими кредиторами) должна составлять сумму не менее 150 МРП и просрочку платежа по времени возникновения не менее трех месяцев до подачи искового заявления. Более подробная информация размещена в статье 22 Закона РК «О банкротстве».
Во-вторых, своевременная подача заявления о признании должника банкротом впоследствии может обеспечить более полное удовлетворение требований. Но, к сожалению, зачастую должники в преддверии наступления несостоятельности стараются напротив максимально реализовать имеющиеся активы предприятия.
В-третьих, при подаче искового заявления в судебный орган, заявитель имеет право на подачу заявления об обеспечении исковых требований. Так, для обеспечения требований кредиторов суд по заявлению кредитора или прокурора либо иного лица, участвующего в деле, вправе принять следующие меры обеспечения:
– наложить арест на принадлежащее должнику имущество (часть имущества), в том числе деньги;
– запретить должнику совершать действия, которые могут повлечь уменьшение его имущества, либо иным образом ущемить интересы кредиторов;
– приостановить взыскание по исполнительным или иным документам, по которым взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке.
Для достижения целей осуществления конкурсного (ликвидационного) производства уполномоченным органом назначается конкурсный управляющий – ликвидатор, который в целях обеспечения интересов кредиторов и принятия решений с их участием в конкурсном производстве формирует состав кредиторов и представляет его на утверждение в уполномоченный орган.
В состав комитета кредиторов входят представитель кредиторов по оплате труда, социальным отчислениям в Государственный фонд, социального страхования, кредиторы по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, представитель кредитора – уполномоченного органа по управлению государственным материальным резервом, а также конкурсные кредиторы и залоговые кредиторы, имеющие наибольшие суммы требований к должнику.
При конкурсном производстве расчеты с кредиторами производятся в строгой очередности, предусмотренной законодательством, в размере, определенном сформированным реестром требований кредиторов. В первую и вторую очередь удовлетворяются требования граждан, получивших вред жизни и здоровью при производстве работ и исполнении служебных обязанностей, долги по заработной плате, алиментам и т.д.. Тем самым достигнут, и обеспечивается принцип преобладания интересов граждан над интересами государства, а также соблюдение конституционных прав гражданина на получение соответствующего вознаграждения за свой труд. К примеру, по результатам первого полугодия текущего года погашение требований кредиторов по заработной плате по ликвидированным должникам, признанным банкротом, составило более девяноста процентов, что в денежном выражении составляет порядка 400 млн. тенге.
При формировании реестра требований кредиторов к должнику, заявление подать необходимо не позднее чем в двухмесячный срок с момента публикации объявления о признании должника банкротом. После чего конкурсный управляющий передает реестр требований кредиторов и результаты их рассмотрения для утверждения в уполномоченный орган.
Расчеты с кредиторами каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Требование кредитора с его согласия может быть удовлетворено способами, не противоречащими законодательству Республики Казахстан, в том числе в денежной форме и (или) посредством передачи имущества в натуре. В случае недостаточности имущества банкрота оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам их требований, подлежащих удовлетворению.
Требования кредиторов, заявленные после истечения срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 71 Закона РК «О банкротстве», но до утверждения ликвидационного баланса, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок.
Требования кредиторов первой и второй очередей, заявленные до окончания расчетов со всеми кредиторами, подлежат удовлетворению за счет конкурсной массы. До включения в реестр таких требований погашение требований кредиторов соответствующей очереди приостанавливается. В таком же порядке подлежат удовлетворению требования кредиторов других очередей, заявленные в установленный срок, но не признанные конкурсным управляющим, в отношении которых имеется решение суда об их удовлетворении.
Претензии кредиторов, не удовлетворенные за недостатком имущества банкрота, а также не заявленные до утверждения ликвидационного баланса, считаются погашенными. Указанные суммы должны быть списаны кредитором с дебиторской задолженности на основании определения суда о завершении конкурсного производства.
Иманбаева С.Е
Эксперт Управления
по контролю за проведением
процедур банкротства
КНД МФ РК.