Их кредо – проведение ювелирных операций по добыванию денег. Альфой и омегой их существования стало удовлетворение жажды сверхприбылей – на кону 100 млрд. долларов. Их устраивает только одно – игра по собственным правилам. Их клиенты зачастую превращаются в досадное приложение к милым сердцу дензнакам. Они, имея менталитет крокодила, через любого перешагнут и ноги вытрут.
Да, да, это все о них – именитых консалтинговых и аудиторских компаниях, которые затянуты в трясину нескончаемых скандалов, но которым, впрочем, это обстоятельство ничуть «не трет». Они активно работают на развивающихся рынках, в том числе и в Казахстане, и их услуги пользуются спросом. Учитывая методы и формы работы аудиторов из «большой четверки», нетрудно предугадать, к чему в итоге приведет их сотрудничество с казахстанским бизнесом – скорее всего, к очередной серии громких разоблачительных заявлений.
В ожидании финансового оргазма
По большому счету, деятельность «большой четверки» очень смахивает на деятельность известной ОПГ «Четыре брата». Братки делили-делили рынок Казахстана, пока не погорели, так и каждый из звездных аудиторов делает все, чтобы перетянуть одеяло на свою сторону. Безусловно, на этом сходство заканчивается, так как в отличие от четырех братьев, у четырех аудиторских компаний в руках, как это ни покажется странным, административный ресурс. А иначе как объяснить то, что даже череда громких многомиллионных скандалов никак не отобьет не только у частного бизнеса, но и у государственных предприятий желания пользоваться их услугами? Вспомните ЮКОС, аудитором которого была компания PricewaterhouseCoopers, обвинявшаяся в том, что она помогла Ходорковскому объегорить бюджет и не уплатить налоги. И давайте посмотрим на другого российского гиганта – «Газпром», который патронирует сам Путин. Аудитор все тот же – PricewaterhouseCoopers.
Если кто-то думает, что в Казахстане дела делаются по-другому, и законы «дикого» российского бизнеса для нас нечто неприемлемое, то он ошибается. Но пока «большая четверка» выходит сухой из воды, пусть и с подмоченной репутацией и пытается, вопреки очевидному, держать марку…
Начнем с фактов, общедоступных и не являющихся секретом. Все компании «большой четверки» – уже упомянутая нами PricewaterhouseCoopers, Deloitte Touche Tohmatsu, Ernst & Young и KPMG в разное время засветились в громких скандалах. Их обвиняли и в подтасовке отчетов, и даже в продаже клиентам схем ухода от налогов. Но больше всех отличилась последняя.
Самый младший «брат» в четверке – компания KPMG – имеет швейцарское происхождение. В Казахстане компания работает с 1996 года, руководит ее казахстанским отделением Жанат Бердалина. Компания пропагандирует некую «систему ценностей, совершенствующуюся на протяжении 150 лет». Впрочем, что это за ценности, долго гадать не приходится. Реноме компании говорит само за себя.
– SEC обвинила KPMG в манипуляциях с финансовой отчетностью Xerox с 1997 по 2000 год, в результате чего ее доходы были завышены в общей сложности на 6,4 млрд.долларов В результате долгих споров компания пошла на мировое соглашение с SEC и обязалась пересмотреть свои финансовые показатели и уплатить 10 млн. долларов в качестве штрафа.
– Крупный бразильский банк, который KPMG аудировало 15 лет подряд, в течение большей половины этого срока проводил серьезные финансовые махинации. В декабре 2006 года Fannie Mae подало иск против своего официального аудитора KPMG, требуя возмещения ей 2 млрд. долларов, в том числе 1 млрд., потраченного на пересмотр отчетности. В иске Fannie Mae указано, что аудитор подтверждал отчетность агентства, не соответствующую бухгалтерским стандартам по многим основным параметрам, пропустив более 30 бухгалтерских ошибок.
– В марте 2003 года KPMG согласилась выплатить 200 млн. долларов за досудебное урегулирование споров вокруг ошибок, допущенных при аудите компаний Rite Aid и Oxford Health. Попытки оправдаться для KPMG не увенчались успехом. Новый аудитор – PricewaterhouseCoopers, как отмечают СМИ, не облегчил участь KPMG. Вердикт был однозначен – в конце 1990-х годов KPMG документально завысила прибыль корпорации Rite Aid на 1,6 миллиарда долларов.
– в 2005 году американское подразделение компании обвинили в том, что оно предлагало своим клиентам полулегальные схемы ухода от налогов. В результате уголовные обвинения были сняты, однако компания выплатила штраф в 456 млн. долларов.
И это далеко не полный перечень «прегрешений», имеющихся на счету этой компании. И возникает вопрос: неужели в Казахстане бизнес KPMG более чистый и прозрачный, не подверженный подобным ЧП? Или просто всему свое время?
Заветам мафии верны
По большому счету, пользоваться услугами компаний «большой четверки» – просто дело привычки. Наши бизнесмены, в силу менталитета, еще пытаются хранить тайну полишинеля, а россияне откровенничают напропалую. По их словам, отчеты, которые готовят аудиторы именитых западных фирм, предназначаются исключительно для иностранных партнеров и инвесторов, доверяющих брэнду и авторитету аудитора. Реальной же помощи в выявлении бухгалтерских ошибок и толковых консультаций от них ждать не стоит. Тем более что в свете не стихающих скандалов встает вопрос о надежности аудиторов, которые получают полный доступ к бухгалтерской документации и к информации, являющейся коммерческой тайной. Гарантий, что, став работать на конкурентов, они не разложат все подноготную предыдущих клиентов, – абсолютно никаких. Да, есть законы, нормы этики, но, как показывает практика, компании «большой четверки» с легкостью перепрыгивают через эти заградительные барьеры.
По большому счету, деятельность «большой четверки», фактически монополизировавшей мировой рынок аудиторских услуг, до боли напоминает схемы работы Аль Капоне, который был не только «крестным отцом» чикагской мафии, но и основателем индустрии прачечных. Сначала парни из его банды обошли все постирочные Чикаго с требованием платить за охрану 10 долларов в месяц. Те, кто отказывался, получали в ответ разбитые витрины, двери, облитые кислотой, сорванные вывески, испорченное белье клиентов. Вскоре платить стали все, а Капоне открыл прачечные по всей Америке, которые постепенно становилось частью культуры и настоящим бизнесом. Аудиторские фирмы – то же самое, только вместо испорченного белья клиентов – испорченное реноме. Хочешь выглядеть хорошо – плати и молчи. Правда, в отличие от аудиторов, ссылающихся на свою безоблачную репутацию, «крестный отец» был более честным и заранее предупреждал, что короткий путь к успеху всегда заминирован.
Безусловно, рано или поздно то, что навязло в зубах, станет поперек горла. Но вот вопрос – когда? Вполне возможно, совсем скоро.
Но вернемся к KPMG. Не так давно в СМИ промелькнула информация, что с этой компанией сотрудничает один из крупнейших банков Казахстана – «БТА Банк», и что KPMG должна была представить на рассмотрение комитета кредиторов презентацию финансового положения банка. Согласитесь, учитывая, что для младшего «брата» четверки – KPMG – обычной практикой стало досудебное урегулирование проблемных вопросов (200 млн. долларов в 2003-м, почти полмиллиарда в 2005-м), – опять же возникают вопросы. И главный из них звучит так: «Где гарантии, что этот отчет беспристрастен и не вредит интересам БТА?». Как можно верить выводам компании, не так давно уплатившей такой громадный штраф за ошибки в отчете?
Ответа на этот вопрос, увы, не существует. Таковы правила этой странной игры, в которой заведомо известно, кто начальник, а кто дурак… Равно как и на другой, не менее философский – за что и кому мы платим?
В цивилизованном мире аудиторов ловят за руку и заставляют большими деньгами отвечать за свои действия. Для Казахстана такой расклад все равно что утопический сон учительницы начальных классов. Казахстанский бизнес, хоть и матерится про себя, но миру демонстрирует слепую веру и желание платить за хорошее реноме перед потенциальными внешними кредиторами. Об этом свидетельствует тот факт, что знаменитая Ernst & Young, аудировавшая «БТА Банк» последние несколько лет, не заметила, как из него выводились сотни миллионов долларов. Может, пришла пора расставить точки над i?
Юлия КИСТКИНА
P.S.
Мы попросили казахстанских представителей «большой четверки» прокомментировать изложенные факты. Но, к сожалению, все они попросили выслать письменные запросы. Что ж, будем надеяться, что к следующей пятнице ситуация прояснится, и мы хотя бы получим ответы на часть поставленных вопросов.
P.P.S.
Когда верстался номер, мы получили ответ от компании Ernst & Young:
Спасибо за Ваше обращение в компанию «Эрнст энд Янг».
Мы не даем комментарии по вопросам, связанным с клиентами «Эрнст энд Янг».
Это профессиональное правило обосновано независимостью аудитора и стандартами бизнес-этики. Поскольку большинство Ваших вопросов связано с деятельностью клиентов, мы не можем предоставить комментарии.
С уважением Наталья Козленкова, Manager/Marketing and Business Development
Источник: Camonitor.com
7 августа 2009