На предыдущем заседании Консультативного органа МФ РК (01.04.2011) обсуждались результаты выполнения рекомендаций Всемирного банка по отчету РОСК-2007. У некоторых пользователей этого отчета возник вопрос относительно выполнения рекомендаций, т. к. в нем отсутствуют ссылки и рекомендации для организаций, которые возникли в 2007-2010 гг.
Отчет Всемирного банка о соблюдении стандартов и кодексов (РОСК)
Этот отчет формируется в рамках исследований Всемирного банка. Основной целью отчета является оценка системы регулирования, отчетности и аудита в отдельной стране.
В Казахстане подобное исследование проводилось в 2005-2007 годах, которое завершилось публикацией в начале 2007 года отчета и рекомендациями Всемирного банка по развитию бухгалтерского учета и аудита в Казахстане.
Представляется, что основным недостатком отчета является неудачно подобранное время проведения исследования. Период с 2007 по 2010 год следует признать наиболее богатым на события и изменения в законодательстве, которые в отчете не были учтены.
Рекомендации, содержащиеся в отчете, в большей степени относились к существовавшим в 2005-2006 гг. :
– Палате аудиторов (как единственному на тот момент объединению аудиторов);
– Палате профессиональных бухгалтеров и аудиторов (объединение бухгалтеров);
– CAP/CIPA (сертификации, предназначавшейся для помощи развивающимся странам).
Тем не менее данные рекомендации следует учитывать другим профессиональным бухгалтерским и аудиторским организациям, а также организациям по сертификации.
Рассмотрим, как эти рекомендации можно выполнить и какие из них были выполнены.
Рекомендации профессиональным аудиторским организациям
На сегодняшний день существуют две профессиональные аудиторские организации: Коллегия аудиторов и Палата аудиторов, причем Коллегия аудиторов является первой профессиональной аудиторской организацией, аккредитованной Министерством финансов РК.
Публикация отчета РОСК примерно совпала с датой аккредитации коллегии. Несмотря на то что в отчете Коллегия аудиторов упоминается только один раз, руководством коллегии было принято решение учитывать рекомендации Всемирного банка в своей деятельности.
Сейчас видно, что решение это было правильным. Подтверждением этого служит отчет Министерства финансов, представленный на заседании Консультативного органа, прошедшем 1 апреля 2011 года.
По отчету Министерства финансов РК, составленному в ответ на запрос Всемирного банка, видно, что среди всех профессиональных объединений, наибольший вклад в выполнение рекомендаций Всемирного банка внесен Коллегией аудиторов.
За 4 года Коллегия аудиторов сумела сделать больше, чем некоторые профессиональные объединения, не сумевшие и не пожелавшие сделать за 20 лет своего существования:
-
Налажена система повышения квалификации аудиторов и специалистов аудиторских фирм – членов ПАО «Коллегия аудиторов».
-
Разработана и запущена система подготовки ассистентов аудиторов.
-
Разработаны детальные руководства по предварительному планированию и планированию аудита.
-
Переведено на русский язык практическое руководство МФБ по контролю качества в малых и средних аудиторских организациях.
-
Выпущен компакт-диск с внутрифирменными стандартами аудиторской деятельности.
-
Разработаны правила и программа внутреннего контроля аудиторских организаций – членов ПАО «Коллегия аудиторов» по применению законодательства о противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма.
-
Большая работа была проведена по содействию вступлению аудиторских фирм – членов коллегии в международные сети (Kreston Int., Leading Edge Alliance, Russell Bedford, INAA, MGI и т. д.).
-
Заключены соглашения о сотрудничестве с рядом международных организаций и высшими учебными заведениями.
-
Осуществляется постоянная поддержка сайта Коллегии аудиторов.
Пример Коллегии аудиторов показателен. Очевидно, что искусственное ограничение аудиторов или бухгалтеров рамками одной организации является сдерживающим фактором, мешающим в полной мере реализовать потенциал профессионального сообщества Казахстана.
Отметим, что коллегия смогла достигнуть результатов без государственного или иного финансирования.
Рекомендации по сертификации профессиональных бухгалтеров
Значительная часть отчета посвящена рекомендациям для сертификации CAP/CIPA. Это неудивительно, учитывая тогдашнюю монополию сертификации в Казахстане. В настоящее время ситуация поменялась и национальные сертификации пользуются гораздо большим спросом, несмотря на «международный» статус CIPA.
Нынешняя утрата позиций сертификации вполне естественна, это предполагалось с самого начала ее создания.
Программа CIPA создавалась для помощи развивающимся странам СНГ в становлении собственных программ сертификаций. Для распространения программы был создан Евразийский совет сертифицированных бухгалтеров и аудиторов, ныне переживающий серьезный системный кризис.
Такая схема вполне характерна на начальном этапе постановки системы бухгалтерского учета и аудита в странах третьего мира. Например, аналогичная схема работает в Западной Африке. Действующая там региональная бухгалтерская организация, объединяющая профессиональные объединения из Сьерра-Леоне, Либерии, Нигерии, Бенина, Кот-д’Ивуара и т. д., продвигает сертификацию ATSWA (Accounting Technicians Scheme – West Africa) – аналог среднеазиатской CIPA. К слову, западноафриканская сертификация ATSWA по своей структуре в большей степени соответствует требованиям МФБ.
Таким образом, отход от CAP/CIPA вполне логичен – зачем Казахстану ориентироваться на страны третьего мира?
Наличие собственных систем сертификации – признак определенного уровня развития профессионального сообщества любого государства, и Казахстан достиг того уровня, когда можно создать что-то самостоятельно. В случае с CIPA профессиональные организации, входящие в ЕССБА, имеют весьма опосредованное влияние на сертификацию. Многие организации – члены ЕССБА не участвуют в разработке сертификации, что, конечно же, не способствует их развитию.
О том, что актуальность сертификации CIPA утрачена, свидетельствует факт передачи USAID прав на сертификацию частному лицу (согласно отчету комитета по финансам ЕССБА). Для Казахстана CIPA – отработанный материал и восстановлению не подлежит. Возврат к CIPA будет означать признание профессиональной слабости и неспособности создавать собственный продукт.
В последнее время наблюдается определенный рост популярности CIPA в Таджикистане, Украине, Кыргызстане, Узбекистане. Это связано с тем, что профессиональные организации в этих странах находятся в начале своего пути и все еще зависимы от внешней поддержки.
Казахстанским организациям по сертификации необходимо добиваться повышения требований к профессиональному бухгалтеру. Экономика меняется и в целом корпоративная культура в Казахстане улучшается. Для того чтобы идти в ногу с этими изменениями, профессиональные бухгалтеры должны расширять свои знания и кругозор. Очевидно, что в рамках трех предметов (бухгалтерский учет, налоги и право) сложно вместить всю информацию, которой должен владеть бухгалтер.
Возможным выходом из ситуации могло бы стать утверждение Минфином перечня дисциплин вместо перечня экзаменов. Это даст организациям по сертификации больше возможностей по разработке программ и экзаменов на сертификацию профессионального бухгалтера. Это, в свою очередь, позволит вести конкуренцию не только на уровне ценовых политик, но и на профессиональном и качественном уровне.
Качественное совершенствование программы сертификации профессиональных бухгалтеров – залог дальнейшего существования национальной сертификации профессиональных бухгалтеров. Те организации по сертификации, которые смогут осознать это раньше, обеспечат себе конкурентное преимущество в будущем.
Новое и старое
Пока все изменения в негосударственном регулировании бухгалтерского учета имеют гораздо больше положительных сторон. Культивировавшийся ранее принцип «одной профессиональной организации» оказался несостоятельным и неприменимым в Казахстане. Это не плохо и не хорошо – это нормально. Какого-то отрицательного влияния на инвестиции и экономику нашей республики существование нескольких профессиональных аудиторских или бухгалтерских объединений не оказало и в принципе не может оказать.
Вопросы регулирования, аттестации, аккредитации и лицензирования всегда являлись прерогативой любого государства, и зарубежных инвесторов это, по большому счету, мало волнует, если рынок привлекателен. И уж точно при принятии решения о вложениях инвестора меньше всего будет волновать, каким образом проходил сертификацию бухгалтер или аудитор.
Регулирование аудита и бухгалтерского учета в Казахстане всегда было довольно жестким. Сейчас регулирование остается преимущественно государственным, но изменения в подходе государственных органов в решении вопросов регулирования заметны. Может быть, это связано с прошедшим кризисом, но конкретный результат деятельности начинает играть более значимую роль, чем «показуха» и опора на былые успехи.
Как итог, новые организации переигрывают «динозавров», так как показывают конкретный результат без финансирования со стороны государства или зарубежных организаций.
Происходящие изменения в системе аудита и бухгалтерского учета можно сравнить с революцией, со всеми сопровождающими ее известными эффектами. Многих это пугает, но как справедливо говорил Герберт Джордж Уэллс: «Там, где нет перемен и необходимости в переменах, разум погибает».
Данияр Нурсеитов, аудитор РК