IFRS 11 и IAS 31: что нового?

Автор: Martin. Guantes, партнер компании SGV &Co.

Источник: BusinessWorld online

Перевод: GAAP.RU

Часть 1 из 2

Совет по международным стандартам финансовой отчетности (IASB) недавно выпустил новый стандарт – МСФО (IFRS) 11 «Совместные соглашения», который распространяется на годовые отчетные периоды начиная с 1 января 2013 года.

МСФО (IFRS) 11 заменяет собой прежний стандарт IAS 31 «Участие в совместной деятельности» и интерпретацию к нему SIC 13 «Совместно контролируемые предприятия: неденежные взносы участников». Организации, которые эти изменения затронут с наибольшей степенью вероятности, скорее всего, принадлежат индустрии строительства и недвижимости, или занимаются добычей полезных ископаемых – здесь совместные соглашения распространены больше всего.

Согласно определению МСФО 11, «совместное соглашение» представляет собой контрактное соглашение, в рамках которого две или более стороны получают совместный контроль над предприятием (в широком смысле; «предприятием» как «программой действий» тоже – GAAP.RU).

Сфера действия МСФО 11 осталась прежней, даже несмотря на изменение ключевого понятия (оно же – назавание) с «совместных предприятий» («joint ventures») на «совместные соглашения» («joint arrangements»). Сам термин «совместные предприятия» на практике довольно часто используется,  но конкретно в стандарте МСФО 11 имеет очень узкую трактовку – всего лишь как один из двух возможных типов совместных соглашений.

Ключевое различие между IFRS 11 и IAS 31 заключается в ответе на вопрос, что именно определяет учет совместных соглашений двух и более сторон. В старом стандарте IAS 31 учет определялся исключительно юридическим статусом организации, в отношении которой заключается соглашение. С другой стороны, в IFRS 11 учет основывается на ключевом принципе, который гласит, что участвующие стороны обязаны признавать частью своих прав и обязательств либо права на активы и обязательства по пассивам, либо права на чистые активы, возникающие в результате соглашений.

В сущности, IFRS 11 обеспечивает правильное отражение экономической сущности соглашения в учетной практике, поэтому подход к учету должен простираться за пределы юридической формы организации и касаться прав и обязательств сторон, участвующих в соглашениях.

Когда проводится анализ соглашений с другими сторонами, организация должна акцентировать свое внимание на следующих двух важных вещах: 1) есть ли у нее контроль / совместный контроль и 2) Какова природа прав и обязательств, возникающих в результате соглашения. Первый фактор определяет, подпадает ли вообще соглашение под IFRS 11, а второй фактор влияет уже на классификацию совместного соглашения. А оно ли это на самом деле – совместное ли это соглашение? Это первый вопрос, который компании должны задать сами себе, а ответом на него является контроль. Сам термин «контроль» (или «совместный контроль») имеет новое определение в стандарте.

Также полезным может оказаться решение полистать новые стандарты IFRS 10 «Консолидированная финансовая отчетность» и IFRS 12 «Раскрытие участия в прочих компаниях», которые были выпущены Советом по МСФО одновремено с IFRS 11: они также являются тематически довольно близкими. Новые определения могут привести к совершенно другому умозаключению относительно наличия контроля. В частности, МСФО 10 гласит, что инвестор контролирует объект инвестиций, если у него или нее есть права на получение прибыли от участия в объекте, и у него/нее есть возможность воздействовать на эту прибыль.

Очень часто больше прав бывает у того, кто держит больше всего голосующих акций подконтрольного предприятия (в особенности там, где речь как раз и заходит о принятии решений на основе голосования). Но бывает и так, что не все столь очевидно, и требуется проведение дополнительного анализа, чтобы понять, есть ли у инвестора контроль над объектом.

Совместный контроль, согласно определению МСФО 11, представляет собой «оговариваемое контрактом разделение контроля, которое существует только тогда, когда требуется единогласное решение сторон касательно осуществления важных действий». В соответствии с этим определением ключевыми аспектами совместного контроля, которые стоит учитывать в ходе анализа, являются следующие: 1) контрактная обоснованность, 2) контроль в рамках осуществления важных действий и 3) согласие сторон (единогласное решение– англ., «unanimous consent» – GAAP.RU). Принимая это во внимание, становится понятно, почему письменные контрактные соглашения являются нормой (хотя бывают и устные, конечно), и именно письменные соглашения оговаривают все условия. Конечно, не всегда

Ведь бывает и так, что оговорены только общие принципы или общие условия, но не специфические условия, на основе которых возможно определить, присутствует ли совместный контроль. В этом случае организации могут помочь новые правила МСФО 10, которые описывают, как анализировать наличие контроля у сторон и как определять важные действия, которые предпринимаются. Что касается «согласия сторон», то оно имеет место тогда, когда у них есть совместный контроль, и ни у одной из сторон нет единоличного контроля. В то же время не все контрактные соглашения способны это продемонстрировать.

В отдельных случаях необходимо анализировать отдельно каждое соглашение в рамках контракта. Например, основное соглашение может содержать в себе условия для огромного числа предприятий и столь же большого числа действий, каждое из которых подпадает под определение отдельного соглашения. В сфере недвижимости и строительстве это особенно часто случается, когда долгосрочные контракты включают в себя много соглашений, и каждое из них может классифицироваться как совместное соглашение или совместная операция.

Во второй части своей статьи (которая ожидается после 3 октября) автор рассмотрит порядок осуществления классификации совместных соглашений.

Exit mobile version