При проведении таможенного контроля органы государственных доходов исходят из принципа выборочности объектов и форм таможенного контроля, для этих целей мы используем систему управления рисками.
При построении системы управления рисками для обеспечения эффективного использования ресурсов органов государственных доходов мы сосредоточили внимание на областях высокого уровня риска, т.е. мы не проводим тотальный контроль всех грузов, так, например, за 8 месяцев 2020 года при импорте товаров таможенным контролем охвачено 39% деклараций на товары, из них только 10% приходится на физический контроль (досмотры, экспертиза), 61% деклараций на товары выпущены системой автоматически.
Также в целях дифференцированного применения форм таможенного контроля мы применяем субъект-ориентированный подход, а именно, категорируем участников ВЭД на категории низкого, среднего и высокого уровня риска исходя из их фискальных показателей.
Что нам это дает? Путём автоматизированного расчета мы определяем надежные компании, в отношении которых контроль проводим после выпуска товара, не опасаясь, что они «исчезнут». Как правило, это крупные и стабильные компании, с хорошей таможенной и налоговой репутацией, которые не один год работают и уже зарекомендовали себя на рынке, у которых нет задолженности по уплате платежей и налогов, отсутствуют факты привлечения к административной и уголовной ответственности и др.
Согласно действующему на сегодняшний день таможенному законодательству, а также общемировой практике и рекомендациям Всемирной таможенной организации, сведения о порядке, критерии, используемые в категорировании, являются конфиденциальной информацией, и используются только для целей служебного пользования.
Если говорить в общих чертах, не раскрывая конфиденциальной информации, к категории низкого уровня риска мы относим:
– дипломатические представительства (посольства, консульства) в соответствии с п. 7 ст. 80 Кодекса «О таможенном регулировании в Республике Казахстан»;
– уполномоченных экономических операторов (далее – УЭО) – юридические лица, имеющие статус УЭО в соответствии с п. 3 ст. 529 Кодекса «О таможенном регулировании в Республике Казахстан». Реестр УЭО размещен на официальном сайте Комитета государственных доходов МФ РК;
– крупных налогоплательщиков, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность более двух лет – юридических лиц, включенных в утвержденный Правительством Республики Казахстан перечень крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан. Данный перечень опубликован в информационно-правовой системе нормативных правовых актов Республики Казахстан;
– отечественных товаропроизводителей – юридических лиц, осуществляющих производство товаров в Республике Казахстан или достаточную переработку товаров в Республике Казахстан в соответствии с критериями достаточной переработки согласно таможенному законодательству Таможенного союза и (или) Республики Казахстан. Данную информацию мы получаем от Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК. По информации Комитета по статистике аналогичная информация имеется на сайте stat.gov.kz;
– инвесторов – участников специальных экономических зон, проекты которых реализованы либо находятся на стадии реализации, инвесторы, заключившие инвестиционные контракты, инвесторы, проекты которых включены в Республиканскую Карту индустриализации, а также инвесторы, проекты которых регулируются межправительственными соглашениями.
Вместе с этим, в отношении участников ВЭД низкого уровня риска на этапе таможенной очистки не проводится контроль таможенной стоимости, не назначаются таможенные досмотры и экспертизы, за исключением случаев, связанных с защитой прав интеллектуальной собственности (риск ввоза товаров без согласия правообладателя, контрафактной продукции), запретами и ограничениями (при импорте товаров, подлежащих лицензированию, сертификации, а также при ввозе товаров, подпадающих под запреты и ограничения).
Кроме этого, таможенный контроль может быть проведен по информации о потенциальном нарушении законодательства Республики Казахстан, поступившей от правоохранительных и иных государственных органов Республики Казахстан и других стран, а также при наличии такой информации в органах государственных доходов.
Наиболее подвержены таможенному контролю участники ВЭД, отнесенные к высокому уровню риска, к таким мы относим компании с наличием задолженности по налогам и другим платежам в бюджет, административных либо уголовных нарушений за последние 12 месяцев, а также компании, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность менее 1 года.
В этой связи, уважаемые участники ВЭД, мы призываем вас быть открытыми и добросовестно исполнять свои обязательства для минимизации мер таможенного контроля.