Аудиторов США обяжут сообщать о несоблюдении законов и правил

Совет по надзору за бухгалтерской отчетностью публичных компаний (PCAOB) 6 июня 2023 г. опубликовал проект, направленный на усиление положений стандарта, требующих от аудиторов более активного выявления, оценки и сообщения о случаях несоблюдения компанией законов и правил (NOCLAR). Об этом сообщает Thomson Reuters.

Предложение поступило после того, как защитники инвесторов в течение многих лет заявляли, что старый стандарт AICPA 1988 года, переименованный в Стандарт аудита (AS) 2405 PCAOB «Незаконные действия клиентов», не смог защитить инвесторов. Стандарт AICPA был принят на временной основе, после введения в действие Закона Сарбейнса-Оксли. 

Такое внимание к обязанности аудитора в отношении NOCLAR возникло в результате череды громких бухгалтерских скандалов. Например, Wells Fargo & Co. создала более 1,5 миллиона несанкционированных банковских счетов и более 560 000 заявок на кредитные карты с 2011 по 2015 год, и инвесторы спрашивали, почему аудитор KPMG LLP не смог предотвратить мошенничество.

Аудиторская компания отрицала какие-либо правонарушения. В то время KPGM сообщила сенаторам, что «потенциальное влияние неэтичного и незаконного поведения, вероятно, будет незначительным». Более того, фирма заявила, что «ненадлежащая практика продаж не влияет на эффективность внутреннего контроля», поскольку «не каждое незаконное действие оказывает существенное влияние на финансовую отчетность компании или ее систему внутреннего контроля за финансовой отчетностью».

Но когда общественность узнала о скандале, акции Wells Fargo обесценились на 7,8 миллиарда долларов. Совсем недавно Wells Fargo согласился заплатить 1 миллиард долларов для урегулирования группового иска инвесторов, утверждая, что банк ввел их банк ввел их в заблуждение относительно соблюдения предписаний, вынесенных регулирующими органами.

 

Предложение в деталях

Новый стандарт PCAOB будет направлен на выявление не только преднамеренного и непреднамеренного несоблюдения законов, но и прямого мошенничество, которые могут оказать существенное влияние на финансовую отчетность. Таким образом, новый предлагаемый стандарт будет называться AS 2405 «Несоблюдение компанией законов и правил».

Предложение состоит из трех ключевых элементов.

Аудиторы должны будут выявить NOCLAR, которые могут обоснованно оказать существенное влияние на финансовую отчетность компании, во время их первоначальной оценки рисков. Например, аудитор должен узнать у руководства, есть ли переписка с регулирующими органами компании о случаях мошенничества или других NOCLAR.

Иначе говоря, если раньше аудиторы могли сослаться на ограниченную ответственность в отношении выявления несоблюдения определенных законов и правил, то теперь выяления таких нарушений становится их обязанностью.

Однако разработчики обращают внимание, что это предлагаемое требование не означает, что аудиторы должны знать все правила и нормы до единой. В предложении говорится: «Эти законы и постановления обязательно будут иметь отношение к компании или ее деятельности, но не будут представлять собой все законы или постановления, которым подчиняется компания».

Сегодня существующие стандарты аудита требуют, чтобы аудиторы обладали техническими знаниями и навыками для проведения аудита, включая понимание нормативно-правовой базы компании. И компании знают, какие законы и правила они должны соблюдать, и какие из них представляют наибольший риск. Таким образом, NOCLAR, который могут существенно повлиять на финансовую отчетность компании, доступны аудитору.

После определения потенциального NOCLAR стандарт потребует от аудиторов его оценки с использованием расширенных процедур. Например, предлагаемое правило требует, чтобы аудитор рассмотрел вопрос о том, нужен ли специалист, чтобы помочь аудитору оценить потенциальный NOCLAR.

Председатель PCAOB Эрика Уильямс объяснила, что стандарт AICPA требует, чтобы аудитор консультировался с юристом или другими специалистами только в том случае, если руководство не предоставляет удовлетворительной информации об отсутствии противоправных действий.

«Предложение включает в себя требование к аудитору рассмотреть вопрос о том, необходимы ли ему специальные навыки или знания, потому что юрисконсульт или другие специалисты могут оказать ценную помощь аудитору в оценке», – сказала она. «Требование к аудиторам по определению необходимости использования экспертов является обычной практикой для стандартов PCAOB, в том числе при оценке рисков, планировании или выполнении аудиторских процедур, а также при оценке результатов аудита. Таким образом, это предложение не требует от аудиторов ничего экстраординарного».

Последнее предлагаемое положение касается расширенной коммуникации.

Сегодня стандарт требует, чтобы аудитор сообщал комитету по аудиту о незаконных действиях только тогда, когда это доходит до сведения аудитора, насколько это практически возможно, и до выпуска аудиторского заключения.

Предложение потребует, чтобы аудитор сообщал об этом комитету по аудиту в двух случаях. Сначала, аудиторы должны информировать комитет, когда ими получены сведения, указывающие на NOCLAR. Затем они должны повторно проинформировать после того, как аудиторы оценили такую ​​информацию.

«Это обеспечило бы более тесное взаимодействие между аудитором, руководством и комитетом по аудиту с целью побудить компании к быстрым действиям по соблюдению требований и снижению вреда инвесторам, вызванного юридическими и нормативными санкциями», – сказала она.

Член правления Кара Штейн далее пояснила, что это предложение устраняет несколько произвольное деление незаконных действий на прямые и косвенные (с точки зрения влияния на финансовую отчетность).

«И аудиторы, и инвесторы согласны с тем, что нынешнее условное разделение законов на категории так называемого «прямого» и «косвенного» воздействия на финансовую отчетность создают путаницу», – сказал Стейн. «Основная цель этой категоризации состояла в том, чтобы разделить обязанности аудитора по выявлению и оценке незаконных действий, в частности, отказ от любой ответственности за обнаружение так называемых законов с «косвенным» эффектом».

Она сказала, что исследования показали, что законы, которые, как считается, имеют косвенное влияние на финансовую отчетность, такие как уклонение от правил по борьбе с отмыванием денег, ложное и вводящее в заблуждение раскрытие информации, в том числе, о загрязнении окружающей среды, среди прочего, могут привести к значительным штрафам.

«И это может быть частью проблемы. Анализ законов и постановлений мог привести к тому, что некоторым законам и постановлениям уделили недостаточно внимания», – сказала Штейн. «Нынешнее предложение упрощает работу аудитора, устраняя это различие: аудитор должен проделать достаточную работу, чтобы быть разумно уверенным в отсутствии существенных ошибок, совершенных в результате действий или бездействия».

Слабое предложение?

Однако убежденному защитнику интересов инвесторов это предложение показалось довольно тусклым. Вместо того, чтобы вносить существенные изменения, он вносит некоторые постепенные улучшения, внося некоторую ясность в отношении текущих стандартов, но необходимые изменения не были внесены.

Например, одна из самых важных вещей, которые мог бы сделать PCAOB, – это обязанность аудиторов по информированию инвесторов NOCLAR. Но предложение, как и в случае с действующим стандартом, касается только информирования комитетов по аудиту.

«Этот стандарт в этой редакции будет иметь минимальное влияние, поскольку он не требует, чтобы аудиторы информировали инвесторов, когда они подозревают, что произошло незаконное действие», – сказала бывший главный бухгалтер SEC Линн Тернер, которая работает в консультативных группах PCAOB.

В некоторых случаях аудиторы могут отказаться от проверки и не отчитываться перед инвесторами. Но это позволит аудиторам избежать ответственности. Однако важнейшим аспектом такого стандарта является привлечение аудиторов к ответственности за укрепление уверенности инвесторов в том, что они играют ключевую роль привратника на рынках капитала.

Exit mobile version