Минфин хочет повысить штрафы за бухгалтерские ошибки под видом борьбы с коррупцией

На днях Министерство финансов разослало проект анализа регуляторного воздействия (АРВ). Цель АРВ – повышение штрафов за нарушения статьи 239 КоАП РК.

Напомним, статья 239 предусматривает ответственность за следующие правонарушения:

1) уклонение от ведения бухгалтерского учета, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния;

2) представление заведомо недостоверной финансовой отчетности, отказа от представления финансовой отчетности, представление с нарушением установленного срока либо непредставление ее без уважительной причины учредителям (участникам) организаций в соответствии с учредительными документами, уполномоченному органу в области государственной статистики по месту регистрации, органам государственного контроля и надзора в соответствии с их компетенцией, в депозитарий финансовой отчетности;

3) составление искаженной финансовой отчетности, сокрытия данных, подлежащих отражению в бухгалтерском учете, а равно уничтожение бухгалтерской документации;

4) подписание финансовой отчетности главным бухгалтером организации публичного интереса, не являющимся профессиональным бухгалтером

Субъект предпринимательства Текущая величина штрафов в МРП Предлагаемая величина штрафов в МРП Увеличение штрафов в %
Первое нарушение
Субъект малого предпринимательства или некоммерческая организация 100 150 50
Субъект среднего предпринимательства 200 300 50
Субъект крупного предпринимательства 500 750 50
Повторное нарушение (в течение года после наложения административного взыскания)
Субъект малого предпринимательства или некоммерческая организация 200 250 25
Субъект среднего предпринимательства 400 500 25
Субъект крупного предпринимательства 1000 1500 50

Какие-либо расчеты, обосновывающие предлагаемую величину штрафов, Минфин не привел.

Впрочем, эта инициатива появилась не на ровном месте – Минфин сослался на протокольное поручение государственного секретаря Республики Казахстан и председателя Комиссии при Президенте Республики Казахстан по противодействию коррупции Е.Т. Карина и на приказ председателя Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции, в котором утверждено «закрепление по реализации рекомендаций  ГРЕКО (Группа государств по борьбе с коррупцией) по итогам 1–2 совмещенного раунда оценки».

Минфин также со ссылкой на «анализ правоприменительной практики, предоставленный КПСиУ», привел статистику за 2019-2022 г., отметив, что количество правонарушителей относительно стабильное (не уменьшается).

По данным Минфина, в течение трех лет в среднем в год привлечены к ответственности по:

– 1 части статьи 239 – 381 юридических лиц;

– 2 части статьи 239– 47 юридических лиц.

12% (381/3000) из общего числа организаций публичного интереса нарушают требования законодательства.

«Из них 12 % (47/381) субъектов совершают правонарушение повторно в течение года после наложения административного взыскания, не беспокоясь о санкции, так как размер штрафа низкий» (АРВ).

Отметим, что приведенная статистика относится к организациям публичного интереса.

Организации публичного интереса

– финансовые организации (за исключением юридических лиц, осуществляющих деятельность исключительно через обменные пункты на основании лицензии Национального Банка Республики Казахстан на обменные операции с наличной иностранной валютой);

– акционерные общества (за исключением некоммерческих);

– организации-недропользователи (кроме организаций, добывающих общераспространенные полезные ископаемые);

– хлебоприемные предприятия;

– государственные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;

– субъекты государственной монополии, специального права, а также организации, в уставных капиталах которых имеется доля участия государства, и дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилированными с ними в соответствии с законами Республики Казахстан

Причину, по которой нарушения законодательства о бухгалтерском учете, выявленные у организаций публичного интереса, стали основанием для увеличения штрафов для других субъектов бизнеса, Минфин не привел.

Минфин полагает, что введение ужесточения административной ответственности за нарушение законодательства РК в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности окажет положительное воздействие на общество в целом, на восприятие обществом осуществляемых мер, по повышению качества финансовой отчетности (ее достоверности), на основании которой пользователи принимают решения (инвестиционные или управленческие).

За 2022 год проведено 473 проверок, по итогам, которых привлечены к ответственности по подпункту 1) части первой статьи 239 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» (далее – КоАП РК) 438 субъектов предпринимательства на сумму 119 миллионов тенге, по подпункту 1) части первой статьи 239 КоАП РК  – 35 субъектов на сумму 22 миллиона тенге.

Более того, Министерством проведен анализ по привлечению к ответственности организаций за непредставление финансовой отчётности в депозитарий за период с 2019 по 2021 годы. По результатам анализа в среднем в год привлекалось к ответственности из общего числа организаций публичного интереса 9% или 765 организаций. Из них привлечены к ответственности за повторное непредставление финансовой отчетности в течение года, после наложения административного взыскания – 11% или 84 организаций в год.

 

Помимо приведенной статистики Минфин сослался на некие результаты соцопроса, которые показали, что «больше, чем 84% респондентов опроса, доверяют информации, содержащейся в финансовой отчетности организаций публичного интереса».

Редакция «Профессионального бухгалтера» проверила информацию об опросах, проводимых на сайте депозитария финансовой отчетности, и не обнаружила какого-либо подтверждения проведения опроса о доверии к финансовой отчетности организаций публичного интереса.

 

Exit mobile version