На днях Министерство финансов разослало проект анализа регуляторного воздействия (АРВ). Цель АРВ – повышение штрафов за нарушения статьи 239 КоАП РК.
Напомним, статья 239 предусматривает ответственность за следующие правонарушения:
1) уклонение от ведения бухгалтерского учета, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния;
2) представление заведомо недостоверной финансовой отчетности, отказа от представления финансовой отчетности, представление с нарушением установленного срока либо непредставление ее без уважительной причины учредителям (участникам) организаций в соответствии с учредительными документами, уполномоченному органу в области государственной статистики по месту регистрации, органам государственного контроля и надзора в соответствии с их компетенцией, в депозитарий финансовой отчетности;
3) составление искаженной финансовой отчетности, сокрытия данных, подлежащих отражению в бухгалтерском учете, а равно уничтожение бухгалтерской документации;
4) подписание финансовой отчетности главным бухгалтером организации публичного интереса, не являющимся профессиональным бухгалтером
Субъект предпринимательства | Текущая величина штрафов в МРП | Предлагаемая величина штрафов в МРП | Увеличение штрафов в % |
Первое нарушение | |||
Субъект малого предпринимательства или некоммерческая организация | 100 | 150 | 50 |
Субъект среднего предпринимательства | 200 | 300 | 50 |
Субъект крупного предпринимательства | 500 | 750 | 50 |
Повторное нарушение (в течение года после наложения административного взыскания) | |||
Субъект малого предпринимательства или некоммерческая организация | 200 | 250 | 25 |
Субъект среднего предпринимательства | 400 | 500 | 25 |
Субъект крупного предпринимательства | 1000 | 1500 | 50 |
Какие-либо расчеты, обосновывающие предлагаемую величину штрафов, Минфин не привел.
Впрочем, эта инициатива появилась не на ровном месте – Минфин сослался на протокольное поручение государственного секретаря Республики Казахстан и председателя Комиссии при Президенте Республики Казахстан по противодействию коррупции Е.Т. Карина и на приказ председателя Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции, в котором утверждено «закрепление по реализации рекомендаций ГРЕКО (Группа государств по борьбе с коррупцией) по итогам 1–2 совмещенного раунда оценки».
Минфин также со ссылкой на «анализ правоприменительной практики, предоставленный КПСиУ», привел статистику за 2019-2022 г., отметив, что количество правонарушителей относительно стабильное (не уменьшается).
По данным Минфина, в течение трех лет в среднем в год привлечены к ответственности по:
– 1 части статьи 239 – 381 юридических лиц;
– 2 части статьи 239– 47 юридических лиц.
12% (381/3000) из общего числа организаций публичного интереса нарушают требования законодательства.
«Из них 12 % (47/381) субъектов совершают правонарушение повторно в течение года после наложения административного взыскания, не беспокоясь о санкции, так как размер штрафа низкий» (АРВ).
Отметим, что приведенная статистика относится к организациям публичного интереса.
Организации публичного интереса– финансовые организации (за исключением юридических лиц, осуществляющих деятельность исключительно через обменные пункты на основании лицензии Национального Банка Республики Казахстан на обменные операции с наличной иностранной валютой);
– акционерные общества (за исключением некоммерческих);
– организации-недропользователи (кроме организаций, добывающих общераспространенные полезные ископаемые);
– хлебоприемные предприятия;
– государственные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;
– субъекты государственной монополии, специального права, а также организации, в уставных капиталах которых имеется доля участия государства, и дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилированными с ними в соответствии с законами Республики Казахстан
Причину, по которой нарушения законодательства о бухгалтерском учете, выявленные у организаций публичного интереса, стали основанием для увеличения штрафов для других субъектов бизнеса, Минфин не привел.
Минфин полагает, что введение ужесточения административной ответственности за нарушение законодательства РК в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности окажет положительное воздействие на общество в целом, на восприятие обществом осуществляемых мер, по повышению качества финансовой отчетности (ее достоверности), на основании которой пользователи принимают решения (инвестиционные или управленческие).
За 2022 год проведено 473 проверок, по итогам, которых привлечены к ответственности по подпункту 1) части первой статьи 239 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» (далее – КоАП РК) 438 субъектов предпринимательства на сумму 119 миллионов тенге, по подпункту 1) части первой статьи 239 КоАП РК – 35 субъектов на сумму 22 миллиона тенге.
Более того, Министерством проведен анализ по привлечению к ответственности организаций за непредставление финансовой отчётности в депозитарий за период с 2019 по 2021 годы. По результатам анализа в среднем в год привлекалось к ответственности из общего числа организаций публичного интереса 9% или 765 организаций. Из них привлечены к ответственности за повторное непредставление финансовой отчетности в течение года, после наложения административного взыскания – 11% или 84 организаций в год.
Помимо приведенной статистики Минфин сослался на некие результаты соцопроса, которые показали, что «больше, чем 84% респондентов опроса, доверяют информации, содержащейся в финансовой отчетности организаций публичного интереса».
Редакция «Профессионального бухгалтера» проверила информацию об опросах, проводимых на сайте депозитария финансовой отчетности, и не обнаружила какого-либо подтверждения проведения опроса о доверии к финансовой отчетности организаций публичного интереса.