С момента создания деятельность Нацфонда подвергается критике. Причина – активное и неэффективное расходование средств фонда.
Например, по данным государственных аудиторов с 2015 года Нацфонд находится в активной фазе потребления. Иначе говоря – расходы превышают поступления.
Не стали исключением и расходы на аудит.
По информации «Профессионального бухгалтера» расходы на аудит Нацфонда за 2017-2018 гг. выросли на 163% по сравнению с аналогичными расходами за 2015-2016 гг.
В дальнейшем гонорары аудиторов в последующие периоды увеличились на 63 и 75%.
Согласно постановлению Правительства РК от 8 мая 2013 года № 474 утверждение аудитора происходит каждые 2 года. Однако за все время существования Нацфонда, ни одна казахстанская аудиторская организация не была допущена к его аудиту – проверки проводились компаниями Делойт и КПМГ Аудит.
С 2015 года неизменным победителем конкурса по аудиту Нацфонда становилась компания Делойт.
С 2005 по 2010 год аудитором Нацфонда являлась компания КПМГ Аудит, и только в 2011 году ее место занял Делойт. Примечательно, что для победы в конкурсе Делойту пришлось пойти на демпинг, снизив стоимость на 30% по сравнению с ценой, предложенной ранее КПМГ Аудит. Это был последний раз, когда стоимость аудита Нацфонда снизилась.
С 2009 года фирме КПМГ Аудит, по всей видимости, приходилось конкурировать с другими компаниями «большой четверки», поэтому стоимость аудита повышалась не существенно. А в 2009 году КПМГ Аудит и вовсе была вынуждена снизить цену на 27%.
Однако в 2017 году Делойт укрепил свои позиции, что позволило повысить гонорар почти в 3 раза.
К слову, вполне вероятно, что смена аудитора связана с уголовным делом в отношении Астана ЭКСПО-2017, где аудитором являлась фирма КПМГ Аудит.
Отметим, что сумма, указанная в постановлениях или решениях конкурсной комиссии, не является окончательной. Расходы на аудит вполне могут быть увеличены дополнительными соглашениями.
Конечно, по сравнению с триллионными тратами Нацфонда, расходы на аудиторов – капля в море. Однако это наглядно подтверждает, что Нацфонд бесконтрольно тратит средства на квазигосударственный сектор и иностранных консультантов.
Отметим, что законом не предусмотрена публикация аудиторских отчетов Нацфонда, поэтому результаты и выводы аудиторов неизвестны. Возникает вполне резонный вопрос о необходимости такого аудита, если его результаты не становятся достоянием общественности. Кому и для чего нужен такой тайный аудит, стоимость которого уже перевалила за 100 млн тенге (2021–2022 г.)?
В принципе, возникают сомнения в необходимости проведения аудита частными аудиторскими организациями, учитывая, что аудит Нацфонда проводится Высшей аудиторской палатой.
Информация об аудиторах Нацфонда
Нормативный акт/решение | Период аудита | Аудиторская организация | Стоимость аудита | % изменение по сравнению с предыдущим периодом |
Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 ноября 2005 года № 1130 | 2005 | КПМГ Жанат | 13 000 000 | |
Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 ноября 2005 года № 1130 | 2006 | КПМГ Жанат | 13 000 000 | |
Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 февраля 2008 года № 86 | 2007 | КПМГ Аудит | 14 820 000 | 14% |
Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 февраля 2008 года № 86 | 2008 | КПМГ Аудит | 14 820 000 | |
Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 декабря 2009 года № 2063 | 2009 | КПМГ Аудит | 10 864 000 | -27% |
Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 декабря 2009 года № 2063 | 2010 | КПМГ Аудит | 10 864 000 | |
Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 января 2012 года № 138 | 2011 | Делойт | 7 568 200 | -30% |
Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 января 2012 года № 138 | 2012 | Делойт | 7 568 200 | |
Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 декабря 2013 года № 1362 | 2013 | КПМГ Аудит | 9 900 000 | 31% |
Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 декабря 2013 года № 1362 | 2014 | КПМГ Аудит | 9 900 000 | |
Постановление Правительства Республики Казахстан от 7 декабря 2015 года № 970 | 2015 | Делойт | 9 900 000 | 0% |
Постановление Правительства Республики Казахстан от 7 декабря 2015 года № 970 | 2016 | Делойт | 9 900 000 | |
Постановление Правительства Республики Казахстан от 6 декабря 2017 года № 816 | 2017 | Делойт | 26 000 000 | 163% |
Постановление Правительства Республики Казахстан от 6 декабря 2017 года № 816 | 2018 | Делойт | 26 000 000 | |
Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 ноября 2019 года № 891 | 2019 | Делойт | 42 500 000 | 63% |
Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 ноября 2019 года № 891 | 2020 | Делойт | 42 500 000 | |
Решение конкурсной комиссии от 6 сентября 2021 года № 3 | 2021 | Делойт | 74 450 000 | 75% |
Решение конкурсной комиссии от 6 сентября 2021 года № 3 | 2022 | Делойт | 74 450 000 |
Информация подготовлена на основе открытых данных и официальных запросов в Правительство РК.