В текущей отчетности Нацфонда не дается никаких пояснений, почему фонд сразу же получил на купленных долговых бумагах «Самрук-Казына» убыток в размере 60% от их первоначальной стоимости.
Аналитики Halyk Finance сообщают, что «случайным образом» смогли найти годовую отчетность Нацфонда за 2022 год, утвержденную указом президента в июне этого года, и анализ этой отчетности вновь показал, что деятельность Нацфонда не соответствует всем принципам, описанным в Концепции управления государственными финансами Республики Казахстан до 2030 года, передает inbusiness.kz.
«В частности, деятельность Нацфонда должна быть основана на следующих очень важных принципах: транспарентность, подотчетность, полнота, своевременность и эффективность. В июне этого года мы опубликовали большой отчет о проблемах бюджетной системы Казахстана. В нем мы отмечали глубокие проблемы с бухгалтерским учетом и отчетностью по деятельности Нацфонда. На этой неделе благодаря телеграм-каналу Energy Monitor мы смогли найти «Отчет о поступлениях и использовании Нацфонда РК за 2022 год», что позволяет нам на примере этого документа показать проблемы с отчетностью Нацфонда», – пишет советник председателя правления Halyk Finance Мурат Темирханов.
Ранее все указы главы государства, утверждающие отчет по Нацфонду, своевременно публиковались в информационно-правовой системе нормативных правовых актов РК «Әділет». Однако два последних отчета по Нацфонду (за 2021 и 2022 годы) и соответствующие указы президента не были опубликованы в данной официальной базе нормативных документов.
«К сожалению, мы до сих пор так и не смогли найти «Отчет о поступлениях и использовании Нацфонда за 2021 год», утвержденный указом президента», – отмечается в сообщении.
Также с точки зрения транспарентности, подотчетности и полноты годовой отчетности Нацфонда у аналитиков HF вызывает удивление, что до сих пор ни разу не была опубликована годовая аудированная финансовая отчетность Нацфонда, хотя в текущей и предшествующих концепциях по Нацфонду четко написано, что с момента создания Нацфонда данная отчетность должна быть опубликована на веб-сайте уполномоченного органа по исполнению бюджета и в информационно-правовой системе «Әділет».
В отчете Нацфонда за 2022 год указано, что «по результатам аудита Национального фонда, проведенного товариществом с ограниченной ответственностью «Делойт», финансовая отчетность признана достоверной и отражает финансовое положение Национального фонда как соответствующее международным стандартам финансовой отчетности (МСФО)». Однако сама аудированная отчетность, подготовленная по правилам МСФО, не была опубликована, и отчет по Нацфонду, утверждаемый главой государства, включает лишь очень малую часть информации из аудированного отчета, что однозначно не позволяет правильно и полноценно оценить результаты деятельности Нацфонда.
Например, в отчете Нацфонда за 2022 год отмечается, что Нацфонд получил убыток в сумме 60,8 млрд тенге по долговым бумагам АО «ФНБ «Самрук-Казына», приобретенным в отчетном периоде (в 2022 году). Судя по таблице о движении денежных средств из того же отчета, Нацфонд заплатил за эти бумаги «Самрук-Казына» 102,0 млрд тенге.
В отличие от аудированной отчетности, подготовленной по МСФО, в текущей отчетности Нацфонда не дается никаких пояснений, почему фонд сразу же получил убыток на данных ценных бумагах в размере 60% от их первоначальной стоимости. Более того, в аудированной финансовой отчетности обязательно давалось бы пояснение о том, когда Нацфонд купил долговые бумаги АО «ФНБ «Самрук-Казына», поскольку это было запрещено с 1 января 2017 года до 17 декабря 2022 года.
Как отмечалось в недавней заметке HF, начиная с 2017-го и до декабря 2022 года в Казахстане существовало ключевое и очень важное бюджетное правило – деньги из Нацфонда должны поступать в экономику Казахстана только через республиканский бюджет в рамках стандартных бюджетных процедур и только с одобрения и контроля со стороны парламента. 17 декабря 2022 года это правило было изменено и Нацфонду разрешили напрямую (не через бюджет) покупать облигации ФНБ «Самрук-Казына». В сентябре этого года Нацфонду также разрешили напрямую купить акции НК «КазМунайГаз».
В целом в отчете по Нацфонду используются финансовые цифры, которые формируются по разным стандартам учета, что является недопустимым в подготовке финансовой отчетности.
Например, в текущем отчете за 2022 год указано, что суммарные активы Нацфонда по МСФО на 2,4 трлн тенге меньше активов, учитываемых по местным правилам. При этом в парламенте при обсуждении республиканского бюджета на 2023 год использовался завышенный размер активов Нацфонда на конец 2022 года, исходя из местных правил учета.
«По нашему мнению, с точки зрения создания полноценной, прозрачной и эффективной бюджетной политики в Казахстане очень важно опубликовать годовую аудированную финансовую отчетность Нацфонда, подготовленную по правилам МСФО, начиная с момента создания Нацфонда. Причем это касается не только Нацфонда, но и отчетности ЕНПФ, Государственного фонда социального страхования, Фонда социального медицинского страхования и других внебюджетных государственных фондов», – резюмирует Мурат Темирханов.
Напомним, что ранее мы писали о том, какие аудиторские организации аудируют Нацфонд.