Специальная аудиторская операция или чей аудит?

4 октября Мажилис Парламента РК ратифицировал Соглашение об аудиторской деятельности на территории ЕАЭС и передал его в Сенат.

Целью Соглашение является создание единого рынка аудиторских услуг на территории Евразийского экономического союза и обеспечение единых подходов к организации, осуществлению регулирования и контроля аудиторской деятельности.

Однако далеко не все аудиторы и депутаты считают, что Соглашение принесет реальные выгоды для Казахстана. Более того, участники рынка отмечают угрозу полной утраты независимого аудита, сделав аудит зависимым от властей северного соседа.

26.09.2022 г. Коллегия аудиторов проводила пресс-конференцию о необходимости отложить ратификацию Соглашения до 2026 года. На тот момент, аудиторов услышали в Администрации Президента РК, и отложили ратификацию Соглашения до внесения изменений в Закон об аудите, предполагавшие ликвидацию профессионального совета по аудиторской деятельности.

Однако, эти поправки так и не были внесены по причине противодействия вице-министра Кенбеила Д., возглавляющего профессиональный совет по аудиторской деятельности, и, одновременно курирующего аудит, бухучет, оценку и госзакупки в Минфине.

Кроме того, ратификация Соглашения совпала с началом обсуждения Правительством РФ и Центробанка вопроса работы российских аудиторов в «дружественных странах».

При этом, инициатор – российская СРО «Содружество» прямо заявляет, что решение госорганов РФ позволит расширить присутствие аудиторских фирм в дружественных странах и «позволило бы создавать международные группы, подконтрольные российским аудиторским компаниям».

Разумеется, интервенция российских аудиторов невозможна без ослабления конкуренции на казахстанском рынке аудита.

Таким образом, становятся понятными действия Минфина РК и близкого партнера российского объединения в Казахстане – Палаты аудиторов. Напомним, что именно Палата аудиторов РК учредила, т.н. профессиональный совет по аудиторской деятельности, который и возглавил выпускник Московского государственный университет им. М.В. Ломоносова, вице-министр Кенбеил.

Не лишним будет напомнить, что одним из лоббистов создания профсовета являлся вице-министр финансов Бекетаев Р. – брат арестованного бывшего министра юстиции Бекетаева М.

В прошлом году, Коллегия аудиторов направляла свои возражения к проекту Закона РК о ратификации Соглашения. Коллегией аудиторов было указано, что Министерством финансов не приведены социально-экономические эффект и последствия от ратификации Соглашения.

Министерство финансов обещало включить такой анализ в пояснительную записку к проекту, однако это так и не было сделано. Аналогичные вопросы поднимались некоторыми депутатами Мажилиса, но Минфин не дал вразумительные ответы, что, впрочем, не помешало провести соглашение через Мажилис.

Очевидно, что санкции оказывают существенное влияние, в том числе, на российский аудит.

 

Статистика аудиторского рынка в странах СНГ

Например, в начале это года было отмечено, что потери российских аудиторов по разным оценкам составят от 0,7 (3 млрд тенге) до 1,2 млрд рублей (6 млрд тенге).

Показатели аудиторской деятельности в странах СНГ:

Россия – 62 029 млн рублей (318 млрд тенге)

Казахстана – 11 809,7 млн тенге – приблизительно 2 млрд рублей (как раз, чтобы возместить потери российского рынка).

Учитывая эти показатели, можно спрогнозировать, что около 60% рынка потеряют казахстанские аудиторы в результате ратификации соглашения.

 

Разумеется, это скажется на количестве аудиторских организаций. По оценкам экспертов 76% аудиторских организаций Казахстана прекратят свое существование.

В целом в большинстве стран доля услуг по проведению аудита в общем объеме оказанных аудиторских услуг составила в прошлом году 40-65%. В частности, в 2021 году компании проаудировали отчетность 76 480 российских клиентов, 19 850 клиентов Казахстана, 6 344 организаций Узбекистана, 4 504 клиентов из Белоруссии и 3 837 Азербайджана, Армения – 900. По Киргизии и Таджикистану этот показатель составил 403 и 200 проаудированных клиентов соответственно.

Таким образом, казахстанский рынок представляет наибольший интерес для российских аудиторов.

На 01.01.2022 года в РФ было зарегистрировано 3900 аудиторских организаций, в РК – 480.

По состоянию на 01.01.2022 года в РФ проаудировано 76480 предприятий, в РК – 19850.

Если взять усредненные показатели, то на 1 аудиторскую компанию в РФ приходится 20 предприятий, в РК – 41.

Таким образом, даже усредненные значения демонстрируют привлекательность аудиторского рынка для российских аудиторов.

Единственным действенным инструментом для защиты внутреннего рынка может быть только развитая конкуренция, которая невозможна в условиях подавления местных аудиторов Министерством финансов РК.

Министерством финансов РК продолжается политика по переделу аудиторского рынка посредством аффилированного с государственным органом профессионального совета по аудиторской деятельности. Фактически, Министерство финансов РК расчищает казахстанский рынок аудита в первую очередь для российских аудиторов.

 

Возглавляет профсовет вице-министр Кенбеил, который недавно утвердил прайс-лист для аудиторских организаций, обязав их платить свыше 500 тысяч тенге за прохождение контроля качества, что в 3 раза больше, чем при контроле качества в профессиональной организации. Аналогично Кенбеилом утверждены взносы для лиц, желающих стать аудиторами. При этом, взнос для кандидатов составляет 414 000 тенге за 6 экзаменов, что так же в 3 раза больше, чем сумма, которую платили кандидаты до создания профсовета.

Тем самым, созданы барьеры не только для действующих аудиторских организаций, но и для выпуска новых аудиторов.

Российские компании начинают доминировать во всех сферах Казахстана.

Показательным примером односторонней экспансии российского бизнеса является сфера IT. Например, количество российских IT-предприятий в Казахстане 2022 году выросло в 3 раза (с 415 до 1,1 тыс.), но при этом с 2016 года Правительство России своим постановлением создало барьер для казахстанских поставщиков программного обеспечения на российском рынке государственных закупок.

Россией созданы и другие ограничения в сфере закупок товаров и услуг из стран ЕАЭС. Например, в 2020 г. приняты законы, согласно которым РФ может устанавливать лимит на долю госзакупок товаров и услуг из стран ЕАЭС. При этом, казахстанскими правилами госзакупок такие ограничения не предусмотрены.

Правительство РФ определяет минимальную долю закупок государственными и муниципальными заказчиками товаров (работ, услуг), произведенных в государствах — членах ЕАЭС. Аналогичное право правительству предоставляется и в отношении закупок госкорпораций, госкомпаний, субъектов естественных монополий и некоторых других юрлиц. Согласно аргументации российского правительства, это позволит ориентировать заказчиков «на преимущественную закупку отечественной продукции, что положительным образом будет влиять на темпы роста потребления такой продукции, в том числе высокотехнологической.

Таким образом, правительством Казахстана подготовлена почва для экспансии российских компаний и в других сферах.

 

Почему Казахстану важно иметь собственных аудиторов?

Аудит обеспечивает экономическую безопасность предприятия в разрезе:

  1. Налоговых рисков
  2. Экономико-правовых рисков
  3. Финансовых рисков
  4. Имущественных рисков
  5. Информационных рисков.

Несмотря на небольшое количество аудиторов в Казахстане, их влияние на экономику существенно. Аудиторы оказывают влияние как на достоверность финансовой отчетности отдельных компаний, так и на объективность отражения финансового положения страны в целом.

Например, по результатам исследования, проведенного НИИ аудиторской деятельности и финансовой отчетности было выявлено, что свыше 30% финансовой отчетности компаний Самрук-Казына могут иметь существенные искажения. Такие искажения напрямую влияют на бюджет и Нацфонда, которые вынуждены покрывать такие манипуляции дополнительным финансированием государственного и квазигосударственного сектора.

Искажения в консолидированной финансовой отчетности и квазигоссектора, в частности, связано с отсутствием независимости аудиторов и аудиторских организаций от МФ РК.

В Послании народу Казахстана 1 сентября 2021 года глава государства заявил о необходимости введения мер по увеличению доходов бюджета. Однако вместо реального повышения доходов, Министерство финансов предпочитает идти по пути «рисования» доходов государственного и квазигосударственного сектора.

Риски от допуска российских аудиторов на рынок Казахстана

Существует повышенный риск ухода от западных санкций, что повлечет за собой повышенный риск санкций в отношении Казахстана и способствовать выводу капитала из Казахстана в пользу РФ. РФ этого даже не скрывает. Так министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в этом году заявил, что Россия укрепляет экономики стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) для успешного противодействия западным санкциям. Иначе говоря, ЕАЭС стал инструментом противодействия России санкциям в ущерб другим членам союза.

Российские аудиторы получат доступ к стратегической информации государственного и квазигосударственного сектора.

Отметим, что отдельные сведения, относящиеся к государственным секретам, в том числе, в сфере экономики, указаны Законом РК «О государственных секретах».

Напомним, что ранее КПМГ Индия провела технический аудит энергетических объектов Казахстана. Аналогичная ситуация с аудитом других стратегических объектов станет массовой в случае подписания Соглашения ЕАЭС об аудиторской деятельности.

При этом, допуск российских аудиторов повлечет за собой вывод капитала в Россию, что неизбежно повлечет за собой снижение поступления налогов в бюджет Казахстана.

Усилится экономическое давление со стороны России

Показательным является пример с ограничениями, введенными Китаем по поставке мяса из Казахстана. Казахстанская ветеринарная служба не может добиться снятия ограничения, в связи с этим Казахстан был вынужден допустить представителей государственного таможенного комитета Китайской Народной Республики для проведения аудита ветеринарной системы и инспекции предприятий, заинтересованных в экспорте животноводческой продукции.

Нет никаких гарантий, что аналогичные действия не предпримет РФ, тем самым получив доступ к важным предприятиям Казахстана.

Доступ российских аудиторов на рынок Казахстана заметно будет препятствовать инвестициям из других стран, что усилит зависимость Казахстана от РФ и Китая.

Очевидно, что инвесторы из других стран с опаской относятся к ратификации Соглашения, учитывая, что доступ к иностранным технологиям могут получить российские компании.

Ратификация увеличит риск монополизации рынка стран ЕАЭС

Очевидно, что текст Соглашения ЕАЭС по аудиту не является постоянным. РФ приложит усилия для изменения положений соглашения для комфортного существования российских аудиторов на рынках стран-союзников.

Например, в настоящее время обсуждаются поправки в Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС, предусматривающие создание института национального оператора электронной торговли, который будет обеспечивать логистику операций с товарами, приобретаемыми физическим лицами на иностранных интернет-площадках, а также осуществлять взаимодействие с иностранными маркетплейсами и таможенными органами, обеспечивая процессы таможенного декларирования и хранения товаров электронной торговли.

Текущая ситуация

В течении двух с половиной лет существует профсовет, который не выпускает новых аудиторов. Кроме того, наблюдается негативная тенденция. Так по данным Минфина РК с 1 марта 2022 по 10 октября 2023 года количество аудиторских организаций сократилось на 30 организаций ушли, а количество аудиторов с 31 августа 2021 года по 10 октября 2023 года стало меньше на 58 человек.

Таким образом, можно резюмировать, что Министерство финансов игнорирует поручение Президента Токаева от 31 августа 2023 года по защите отечественных производителей и формирования экономики с учетом интересов национального бизнеса.

 

Данияр Нурсеитов

Главный редактор «Профессионального бухгалтера»
Exit mobile version