Регулирование аудиторской деятельности в Великобритании вызывает все больше вопросов

Новое исследование выявило тревожные тенденции в работе аудиторов в Великобритании. Согласно отчету Лаборатории аудиторских реформ Университета Шеффилда, аудиторские фирмы не смогли обнаружить признаки надвигающегося банкротства у трех четвертей крупных компаний, которые обанкротились в период с 2010 по 2022 год. Об этом сообщает «Профессиональный бухгалтер» со ссылкой на The Financial Times.

Отчет, основанный на анализе аудиторских отчетов 250 крупнейших публичных компаний, которые обанкротились в указанный период, показал, что аудиторы не сигнализировали о риске банкротства, в подавляющем большинстве случаев.

«Большая четверка» аудиторских фирм – EY, PwC, Deloitte и KPMG – показала крайне низкий уровень предупреждений. EY, например, вынесла предупреждение только для одной из пяти компаний, которые она аудировала за год до банкротства, что является самым низким показателем среди «большой четверки».

Другие аудиторские фирмы, не входящие в «большую четверку», показали еще более удручающие результаты: они сделали оговорку лишь в 17% случаев.

Между тем, в период с 2020 по 2022 год средняя заработная плата партнеров в «большой четверке» выросла почти на треть, достигнув 872 500 фунтов стерлингов. В отчете подчеркивается, что существует «серьезное опасение, что аудиторы недостаточно требовательны».

Отчет опубликован всего через несколько дней после того, как британский надзорный орган по бухгалтерскому учету (FRC) наложил многомиллионные штрафы на PwC и EY за некачественную проверку London Capital & Finance, несуществующей инвестиционной группы, которая стала центром одного из крупнейших скандалов, связанных с розничными сбережениями за последние годы.

Волна громких корпоративных банкротств, таких как ритейлер BHS, аутсорсер Carillion и туристическая группа Thomas Cook, заставила правительство разработать более жесткие правила для аудиторского сектора. Однако эти правила до сих пор не вступили по ряду причин.

Создание Управления аудита, отчетности и управления (Arga), нового, более мощного регулятора бухгалтерского учета и заседаний советов директоров, также столкнулось с проблемами. К тому же, существование единого регулятора, который препятствует конкуренции и, следовательно, снижает качество аудита, является серьезной проблемой. Вместо того, чтобы создавать единого сверхрегулятора, нужно проводить более целевые и эффективные реформы, которые будут стимулировать конкуренцию и улучшать качество аудита.

Ричард Мориарти, исполнительный директор FRC, в марте этого года признал, что FRC является «шерифом только половины округа» и вынужден «выпрашивать» финансирование без принятия давно отложенного закона о создании более сильного регулятора аудита.

Хотя FRC значительно увеличил общий размер штрафов, которые он взимал с аудиторских фирм в последние годы, в отчете Лаборатории аудиторских реформ говорится, что штрафы слишком малы, чтобы «существенно повлиять на заработную плату партнеров, что обеспечивает недостаточный сдерживающий фактор, и позволяя фирмам продолжать получать вознаграждение за неудачи».

Отчет Лаборатории аудиторских реформ сигнализирует о неэффективности работы FRC. Несмотря на многочисленные скандалы и проблемы в аудиторском секторе, FRC так и не смог обеспечить должного уровня надзора и контроля. Штрафы, которые он налагает на аудиторские фирмы, слишком малы, чтобы стать действенным сдерживающим фактором.

В отчете предлагаются комплексные меры по реформированию аудиторского сектора, включая создание нового регулятора, новую миссию аудита, реформированную культуру в аудиторской отрасли, большую подотчетность партнеров, юридическое разделение аудиторских и неаудиторских услуг, новые квалификации и обучение для аудиторов, и усиление координации между профессиональными организациями и университетами для создания аккредитованных образовательных программ.

Exit mobile version