Ревизионные комиссии под ударом: что стоит за реформой ВАП?

Недавно Высшая аудиторская палата (ВАП) Республики Казахстан анонсировала масштабную реформу системы государственного аудита. Однако при ближайшем рассмотрении возникает вопрос: действительно ли эти изменения приведут к повышению эффективности контроля за государственными финансами?

Ликвидация ревизионных комиссий: удар по местному самоуправлению

Ключевым элементом реформы является упразднение региональных ревизионных комиссий с 1 января 2026 года. Вместо них планируется создать территориальные департаменты ВАП. Официально это объясняется необходимостью исключить конфликт интересов, поскольку ревизионные комиссии финансируются из местных бюджетов.

Однако такой шаг вызывает серьезные опасения. Ревизионные комиссии — важный элемент местного самоуправления, обеспечивающий независимый контроль за расходованием средств на региональном уровне. Их ликвидация ослабит местные органы власти и приведет к чрезмерной централизации контрольных функций.

Безусловно, вопросы к ревизионным комиссиям есть, но это не значит, что необходимо ломать систему самоуправления.

Игнорирование реальной проблемы

Парадоксально, что при реформировании системы государственного аудита ключевой игрок остается вне внимания — Комитет внутреннего государственного аудита (КВГА) при Министерстве финансов. КВГА дублирует функции ВАП, что ведет к неэффективному расходованию ресурсов и размыванию ответственности.

Эксперты давно говорят о необходимости ликвидации КВГА и передачи его функций ВАП. Это позволило бы:

Половинчатые меры

Вместо решения реальных проблем ВАП предлагает половинчатые меры. Да, расширяются полномочия ВАП в области подготовки кадров и проведения экзаменов для госаудиторов. Однако эффективность системы не повысится, если сохраняется раздробленность и дублирование функций.

Лицемерие и двойные стандарты

Особо показательно, что в своем выступлении в Мажилисе Смаилов жестко прошелся по комитету внутреннего государственного аудита, критикуя низкое качество камерального контроля. Тем не менее, это не привело к серьезным последствиям для КВГА, за исключением назначения человека министра Такиева, Мурата Оразбая, на пост заместителя председателя комитета.

Этот орган продолжает функционировать, несмотря на свою бесполезность и очевидные конфликты интересов внутри Минфина. Вместо ликвидации КВГА и укрепления независимости ВАП мы видим полное игнорирование реальных проблем системы.

Шаг к диктатуре?

На фоне таких решений возникает тревожный вопрос: не являются ли эти реформы шагом в сторону ослабления местного самоуправления и усиления централизованной власти? Ликвидация ревизионных комиссий, которые играли важную роль в контроле на региональном уровне, создает опасный прецедент. С ослаблением независимых механизмов контроля мы рискуем скатиться в диктатуру не сильной личности, а безликой бюрократической машины, которая будет управляться из центра, без учета интересов местных сообществ.

По сути, эта реформа — шаг к сосредоточению власти в руках центральных органов, что неизбежно ведет к ослаблению демократических институтов и их роли в управлении государством. Вместо развития самоуправления и укрепления независимых органов контроля, мы видим шаги в сторону усиления централизованного управления, что несет риски дальнейшего ограничения свободы и прозрачности.

Вывод

Предлагаемая реформа вызывает больше вопросов, чем дает ответов. Ликвидация ревизионных комиссий противоречит заявлениям Токаева о развитии демократических институтов и самоуправления. Тем временем КВГА, представляющий собой бесполезную и дублирующую структуру, сохраняется.

Если государство продолжит курс на централизацию контроля, игнорируя необходимость независимости и подотчетности местных органов, это станет шагом в сторону диктатуры, где решения будут приниматься не в интересах народа, а по воле централизованной бюрократии.

Только ликвидация КВГА, укрепление независимости ВАП и сохранение местных элементов контроля могут создать действительно эффективную систему государственного аудита, которая будет служить интересам общества и соответствовать международным стандартам.

Данияр Нурсеитов

Главный редактор «Профессионального бухгалтера»
Exit mobile version