Испытание на прочность финансовая система выдержала

Более 40 тыс. обращений поступило в ходе прямой линии Президента Нурсултана Назарбаева с населением. Граждане адресовали Главе государства вопросы о проблемах жилищного строительства, ипотеки, аспектах налоговой и таможенной политики. Казахстанцы озвучили самые злободневные темы: кредитное «будущее», последствия создания Таможенного союза Евразийского экономического сообщества, коррупция в государственных органах, поддержка сельского хозяйства. Ни одна из них не остается без внимания ответственных ведомств. Сегодня на страницах «КП» свои комментарии дает министр финансов Болат ЖАМИШЕВ.

Болат Бидахметович, многие вопросы, заданные Президенту, касались текущего положения дел в банковской и финансовой системе Казахстана. Какова ситуация в этих секторах сейчас?

– Банковский сектор действительно был сильно затронут финансовым кризисом. Что неудивительно, так как Казахстан – малая открытая экономика, и мы всегда поддерживали тесные интеграционные связи с другими странами. Банковский сектор был ориентирован не только на внутреннюю экономику: политика строилась с учетом возможностей экспансии на сопредельные рынки, средства с международных рынков капитала привлекались значительные. И когда осенью 2007 года мировые рынки закрылись для развивающихся государств, это был сильный удар по финансовой системе Казахстана. По сути, это была проверка запаса прочности нашей банковской системы. И, конечно, ставился вопрос: если она – самая развитая, почему же подверглась кризису? Закрытие в один момент всех возможностей для внешнего фондирования – чрезвычайно тяжелое испытание для любой финансовой системы. И в этих условиях банковский сектор не мог обойтись без поддержки Правительства.

Таким образом, из бюджета были выделены пять миллиардов долларов для оказания прямой поддержки банкам. Причем эти средства пошли как на капитализацию БВУ, так и на решение вопросов с ликвидностью. Кроме того, большую поддержку оказывал Национальный банк через инструменты денежно-кредитной политики. Подход был достаточно взвешенным и к поддержанию ликвидности банков через управление депозитами национальных компаний. В целом госпомощь получили шесть системообразующих БВУ, два из которых имели крупных иностранных участников. То есть они обошлись без участия государства в капитале. В Халык Банке и Казкоммерцбанке капитализация при этом составила менее 25%.

Следует отметить, что антикризисная программа Правительства предполагает не только решение проблем в тех секторах, которые были затронуты кризисом (финансовый, строительный, малый и средний бизнес). Это способ в дальнейшем обезопасить нашу экономику при ускоренной диверсификации от последствий предстоящих и, в общем, неизбежных мировых кризисов. И в настоящее время в Казахстане подготовлена программа ускоренной модернизации экономики. Она как раз предполагает диверсификацию через реализацию большого количества инвестиционных проектов в энергетике, химии, машиностроении, агропромышленном комплексе.

Граждан также интересуют перспективы открытия в РК филиалов исламских банков…

– В прошлом году были приняты законы, которые обеспечили возможность функционирования исламских банков в нашей республике. И сейчас планируется создание Исламского банка с участием инвесторов из ОАЭ. Банки из Бахрейна и Катара уже рассматривают возможность скорого открытия здесь филиалов. Еще целый ряд инвесторов из исламских стран собираются открывать свои подразделения в РК. Я думаю, что условия, созданные у нас, а также разработанная законодательная база позволяют исламским банкам развиваться в полной мере. А для нашего государства это означает дополнительные инвестиции.

Карим Ишимов из Шымкента, семью которого не пощадил финансовый кризис, спрашивает о проблемах своевременного погашения кредитов. Эта тема затрагивается во многих обращениях к Главе государства.

– В текущем году общественным объединением НДП «Нур Отан» заключены меморандумы о взаимопонимании и сотрудничестве с банками второго уровня. В результате чего достигнута договоренность об оказании помощи в решении проблем неплатежей участвовавших в ипотечном кредитовании граждан, для которых объект займа является единственным жильем.

Банки готовы в индивидуальном порядке рассмотреть возможность предоставления отсрочек по платежам на два года без начисления пени и штрафных санкций либо не применять процедуру внесудебной реализации объектов ипотеки, находящихся в залоге, в отношении тех заемщиков, у кого эта квартира – единственная.

По вопросу погашения ссудной задолженности господину Ишимову необходимо написать заявление, приложить документы, подтверждающие ухудшение финансового положения, и в индивидуальном порядке обратиться в соответствующий банк для совместного рассмотрения возможности предоставления отсрочки исполнения обязательств, списания пени, пересмотра графика платежей.

– А почему Правительство не разделяет ипотечников и дольщиков? Рефинансирование ипотеки помогло вполне платежеспособным гражданам, порой имеющим уже несколько квартир в разных регионах страны. А представители неплатежеспособных, социально уязвимых слоев населения – зачастую на грани изъятия единственного жилья.

– Решение проблем на рынке недвижимости в соответствии с Планом совместных действий Правительства, Национального банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций на 2009-2010 годы осуществляется посредством реализации программы по рефинансированию ипотечных кредитов, а также в направлении защиты прав дольщиков через финансирование незавершенных объектов жилья.

Особую социальную значимость имеет программа по рефинансированию ипотеки, нацеленная на снижение ставок по кредитам до 9-11%. В соответствии с ней, в 11 банках второго уровня в конце февраля 2009-го было размещено 120 млрд. тенге. С начала реализации программы производилась ее корректировка и неоднократно пересматривались сроки. Так, решением Государственной комиссии по вопросам модернизации экономики и Правительства они были продлены до 15 октября 2009 года. Это было сделано с целью обеспечения доступа наибольшего количества заемщиков к программе.

Фондом национального благосостояния «Самрук-Казына» на постоянной основе велась работа с ипотечниками, было налажено взаимодействие с банками – участниками программы и АФН.

Выделенные из Национального фонда средства в размере 120 млрд. тенге освоены в полном объеме. С начала действия программы поступили заявки на сумму 165 млрд., одобрены заявки более 32,9 тыс. заемщиков на сумму 129 млрд. тенге, фактически рефинансированы 31,3 тыс.

Отмечу, что эта программа активно реализовывалась на всей территории страны: 22,6 тыс. рефинансированных заявок приходится на регионы. Высокие показатели освоения наблюдаются в Карагандинской, Восточно-Казахстанской и Актюбинской областях. При этом наибольшее освоение приходится на города Алматы и Астану, где использовано 31,3 и 24,4 млрд. тенге соответственно.

– Один из больных вопросов – недостроенное жилье и обманутые вкладчики. Вот что пишет Президенту Фарида Мамбетова: «Я являюсь дольщиком ЖК «Лесная поляна» (застройщик – ТОО «АльянсСтройИнвест»). Согласно договору, заключенному о долевом участии, срок окончания строительства дома был установлен не позднее второго квартала 2008 года. Однако до сих пор дом не сдан, на генерального директора Найманова возбуждено уголовное дело. Может ли Правительство принять меры и помочь в том, чтобы банк, в котором оформлен ипотечный кредит, дал нам каникулы до вынесения решения по этому жилому комплексу? Получается, что я оплачиваю квартиру, которой на данный момент нет…» К сожалению, это не единичный случай.

– В соответствии с протоколом заседания Государственной комиссии по вопросам модернизации экономики от 17 июня 2009 года одобрен перечень объектов незавершенного строительства по городам Астане, Алматы, Акмолинской и Алматинской областям для финансирования через механизмы ФНБ «Самрук-Казына», в том числе ЖК «Лесная поляна» (2, 3, 4, 5, 6-я очереди).

Согласно утвержденному графику ввода объектов Агентства по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства, срок завершения 2-й очереди ЖК «Лесная поляна» – декабрь 2009 года, 3-й очереди – в первом квартале 2010-го, с 4-й по 7-ю очередь – в 4-м квартале 2010-го.

Вместе с тем по вопросам отсрочки выплат по кредиту до вынесения судом решения по этому ЖК необходимо обратиться в банк. В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона РК «О банках и банковской деятельности» отношения между банками, а также между БВУ и их клиентами осуществляются на основании договоров, если иное не предусмотрено законодательством. В соответствии со статьей 31 этого закона банки вправе осуществлять банковскую деятельность только при наличии правил, определяющих общие условия проведения операций, и внутренних правил.

Так, заемные операции, согласно статье 34 осуществляются на условиях срочности, платности и возвратности, в соответствии с Правилами о внутренней кредитной политике, которые разрабатываются в целях снижения риска при осуществлении операций и утверждаются советом директоров. В них БВУ самостоятельно определяют условия кредитования, категории лиц, которым могут предоставляться займы, необходимые для этого критерии их платежеспособности, а также иные условия, включая рефинансирование.

Необходимо также учесть, что банки – коммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, направленную на минимизацию кредитных рисков. В этих целях БВУ самостоятельно принимают решения по вопросам предоставления кредитов и требуемого обеспечения, отсрочки по их погашению, списания пени.

Статьей 39 того же закона о банках предусмотрено, что ставки вознаграждения и комиссии, а также тарифы за оказание банковских услуг устанавливаются БВУ самостоятельно. При этом государственные органы и их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность банков, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством РК.

– Игорь Усманович Майоров из Караганды спрашивает: «Какие документы уже подписаны по созданию Таможенного союза? Какие соглашения в настоящее время уже приняты или находятся на стадии рассмотрения в целях преодоления правового барьера, разногласий в законодательстве трех государств-участников»?

– Главами Казахстана, России и Беларуси на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС 16 августа 2006 года в Сочи и шестого октября 2007 года в Душанбе были приняты решения о формировании Таможенного союза государств – членов ЕврАзЭС и его правовой базы.

Девятого июня года текущего руководители правительств на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС определили этапы формирования единой таможенной территории и сроки отмены государственного контроля на внутренних границах с первого июля 2010 года.

На сегодня подписан 51 документ по формированию правовой базы ТС, в том числе 31 международный договор, 13 ратифицированы сторонами, шесть вступили в силу. На восьмом и девятом заседаниях Комиссии Таможенного союза, состоявшихся 25 сентября и 21 октября 2009 года в Алматы и Москве, утверждены планы по переносу согласованных видов государственного контроля на белорусско-российской и казахстанско-российской границе, одобрен проект единого Таможенного кодекса.

В конце ноября в Минске президенты стран «тройки» приняли этот документ посредством подписания договора о Таможенном кодексе Таможенного союза. Необходимо указать, что вступление в силу кодекса возможно только при наличии необходимых международных соглашений и решений Комиссии ТС, на которые имеются ссылки в документе.

В связи с этим экспертной группой по направлению «Таможенное администрирование и статистика» подготовлен план мероприятий для выступления в силу Таможенного кодекса, который был одобрен решением девятого заседания Комиссии ТС № 100 от 21 октября 2009 года. В Минске 27 ноября он утвержден решением Межгоссовета ЕврАзЭС. В указанный план включена разработка 15 основных международных соглашений и 14 решений комиссии, которые необходимы для введения кодекса в действие. Проектом решения Межгоссовета (на уровне глав государств) утвержден план мероприятий. А в соответствии с решением МГС ЕврАзЭС на уровне глав правительств от девятого июня 2009 года № 9 «Об этапах и сроках формирования единой таможенной территории Таможенного союза» с первого июля 2010 года таможенное оформление товаров, происходящих из стран – участниц ТС, отменяется. При этом между Российской Федерацией и Республикой Беларусь с указанного срока отменяется и таможенное оформление товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение на этих территориях.

– А что дает нам формирование Таможенного союза? Не чревато ли оно, к примеру, очередным повышением цен, в частности на автомобили?

– Его влияние, безусловно, будет очень существенным и на авторынок. Во-первых, между Казахстаном, Россией и Беларусью торговля будет беспошлинной, следовательно, покупка российских автомобилей обойдется дешевле. РФ сейчас производит не только свои знаменитые «жигули», но и собирает БМВ, французский, немецкий и корейский автопром.

Цены на отдельные модели японских автомобилей в России точно такие, а иногда и ниже, чем у нас, на дорогие модели – выше. И импортная пошлина на авто в РФ практически в три раза больше. Поэтому вполне можно ожидать, что цены на японские машины, с учетом того, что увеличится пошлина, должны вырасти. Но я уверен, что наши автолюбители будут покупать в России те авто, цены на которые там будут меньше.

В соседней стране стоимость многих товаров ниже. Говорить, что цены не повысятся в Казахстане, – просто ложь. В целом среднеарифметический тариф увеличится в два раза. Те же комбайны, трактора. Если они будут приобретаться по лизингу, то беспошлинно. Если просто за наличные – то по повышенным «ставкам». Экономика – это не результат прямых арифметических действий…

Зачем мы это делаем? Мы открываем для себя большой конкурентоспособный рынок с населением 170 млн. человек. Как мы этим воспользуемся, как этим воспользуется наш бизнес – другой вопрос. Но это шанс. Потому что производство многих товаров в нашей стране с 16-миллионным населением эффективно развить нельзя. Таможенный союз – хорошая возможность для бизнеса.

– Есть ли конкретные преимущества для предпринимателей?

– Они очевидны. К примеру, сейчас выпуск товаров в свободное обращение осуществляется только после полной уплаты косвенных налогов, при пересечении границы проводятся таможенное оформление и таможенный контроль. В Таможенном союзе участник внешнеэкономической деятельности сможет сразу реализовать товар, а также получить отсрочку по уплате косвенных налогов с момента ввоза до 20-го числа следующего месяца. Это своего рода кредитование. Таким образом для добросовестных налогоплательщиков, соблюдающих нормы законодательства, ТС создает режим наибольшего благоприятствования.

– В вопросах казахстанцев, адресованных Президенту, озвучены факты вымогательства со стороны сотрудников таможенных постов.

– По конкретным фактам правонарушений и преступлений у каждого есть возможность обратиться в Комитет таможенного контроля письменно или по телефону доверия – 79-46-85.

– Пример коррупционных действий приводит житель Жамбылской области: «Как мы можем поднять экономику Казахстана, когда в Кордае Жамбылской области через таможню проходит огромное количество контрабандного груза? Там поистине бешеная коррупция».

– Массовой контрабанде товаров китайского производства с территории Кыргызстана способствует наличие на казахстанско-кыргызской границе множества неконтролируемых объездных дорог и бродов – свыше 47. А также отсутствие демаркационных заграждений и сооружений по периметру границы (контрольно-следовая полоса, проволочное ограждение, пограничный ров, пограничные столбы и указатели). В целях укрепления материально-технической базы внешней границы Таможенного союза, развития и обустройства пунктов пропуска, улучшения их технического оснащения, организации информационного обеспечения предусмотрено оснащение 24 пунктов пропуска – приобретение оборудования на общую сумму 15 564 512 тыс. тенге.

С шестого ноября 2009 года в ДТК по Жамбылской области и в частности на таможенном посту «Кордай» осуществляются мероприятия по пресечению контрабанды. Сейчас по периметру казахстанско-кыргызской границы на десяти участках государственной границы совместно с региональным управлением «Онтустик» Пограничной службы КНБ РК проводится широкомасштабная операция по пресечению правонарушений, созданы десять мобильных групп численностью до 40 человек. На этом участке уже пресечено 25 фактов нарушения таможенных правил, возбуждено 25 административных материалов, наложено штрафов на общую сумму 189 тыс. тенге. Таможенный контроль ужесточен на всех контрабандных направлениях, однако надо учитывать, что он осуществляется только в пунктах пропуска через границу, а по ее периметру контроль на себя берет пограничная служба.

– Отечественный бизнес волнует перевод государственных закупок в электронный формат. Электронный госзакуп методом ценовых предложений введен в республике с июня 2008 года. Тогда в пилотном режиме Министерство финансов начало использовать соответствующую информационную систему. С первого января года текущего заработал портал www.goszakup.gov.kz. Насколько этот проект оказался эффективным?

– В текущем году электронные закупки проводились только по методу ценовых предложений, было осуществлено почти 100 тыс. сделок на сумму 18 млрд. тенге. При этом условная экономия, то есть разница между запланированными суммами и фактическими расходами на эти закупки составила 25%. Ранее, когда не было электронных закупок, экономия не превышала 0,5-0,7%. Таким образом, эффект очевиден.

Всего было размещено свыше 400 тыс. заявок от потенциальных поставщиков, получается, на один конкурс приходилось в среднем по четыре участника. Думаю, это хороший результат.

Если говорить о государственных закупках методом конкурса (на него приходится основной объем государственных закупок), то МФ работает над его переводом в электронный формат. Мы в рамках действующего законодательства подготовили проект постановления Правительства по проведению конкурсов методом электронных закупок. Сейчас этот документ проходит согласование со всеми государственными органами, и планируется, что правила могут быть приняты уже в этом году. С года следующего можно будет начинать проводить закупки по методу конкурсов в электронном формате.

Более того, Министерство финансов планирует в 2010-м выйти с инициативой, чтобы уже с 2011-го электронные закупки методом конкурсов проводились в обязательном порядке. С будущего года закупки по ценовым предложениям будут производиться только в электронном формате. (Сегодня можно работать и в обычном «режиме»).

Электронный закуп – это метод, при котором исключается контакт потенциальных участников закупок с организаторами. Безусловно, это повышает прозрачность процедур, исключает ограничение участия кого-либо по формальным и, тем более, надуманным причинам. И понятно, что повышение транспарентности приведет к выявлению действительно рыночной стоимости на поставки товаров, работ, услуг, что в целом позитивно скажется на эффективности использования бюджетных средств. Кроме того, будет минимизирована коррупциогенность самой процедуры. Что скрывать, сегодня государственные закупки зачастую проводятся с нарушениями. В большинстве случаев речь не идет о том, что кто-то что-то украл. Но создается «фон» или возможность для нарушений коррупционного характера. Поэтому, я думаю, что перевод закупок в электронный формат не только существенно повысит прозрачность конкурсов, но и увеличит их эффективность.

– Немало писем к Президенту касается финансовой поддержки села, сельского хозяйства.

– 2003-2005-й были объявлены годами аула, и на развитие агропромышленного комплекса выделялись значительные средства. Вместе с тем на общем фоне экономического роста усиливалась диспропорция в уровне жизни городского и сельского населения. Возрождение сельского хозяйства и превращение его в одну из основных отраслей, влияющих на рост экономики республики, невозможно без развития инфраструктуры сельских территорий.

Для решения проблем аула в 2004 году была принята Государственная программа развития сельских территорий РК на 2004-2010 годы, основной целью которой стало создание нормальных условий жизнеобеспечения аула на основе оптимизации сельского расселения, то есть поддержка сельских территорий, перспективных с позиций жизнедеятельности человека и функционирования рынка.

За 2004-2008 годы из республиканской казны были выделены значительные средства в виде целевых трансфертов местным бюджетам в общей сумме 143,4 млрд. тенге на строительство и реконструкцию объектов образования (61 млрд.), здравоохранения (41,7) и питьевого водоснабжения (40,7), расположенных в сельской местности. Дабы привлечь молодых специалистов для работы на селе, начиная с текущего года в расходах республиканского бюджета закладываются средства в виде целевых текущих трансфертов для их социальной поддержки. Так, в уточненном бюджете на эти цели предусмотрены 611,3 млн. тенге, местные исполнительные органы освоили 296,3 млн. Со следующего года акиматам будут выделяться бюджетные кредиты на приобретение жилья специалистам социальной сферы.

Одно из приоритетных направлений развития здравоохранения в сельской местности – внедрение телемедицины и современных технологий диагностики и лечения заболеваний независимо от расстояний и уровня медико-технического оснащения на местах. За 2004-2008 годы на их развитие из республиканского бюджета направлены 2,2 млрд. тенге. В текущем году – 1,6 млрд., по данным на первое октября, израсходованы 692 млн.

Для улучшения жизненных стандартов сельского населения нужны обеспечение качественной связью, телефонизация и почтовые услуги. В рамках Госпрограммы развития сельских территорий в 2004-2008 годах из госказны выделены 14,5 млрд. тенге на компенсацию убытков операторов сельской связи по предоставлению универсальных услуг. В текущем году на указанные цели предусмотрены 5,1 млрд. тенге, за девять месяцев использованы 2,6 млрд.

Начиная с 2007 года областным бюджетам выделяются целевые трансферты на капитальный и средний ремонт автомобильных дорог областного и районного значения. Только за два первых года на это было затрачено 17,4 млрд. тенге. В 2009-м сумма составила 15,6 млрд., местные исполнительные органы освоили 13 млрд., обязательства приняты на 15,5.

Местные бюджеты ежегодно «сверху» получают деньги на развитие теплоэнергетической системы, в том числе на газификацию сельских населенных пунктов. Так, в республиканском бюджете на текущий год заложены 50,4 млрд., местным исполнительным органам (по состоянию на первое октября) перечислены 27,4 млрд., освоены 26,6, обязательства приняты на 43,9. При уточнении бюджета расходы на эти цели сокращены на 971,6 млн. и составили 49,4 млрд.

Ответы на другие вопросы граждан будут размещены на сайте Министерства финансов РК www.minfin.kz.

Телефон доверия Комитета таможенного контроля Министерства финансов РК: 79-46-85

Exit mobile version