Президент РК Нурсултан Назарбаев подписал указ «О Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период», сообщает пресс-служба президента.
Кроме того, правительству РК, Нацбанку, Агентству РК по финансовому регулированию (АФН) и Агентству РК по регулированию деятельности регионального финансового центра г Алматы в своей работе поручено руководствоваться данной концепцией.
«Правительству РК привести свои решения в соответствие с настоящим указом», – говорится в информации.
Как следует из сообщения, настоящий указ вводится в действие со дня подписания, то есть с 1 февраля 2010 года.
Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период
(июль 2009 года)
г. Алматы 2009 год
Содержание
Введение.
Раздел 1. Определение роли государства в вопросах мобилизации финансовых ресурсов.
1.1. Роль государства в посткризисном периоде.
1.2. Направления деятельности государства в мобилизации финансовых ресурсов в посткризисный период.
Раздел 2. Укрепление системы надзора и регулирования.
2.1. Целостность охвата сферы финансового регулирования и эффективность регулирования.
2.2. Повышение конкуренции в финансовом секторе.
2.3. Внедрение принципа контрцикличности в регулировании финансовых организаций.
2.4. Регулирование сложных финансовых инструментов.
2.5. Совершенствование процедур регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций.
Раздел 3. Усиление механизмов защиты прав инвесторов и потребителей финансовых услуг, расширение источников финансирования.
Раздел 4. Повышение качества корпоративного управления и прозрачности деятельности финансовых организаций.
4.1. Совершенствование системы риск-менеджмента, внутреннего контроля и корпоративного управления.
4.2. Обеспечение прозрачности деятельности финансовых организаций и раскрытие информации об их финансовом положении
4.3. Совершенствование системы оценки финансовых инструментов.
Раздел 5. Регулирование системных рисков и взаимодействие государственных органов.
Заключительные положения.
Текущий глобальный финансово-экономический кризис продемонстрировал значительные недостатки существующих моделей финансовых отношений, как в общемировом масштабе, так и на национальном уровне. В частности, слабые стороны были выявлены и в структуре государственного регулирования и в деятельности самих финансовых институтов. Проблемы последних проявились в вопросах несовершенства и несоответствия систем управления рисками современным тенденциям и уровню принимаемых рисков (как по степени, так и качеству рисков), довольно низкого уровня корпоративного управления, недостаточной прозрачности и, как следствие, неэффективности бизнес-моделей, оказавшихся крайне чувствительными к негативными тенденциям.
Одной из отличительных черт посткризисного периода является необходимость устранения выявленных проблем финансового сектора, исправление допущенных ошибок и направление его развития в русле стабильного поступательного роста. Необходимо продолжить работу по созданию современной, устойчивой и конкурентоспособной финансовой системы суверенного Казахстана.
Кроме того, необходима дальнейшая реализация цели по вхождению Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. С 1 января 2010 года стартует пятилетний план форсированного индустриально-инновационного развития. В этой связи перед финансовым сектором стоит задача в полной мере мобилизовать финансовые ресурсы для реализации проектов, которые будут предусмотрены данным планом. Финансовый сектор должен стать своеобразным мостом между национальными сбережениями и потребностями инновационного роста, что предполагает восстановление доверия к нему.
Также будет продолжена работа по реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией развития финансового сектора на 2007-2011 годы, так как они не потеряли актуальности в настоящее время.
Основные цели и задачи
Основными целями данной Концепции являются повышение устойчивости финансового сектора, стимулирование инвестиционной активности в посткризисный период как инструмента реализации макроэкономических решений, укрепление доверия к финансовому сектору республики.
Усилия государства в мобилизации финансовых ресурсов в первую очередь будут ориентированы на внутренних инвесторов, так как необходимо будет обеспечить их участие в посткризисном росте экономики. Помимо этого, одним из важных факторов успеха программы индустриализации, наряду с мобилизацией внутренних финансовых ресурсов, является активное вовлечение в ее реализацию иностранных инвесторов, поэтому Казахстан останется верным политике стабильного инвестиционного климата, режима благоприятствования для иностранных инвестиций.
Ключевыми целями государственной политики регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций будут являться обеспечение эффективности системы государственного регулирования и надзора, способствующей формированию устойчивого, конкурентоспособного и максимально эффективного функционирования финансовых институтов Казахстана, ориентированного на приоритетность национальных экономических интересов, посредством повышения устойчивости финансового сектора, укрепления доверия к финансовой системе и стимулирования инвестиционной активности.
Для их достижения будут реализованы задачи по укреплению системы надзора и регулирования в целях повышения способности государства выявлять на ранних этапах, предотвращать и преодолевать системные риски и их проявления, по определению роли государства в вопросах мобилизации финансовых ресурсов, по обеспечению прозрачность деятельности, осуществляемой финансовыми организациями. Также будут совершенствоваться процедуры по обеспечению защиты инвесторов и потребителей, дальнейшее развитие получат корпоративное управление и риск-менеджмент финансовых организаций.
Реализация данных задач позволит перейти на качественно новый этап развития финансового сектора Казахстана, устранить основные недостатки присущие докризисному этапу развития, которые повлекли за собой множество проблем в других отраслях экономики.
Вместе с тем, в рамках данной Концепции не предполагается рассмотрение вопросов налогово-бюджетной политики, так как на данный момент сложно оценивать экономический эффект от вступивших в силу с начала 2009 года Налогового и Бюджетного Кодексов. Вследствие того, что с момента введения данных кодексов, необходимо провести анализ и оценку его эффективности, в том числе в части налогообложения финансовых организаций, финансовых инструментов и влияния на рынки, а также стимулирования роста сбережений и инвестиционной деятельности.
Раздел 1. Определение роли государства в вопросах мобилизации финансовых ресурсов
1.1. Роль государства в посткризисном периоде
Мировой финансовый кризис привел к пересмотру роли государства в экономике. Экономические успехи многих стран подтверждают преимущества мер государственного регулирования экономики, соединенных с целенаправленным применением рыночных механизмов конкуренции и частной предпринимательской инициативы. Чем выше технологический уровень экономики, тем выше необходимость госрегулирования, вследствие ограниченности ресурсов и роста цены социальных последствий деятельности монополий.
В этих условиях, 15 мая 2009 года Президентом Республики Казахстан Назарбаевым Н.А. на внеочередном XII съезде партии «Hyp Отан» было объявлено, что с 1 января 2010 года Казахстан начинает пятилетку форсированного индустриально-инновационного развития, успешность реализации которой будет полностью зависеть от способности мобилизовать необходимые финансовые ресурсы.
Будет усиливаться роль государственного планирования и стимулирования экономики. В то же время базовые принципы свободного рынка, такие как честная конкуренция, неприкосновенность частной собственности и поощрение деловой инициативы останутся незыблемыми. Необходимо восстановить доверие к финансовому сектору республики, которое было подорвано во время кризиса, так как именно от этого зависит возможность мобилизации внутренних ресурсов в условиях закрытости внешних источников заимствования. Только при условии возврата доверия можно рассчитывать на то, что сбережения населения будут принимать участие в посткризисном росте экономики страны. При этом необходимо продолжить работу по расширению спектра предоставляемых финансовых услуг, так как запросы потребителей данных услуг постоянно растут и необходимо удовлетворять эти требования, не забывая при этом о качестве.
1.2. Направления деятельности государства в мобилизации финансовых ресурсов в посткризисный период
Оптимальный путь развития страны предполагает не только опору на самобытный национальный опыт, но и учет общемировых политических и экономических тенденций, возможность применения уже прошедших испытания за рубежом механизмов, инструментов и технологий.
Одним из таких механизмов, сформированных в развитых странах мира, является взаимодействие между органами государственной власти и бизнесом. Оно рассматривается как необходимое условие развития эффективной рыночной экономики, и в ходе процесса своей институционализации стало носить характер партнерства государства и частных предпринимателей, получив название государственно-частного партнерства (ГЧП).
Создание объектов инфраструктурного комплекса, отвечающих современным требованиям, станет одним из основных приоритетов экономического развития Казахстана. С учетом роста потребности общества в качественных объектах инфраструктуры, увеличения морального износа основных средств и отсутствия у государства достаточных ресурсов на обновление и создание объектов инфраструктуры, использование механизмов государственно-частного партнерства должно стать важной составляющей процесса модернизации таких стратегически важных отраслей экономики, как транспорт, энергетика и жилищно-коммунальное хозяйство.
Данный вид партнерства позволит реализовать потенциал частнопредпринимательской инициативы, с одной стороны, и сохранить контрольные функции государства в социально значимых секторах экономики, с другой. Однако участие бизнеса в реализации проектов требует правового закрепления партнерства как особого рода взаимодействия государства и бизнеса, что ведет к существенным институциональным изменениям внутри системы отношений «власть – бизнес», позволяющим расширять участие предпринимателей в выполнении части экономических, организационных, управленческих и иных функций.
Анализ текущего состояния ГЧП в Казахстане позволяет определить следующие основные стратегические направления развития:
• привлечение внутренних и внешних ресурсов для финансирования инвестиционных проектов;
• обеспечение правительственной гарантии внешним и внутренним инвесторам, предоставляющим финансирование для осуществления инвестиционных проектов;
• разработка механизма финансирования проектов путем выпуска долговых ценных бумаг под государственную гарантию;
• обеспечение адекватной оценки осуществимости инвестиционных проектов (привлечение частных партнеров);
Одним из основных направлений развития ГЧП в Казахстане должно стать привлечение активов накопительных пенсионных фондов в реализацию инфраструктурных проектов. Накопительные пенсионные фонды, являясь крупнейшими институциональными инвесторами, заинтересованы в наличии на рынке ликвидных долгосрочных финансовых инструментов, таких как инфраструктурные облигации, обеспеченные государственной гарантией. В этих целях необходимо обеспечить доступность данных ценных бумаг для адекватного инвестирования пенсионных активов.
Помимо инфраструктурных ценных бумаг, обеспеченных государственной гарантией, в целях развития отечественного фондового рынка необходимо расширение роли Правительства как эмитента основного финансового инструмента с систематическим риском практически равным нулю.
Отсутствие на рынке государственных ценных бумаг с различными сроками обращения не позволяет создать базу для измерения систематического риска прочих финансовых инструментов, определить спот-ставки и ставки будущего заимствования, корректно оценить ожидания на краткосрочную и долгосрочную перспективы.
Необходимо разработать стратегию управления активами и обязательствами Правительства, в тесной взаимосвязи с задачами и мероприятиями по развитию и совершенствованию отдельных сегментов финансового рынка, включая рынок ценных бумаг и накопительную пенсионную систему. Наличие постоянного умеренного размера дефицита республиканского бюджета при поддержании безопасного уровня правительственного долга позволит обеспечить необходимый объем обращения государственных ценных бумаг на рынке ценных бумаг. Это также позволит отказаться от трансфертов из Национального фонда, увеличить его активы и инвестиционные доходы, а также обеспечить сберегательную составляющую, что в определенной степени компенсирует наличие дефицита в республиканском бюджете. Объемы расходов и размер дефицита должны также способствовать устранению эффекта процикличности, что требует разработки механизма изменения параметров республиканского и государственного бюджета на различных стадиях экономического цикла в целях смягчения его негативных социальных последствий. Наличие дефицита республиканского бюджета должно обеспечиваться расширением государственных программ социального характера и ориентированных на повышение занятости населения.
Объем краткосрочных государственных ценных бумаг Министерства финансов Республики Казахстан, обусловленный краткосрочными разрывами денежных потоков республиканского бюджета и необходимостью погашения ранее выпущенных краткосрочных обязательств, должен также учитывать спрос на краткосрочные ликвидные надежные инструменты на рынке.
Объем средне- и долгосрочных государственных ценных бумаг Министерства финансов, выпускаемых в целях финансирования дефицита бюджета должен определяться с учетом емкости внутреннего рынка ценных бумаг, в том числе законодательно установленных требований к структуре инвестиционного портфеля участников финансового сектора.
Доходность по государственным ценным бумагам должна определяться на рынке при условии, что на первичном и вторичном рынках должны быть представлены государственные ценные бумаги Министерства финансов с кратко-, средне- и долгосрочными периодами обращения, различными встроенными опционами, в том числе государственные ценные бумаги с опционом защиты от инфляции, от изменений обменного курса.
Налоговая политика государства должна способствовать развитию и усилению привлекательности финансового сектора для субъектов экономики, для формирования и аккумулирования национальных частных сбережений в отечественных финансовых институтах и инструментах финансового рынка. С другой стороны, она должна создавать стимулы для расширения возможностей привлечения капитала посредством механизмов финансового рынка. Система налогообложения должна быть выстроена таким образом, чтобы обеспечить максимально эффективный переток капитала из финансово избыточных секторов в финансово дефицитные сектора.
Налогообложение доходов, получаемых от инвестирования в финансовые инструменты на отечественном рынке, должно быть максимально либеральным. Режим налогообложения инвестиционного дохода должен быть сохранен и не будет пересматриваться в сторону ужесточения. При этом оно должно быть нейтральным для вложения в различные финансовые инструменты.
Депозиты населения и юридических лиц в банках второго уровня, корпоративные ценные бумаги будут основными инструментами инвестирования. При этом государством будут предприниматься меры по укреплению доверия к данным инструментам и повышению их привлекательности путем сохранения действующей суммы гарантийного возмещения по депозитам (5 миллионов тенге) на долгосрочную перспективу, развитие инструментов хеджирования и страхования рыночных рисков, повышения прозрачности деятельности участников финансовых рынков и его инструментов, а также повышения финансовой грамотности населения.
Раздел 2. Укрепление системы надзора и регулирования
Происходящие события еще раз подтвердили процикличный характер, свойственный финансовым системам, при котором чрезмерно высокие темпы роста кредитов, левереджа и цен на активы усиливают базовую экономическую динамику. В тоже время они одновременно способствуют нарастанию системных рисков и финансовых дисбалансов, поскольку в периоды экономического бума риски имеют свойство накапливаться и зачастую остаются недооцененными, и в последующем в условиях спада проявляются самым негативным образом. Так, МВФ в своем анализе указывает на то, что органы финансового регулирования оказались неприспособленными к выявлению повышенной концентрации риска и несостоятельных стимулов, вызвавших бурный рост финансовых инноваций. Ни рыночная дисциплина, ни регулирование не смогли ограничить накапливавшиеся годами риски, вызванные быстрыми инновациями и растущей долей заемных средств, не принимались в расчет увеличивавшиеся макроэкономические дисбалансы, которые содействовали нарастанию системных рисков в финансовой системе, связанных с высокими ценами на активы и возросшей долей заемных средств.
«Уроки», как прошлых кризисов, так и текущего кризиса являются критически важными и будут служить отправной точкой для дальнейшего развития и повышения эффективности системы надзора и регулирования финансового рынка и финансовых организаций в целях ограничения системных рисков, предотвращения кризисных явлений в будущем и обеспечения доверия к финансовой системе в контексте стратегических целей и задач экономической политики Казахстана.
2.1. Целостность охвата сферы финансового регулирования и эффективность регулирования
Оценивая действующую концепцию регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций, необходимо отметить, что она соответствует международным стандартам. Согласно докладу G-30 отмечается, что интегрированный единый надзор является наиболее перспективной схемой финансового надзора, обеспечивающей сконцентрированный фокус на регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций, исключающий риск конфликта интересов, имеющий место при функциональных или институциональных схемах надзора.
Основываясь на уроках нынешнего кризиса, мировое финансовое сообщество отмечает, что ужесточение регулирования и надзора за субъектами финансового сектора необходимо подкреплять усилением макропруденциального подхода в целях предотвращения системных рисков. Макропруденциальная политика основное внимание уделяет рискам финансовой системы в целом. Такие риски могут быть мультисекторальными, затрагивать многие организации и рынки, или могут быть сконцентрированы в нескольких ключевых участках системы. Макропруденциальный подход должен дополнить и усилить существующую структуру регулирования и надзора, в которой основное внимание уделяется надежности отдельных институтов и рынков.
В настоящее время растет понимание необходимости более полного, всестороннего и эффективного регулирования. Международные организации в рамках пересмотра методов управления глобальными системными рисками рекомендуют расширение сферы и периметра регулирования, включая все виды деятельности, создающие риски для экономики в целом, недопущение концентрации риска за пределами периметра регулирования. При этом регулирование должно ориентироваться на виды деятельности, а не на организации.
В целях предотвращения системных кризисов в будущем предполагается пересмотр механизмов регулирования отдельных финансовых институтов в зависимости от источников фондирования и видов деятельности, будет усилен мониторинг рисков и надзор. Кроме того, в целях обеспечения финансовой стабильности в стране на законодательном уровне будут определены дополнительные механизмы недопущения накапливания рисков вне сферы деятельности надзорных органов.
В контексте поручений Главы государства, данных на XII съезде НДП «Нур Отан», XXI пленарном заседании Совета иностранных инвесторов, по мобилизации финансовых ресурсов для реализации задач государства по форсированному индустриально-инновационному развитию страны, должна быть пересмотрена система функционирования института инвестиционного банкинга. Банкротства глобальных инвестиционных банков вызвали необходимость модификации подходов в регулировании их деятельности, поскольку текущий кризис показал, что, несмотря на то, что инвестиционные банки были значительными по размеру, имели высокий уровень левереджа и широкомасштабные финансовые взаимоотношения с другими игроками финансовой системы, за ними не были обеспечены должный уровень контроля и регулирования.
В этой связи, в отношении инвестиционного банкинга будет установлен перечень разрешенных к проведению операций и в рамках регулирования к ним будут применены отдельные требования, установленные в отношении банков второго уровня, в целях недопущения роста левереджа и системных рисков.
Необходимо отметить тот факт, что на сегодняшний момент в Казахстане сформирована многоуровневая система, позволяющая в полной степени удовлетворить потребности в финансовых услугах. В силу того, что международный опыт многих стран доказывает неэффективность создания специализированных банков, неспособность данных институтов функционировать в полноценной конкурентной среде, необходимость постоянной поддержки со стороны государства, их создание в Казахстане не предполагается.
Кредитные товарищества, микрокредитные организации наряду с другими организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, должны продолжать способствовать развитию системы финансового посредничества в стране. Однако, учитывая, что подобные организации являются поставщиками небольших по размеру высокорисковых кредитов, размер их кредитов должен быть снижен, так как в условиях существенного сжатия банковского кредитования, их доля может составить значительную величину и, следовательно, нести за собой значительные риски. Также в целях недопущения разрастания системного риска кредитных товариществ и микрофинансовых организаций их возможности по заимствованию на публичном рынке, включая привлечение депозитов (в любых формах), и предоставлению широкого набора инструментов неограниченному кругу лиц будут законодательно ограничиваться.
Таким образом, меры регулирования будут направлены на обеспечение оптимального соотношения роста и устойчивости, что будет способствовать сбалансированному развитию финансового сектора и экономики и предотвращению надувания в ней «мыльных» пузырей. С целью обеспечения системного подхода и повышения эффективности надзорной деятельности практика регулирования и надзора за различными видами финансовых организаций будет в необходимой степени унифицирована.
2.2. Повышение конкуренции в финансовом секторе
Казахстанская финансовая система характеризуется достаточно высоким уровнем рыночной концентрации. В особенности, это касается банковского и пенсионного секторов страны. Так, в банковской сфере у «первой пятерки» банков сконцентрировано почти 77% активов всей банковской системы, а в секторе пенсионных услуг – 78% пенсионных накоплений находится в распоряжении пяти крупнейших накопительных пенсионных фондов.
Наличие подобных тенденций и последствия нынешнего кризиса для финансового сектора Казахстана еще раз подтвердили традиционную теорию, когда риски крупнейших финансовых институтов оказывают системное давление на состояние всей финансовой системы. И это, прежде всего, касается банковского сектора, где сосредоточена превалирующая часть активов всего казахстанского финансового сектора. Более того, учитывая, что часть субъектов финансового сектора являются дочерними организациями банков или входят в состав банковских конгломератов, это также приумножает степень подверженности системному кризису всего финансового сектора.
Опыт развития отечественной банковской системы в последние годы показывает, что предпринятые меры по увеличению собственных капиталов банков не отвечали в достаточной степени потребностям быстрорастущей экономики Казахстана, в результате чего в банковском секторе сохранялась значительная концентрация, которая, как свидетельствует динамика, только усиливалась. На данный момент доля активов 5 банков в совокупных активах банковской системы составляет 76,7%, а индекс Херфиндаля-Хиршмана, используемый для оценки рыночной концентрации, составляет почти 1500 и характеризует казахстанский рынок банковских услуг как концентрированный (средний уровень по 15 европейским странам 54% и 953 соответственно). При таких условиях и значительных разрывах в размерах и потенциале банков уровень конкуренции в данном секторе остается довольно низким ввиду влияния на него лишь отдельных финансовых институтов, занимающих доминирующее положение на рынке, что в конечном итоге приводит к нивелированию роли средних банков в системе. Мелкие банки в силу своих масштабов, как правило, имеют достаточно узкую специализацию бизнеса и низкий уровень их представленности в регионах. При этом показатели достаточности капитала и ликвидности несколько выше, чем у крупных банков, тогда как уровень их доходности значительно ниже, что свидетельствует о том, что мелкие банки испытывают определенные затруднения с размещением капитала и использованием финансового рычага. В то же время серьезные проблемы любого из мелких банков, вероятность которых достаточно высока в силу узкой специализации и концентрации кредитных рисков, а также неспособности конкурировать с более крупными, в случае усугубления ситуации вызовет сильный общественный резонанс и значительно снизит доверие к банковской системе в целом.
В целях повышения эффективности и устойчивости отечественной банковской системы одним из ключевых приоритетов посткризисного развития будет являться ограничение уровня концентрации и стимулирования конкуренции в банковской системе страны. Это предусматривает в качестве прямой меры необходимость постепенного увеличения минимального размера капитала банков. Укрупнение и консолидация либо их реорганизация в другие виды финансовых институтов будет способствовать росту числа средних банков, способных по массовым продуктам оказать должную конкуренцию крупным банкам. В конечном итоге данные тенденции в целом будут способствовать снижению стоимости банковских услуг, защите интересов клиентов, обеспечению большей устойчивости банковского сектора, снижению подверженности экономики Казахстана системным рискам крупных банков. Более того, мировой опыт развития банковского сектора показал, что наиболее успешным условием развития банков и банковских продуктов является их конкурентоспособность, а также низкая концентрация капитала. Это также важно с позиции расширения охвата и доступа населения к максимально широкому перечню банковских услуг, в особенности, в регионах, повышения конкуренции и уровня качества предоставляемых услуг, принимая во внимание то, что в развивающихся экономиках банковский сектор, как правило, играет ключевую роль, при условии недостаточной развитости других рынков капитала.
В контексте реализации комплекса стратегических задач государства будет продолжена работа по расширению доступа к финансовым услугам субъектов регионов Казахстана. В частности, будет продолжена работа по либерализации подхода к созданию в Казахстане региональных банков, в отношении которых в силу ограниченности рынков для предоставления услуг будут применяться менее жесткие требования к минимальному размеру собственного капитала.
2.3. Внедрение принципа контрцикличности в регулировании финансовых организаций
Последствия текущего кризиса и необходимость реализации целей государственной политики финансового регулирования, обозначенных в настоящей Концепции, требуют принципиально новых подходов к организации надзора и регулирования. На данный момент среди ключевых выводов, сделанных впоследствии текущего кризиса мировым финансовым сообществом, в том числе МВФ, Форумом финансовой стабильности, странами-участницами G-20, и требующих особого внимания в дальнейшем в целях модернизации системы регулирования и недопущения подобных кризисов является сведение к минимуму процикличности в регулировании.
По мнению многих экспертов и регуляторов, общепринятые стандарты капитализации неадекватны текущим событиям и требуют повышения как минимум в 1,5 раза. Требования к достаточности собственного капитала предполагается повысить по мере улучшения ситуации в экономике и появления первых признаков подъема, что полностью согласуется с рекомендациями, выработанными в рамках G-20, G-30. Подходы к оценке достаточности собственного капитала будут усовершенствованы не только количественно, но и качественно, что предполагает улучшение качества структуры капитала финансовых организаций.
Динамичный рост высокорискованных операций, их концентрация будут ограничены и найдут отражение в повышении требований к формированию провизий, и при необходимости могут быть установлены лимиты концентрации, а также введены прямые запреты на проведение операций с повышенным уровнем риска.
В случае выявления недостатков в деятельности финансового института, подверженности его высокому риску или отсутствия эффективной системы управления рисками регулятор оставляет за собой право требовать более высоких индивидуальных требований по достаточности капитала и к формированию более высокого уровня (резервов) провизий, что в целом согласуется с рекомендациями международных организаций регуляторов. Причиной этому является необходимость усиления надзорной практики, основанной на надзоре за наличием систем управления рисками и собственного капитала, адекватных рискам финансовой организации, а не на мониторинге выполнения минимальных требований.
Будут приняты меры в части дестимулирования роста внебалансовых обязательств. При этом на первом этапе будут усилены требования к капитализации с учетом расширенного подхода к достаточности капитала, рекомендованного Базельским комитетом по банковскому надзору в рамках Базеля II. В последующем, если эти меры не приведут к ожидаемым результатам, могут быть введены более жесткие и решительные меры вплоть до установления прямых запретов в отношении таких операций. При этом следует отметить, что данный подход был успешно реализован в Испании, где регулятор дестимулировал банки от секьюритизации активов, что, по мнению многих экспертов, способствовало относительно слабой подверженности банковской системы рискам ипотеки.
Предполагается усиление подходов в регулировании финансовых организаций в отношении кредитования лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах, что также лежит в русле общемировых тенденций по укреплению системы финансового регулирования и надзора.
В рамках оптимизации процедуры оценки кредитного риска и формирования адекватного уровня провизий также предполагается внедрение контрцикличного подхода, при котором требования к формированию резервов под возможные потери в период экономического роста будут повышены, а в период спада – понижены. Также будет внедрено формирование резервов на случай наступления стрессовых ситуаций или шоков. Раннее признание ожидаемых потерь по кредитам, прежде чем начнется экономический спад, вносит свой вклад в создание буферов до тех пор, пока доходы остаются хорошими, снижая давление на финансовое состояние банков и обеспечивая предоставление кредитов в периоды рецессии. В настоящее время, принцип контрцикличности успешно реализован в Испании. С 2000 года банки Испании обязаны были увеличивать резервы при выдаче каждого кредита. По мнению многих, Испания лучше многих стран переживает текущий кризис. Так, в начале 2008 года отношение созданных резервов к неработающим кредитам у ее банков превышало 200% против 60% в среднем по ЕС.
Ключевой особенностью динамических резервов является то, что они предназначены для отражения кредитных рисков и кредитных потерь, которые могут создать в банковских кредитных портфелях в периоды бума, прежде чем они станут очевидными в спаде. Динамические (статистические) резервы предназначены не для замены существующих резервов, а для пополнения специальных резервов. Динамические (статистические) резервы имеют уравновешивающее влияние на сильные колебания в уровне резервов, созданные против потерь стоимости конкретного актива, а в случае условного обязательства – потерь по возможному исполнению финансовой организацией своих обязательств. С увеличением активов и обязательств финансовых организаций одновременно должны создаваться специальные и динамические (статистические) резервы.
Учитывая тот факт, что в период экономического подъема, сопровождающимся кредитным бумом, маржа по кредиту имеет тенденцию понижаться, вследствие снижения оценочного уровня риска, связанного с предоставлением кредита, происходит накопление принимаемых банком рисков и неадекватное ценообразование. В качестве альтернативного подхода к оценке фаз развития возможно установление обратной взаимосвязи между ликвидностью и капитализацией с одной стороны и маржой по кредиту, с другой. Это будет также воздействовать на установление оптимальной стоимости ресурсов, привлекаемых банками.
В целях формирования адекватного уровня ликвидности финансовых институтов необходимо установить количественные показатели, ориентиры и параметры для оценки достаточности ликвидности у банков. Банки должны быть способными исполнять обязательства в течение пяти дней (до наступления выходных) в случае потери доверия вкладчиков и оставаться устойчивыми в течение продолжительных периодов напряжения на финансовом рынке. Повышение уровня ликвидности также позволит снизить влияние шоков на волатильность цен менее ликвидных активов.
Будут установлены требования к ребалансированию структуры обязательств банков в целях минимизации рисков фондирования и рефинансирования и формирования структуры обязательств с управляемыми рисками потери ликвидности, в том числе валютной.
Будет усилен надзор за валютной ликвидностью банков в разрезе временных интервалов. Кроме того, влияние кредитного риска на риск ликвидности будет ограничиваться установлением более жестких требований к формированию провизий в отношении валютных кредитов, выданных заемщикам, не имеющим активов и постоянных доходов.
В рамках мер по улучшению ликвидности банков и снижению риска рефинансирования, предусматривается снижение избыточного уровня внешнего заимствования, что предполагает достижение банками соотношения внешнего долга к совокупным обязательствам, не более принятого в международной практике. Дополнительно в целях диверсификации источников формирования ликвидности будут приняты меры по поддержанию банками оптимального соотношения выданных кредитов к депозитам (Loan-to-Deposit Ratio).
Также принцип контрцикличности будет в дальнейшем развиваться и в отношении применения минимальных резервных требований.
Эффективное управление ликвидностью и в целом высокая ликвидность обеспечивают поддержание институциональной и системной устойчивости сектора в период шоков. В этой связи, действующие стандарты оценки ликвидности финансовых организаций будут оптимизированы, в частности, в регулировании ликвидности будут адаптированы международные стандарты поддержания ликвидности финансовой организации на консолидированной основе, а также наличие минимального уровня ликвидности, необходимого в период стрессовых ситуаций (буфер ликвидных активов).
Также в отношении финансовых организаций будут установлены коэффициенты левереджа (финансового рычага), поскольку свойственная левереджу процикличность явилась одной из первопричин текущего глобального финансового кризиса и привела к значительным негативным последствиям. При этом процикличные коэффициенты левереджа будут устанавливаться как на индивидуальной, так и на консолидированной основе.
2.4. Регулирование сложных финансовых инструментов
Сложность структуры финансовых инструментов и недооценка рисков, связанных с их выпуском и приобретением, также явились предпосылками нарастания глобальных системных рисков в мировой финансовой системе. Так, в исследовании МВФ по финансовому регулированию отмечается, как за последнее десятилетие финансовая система значительно расширилась и создала новые инструменты, которые, по-видимому, обеспечивали более высокую прибыль при более низком уровне риска. Этому способствовала общая вера в облегченный вариант регулирования на основе предположения о том, что дисциплина финансового рынка искоренит безрассудное поведение, и идея о том, что финансовые инновации распределяют риски, а не приводят к их концентрации, которые оказались в последующем ошибочными.
В этой связи, регулирование сложных финансовых инструментов будет основано на оценке их структуры, рисках, связанных с отдельными видами финансовых инструментов, и их потенциального влияния на различные сегменты финансового рынка. В основу регулирования структурных продуктов будет положен принцип обязательного распределения риска, т.е. частичного несения риска оригинатором, а также возможность отслеживания риска (tracking the risk). Предполагается определить список, разрешенных к выпуску производных финансовых инструментов по аналогии с действующим списком, разрешенных к приобретению финансовыми организациями таких инструментов, установить требования к публичному предложению и раскрытию информации о производных финансовых инструментах. Также в этом направлении будут внедрены механизмы, ограничивающие сделки хеджирования рисков на внешних рынках. Дополнительно будут приняты меры по установлению запрета на выпуск и приобретение финансовых инструментов, обращающихся на неорганизованных рынках.
2.5. Совершенствование процедур регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций
Концепция надзора будет максимально приближена к широко используемому в мировой практике подходу к надзору, основанному на оценке рисков (risk-based supervision). В регуляторную практику будут внедрены карты рисков. Предполагается дальнейшее совершенствование процедур стресс-тестинга, систем раннего реагирования и разработки планов по ограничению рисков.
Дальнейшее развитие надзора на консолидированной основе будет сосредоточено на структуре регулирования и надзора, в которой основное внимание уделяется надежности отдельных институтов банковского конгломерата и рынков для отслеживания, оценки, и по мере необходимости принятия мер в отношении системных рисков. Регулирование и надзор за банковскими конгломератами будет усилены посредством совершенствования пруденциального регулирования и инспектирования группы, направленных на практическое выявление потенциальных рисков, которым могут быть подвержены участники банковского конгломерата. Также будет обеспечиваться развитие трансграничного надзора путем более тесного сотрудничества с надзорными органами других стран и обмена информацией с ними.
Необходимо регулирование выпуска и приобретения структурных продуктов, стоимость и риски которых достаточно сложно оценить. Должны быть реализованы принципы: обязательного полного или частичного несения риска оригинатором (создателем) и возможности отслеживания риска (tracking the risk).
В целях повышения уровня управления рисками будут последовательно повышаться требования к внедрению и расширению применения количественных и статистических методов оценки рисков в финансовых организациях, а также по отдельным финансовым продуктам. В целях предупреждения значительных убытков, оценки устойчивости портфеля, организации и рынков будут внедряться различные подходы к стресс-тестированию, планированию на случай чрезвычайных ситуаций и методам иммунизации инвестиционных портфелей.
Так сложилось, что, подчиняясь законам рынка, регуляторы по всему миру не осуществляли прямое регулирование розничных и корпоративных продуктов. Такой подход базировался на трех предположениях:
финансовые компании должны подвергаться пруденциальному регулированию для обеспечения финансовой устойчивости,
финансовые компании должны подвергаться регулированию по ведению бизнеса (conduct of business) для того, чтобы клиенты получали достаточную информацию и к ним относятся добросовестно,
регулирование продуктов нецелесообразно, так как хорошо управляемые компании не будут разрабатывать крайне рискованные продукты, а хорошо информированные потребители услуг в свою очередь будет выбирать только те продукты, которые лучше всего удовлетворяют их потребности.
Однако опыт зарубежных стран и Казахстана показал, что финансовые инновации и дизайн в отдельных случаях могут привести не пользу клиентам и обществу в целом, а к получению экономической ренты. Примеры: субстандартная ипотека в США, ипотека-лайтс, высокие уровни LTV по кредитам, высокие депозитные ставки и возможность снимать средства без потери процентов по розничным депозитам, в Казахстане и т.д.
В этой связи регуляторы должны иметь возможность:
решать когда отдельные рынки (например, рынок CDS) или отдельные продукты могут быть признаны потенциально опасными при небольших выгодах и возникает основание для вмешательства;
прямо устанавливать не только «широкие» коэффициенты, как например достаточность капитала или соотношения кредитов к депозитам (Loan-to-Deposit Ratio), но и более специфичные показатели, такие как соотношения стоимости кредита к стоимости залогового обеспечения (Loan-to-Value). Согласно принципу контрцикличности данный коэффициент может изменяться регулятором по мере развития экономического цикла. При слишком быстром росте цен (за счет роста кредитного роста), LTV может быть снижен, а при падении цен – наоборот;
осуществлять прямое регулирование отдельных финансовых продуктов.
В целях определения соответствующей степени регулирования и надзора всех системозначимых финансовых институтов, рынков и инструментов, необходимо разработать методику определения системности или системообразуемости с учетом широкого ряда факторов, включая их размер, левередж, взаимосвязь с другими финансовыми организациями, рынками и инструментами.
Раздел 3. Усиление механизмов защиты прав инвесторов и потребителей финансовых услуг, расширение источников финансирования
Наличие адекватных механизмов защиты инвесторов и потребителей финансовых услуг являются неотъемлемым условием успешного функционирования и развития финансовой системы любой страны. В связи с чем, данные вопросы также будут являться приоритетом государственной политики развития финансового сектора в посткризисном периоде.
В этой связи в целях дальнейшего развития отечественного рынка ценных бумаг, повышения его конкурентоспособности, а также совершенствования нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность субъектов рынка ценных бумаг, предлагается на законодательном уровне усилить ответственность должностных лиц акционерных обществ путем внедрения их фидуциарной (персональной) ответственности, повышения прозрачности информации о сделках, заключаемых акционерным обществом, совершенствования системы корпоративного управления акционерным обществом, раскрытия информации перед инвесторами о деятельности эмитентов ценных бумаг и лицензиатов.
В целях дальнейшего развития отечественного рынка облигаций, повышения качества эмитентов и выпускаемых ими облигаций, а также повышения информированности и защиты прав инвесторов предполагается усовершенствование законодательной базы, регламентирующей отношения, возникающие на рынке облигаций.
В целях предупреждения и оперативного выявления правонарушений, связанных с манипулированием на рынке ценных бумаг, Законом Республики Казахстан от 23 октября 2008 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам устойчивости финансовой системы» были внесены существенные коррективы в порядок признания сделок с ценными бумагами совершенными в целях манипулирования на рынке ценных бумаг. Процедура признания сделки, заключенной на организованном рынке ценных бумаг как совершенной в целях манипулирования, стала более прозрачной и понятной. На сегодняшний день существенную роль в признании сделок заключенными в целях манипулирования играет Комитет совета директоров фондовой биржи по вопросу признания сделок с ценными бумагами, совершенными в целях манипулирования (далее – Экспертный комитет), в состав которого входят члены совета директоров фондовой биржи, представители уполномоченного органа по регулированию и надзору за финансовым рынком и финансовыми организациями, работники фондовой биржи и иные эксперты, обладающие необходимыми профессиональными знаниями для работы в комитете. Признание сделки совершенной в качестве манипулирования осуществляется уполномоченным органом на основании заключения Экспертного комитета, что позволяет создать действенный механизм оперативного выявления и наказания за совершенные правонарушения.
Вместе с тем, реализация на практике эффективного правового и экономического механизма контроля и пресечения манипуляционных сделок требует совершенствования критериев, при соответствии которым сделка подлежит мониторингу со стороны надзорного органа и организатора торгов, в системе которого данная сделка была совершена, усиления контроля за использованием и распространением инсайдерской информации, а также совершенствования системы управления рисками организаций, осуществляющих брокерскую и (или) дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг, и организатора торгов. Не менее важным является усиление ответственности участников финансового рынка за нарушения, связанные с манипулированием на рынке ценных бумаг и распространением инсайдерской информации, поскольку только осознание потенциальными нарушителями того, что их противоправные действия будут обнаружены, а последующее за этим наказание перекроет поручаемую выгоду, сможет поставить реальный барьер правонарушениям.
В рамках стабильного и эффективного развития финансового сектора важной задачей остается детальная проработка всех аспектов применения современных мер защиты интересов инвесторов и потребителей финансовых услуг.
В частности, это касается вопросов совершенствования на законодательном уровне методов контроля и надзора за качеством предоставляемых финансовыми организациями услуг, совершенствования форм и методов защиты прав потребителей на основе гармоничного сочетания мер административной и гражданско-правовой ответственности и соблюдения баланса интересов потребителей и финансовых организаций, выработки эффективной системы досудебного урегулирования споров между субъектами финансового рынка, а также определения и систематической реализации комплекса превентивных мер, направленных на предупреждение и минимизацию нарушений прав потребителей финансовых услуг, в том числе просвещение потребителей финансовых услуг, взаимодействие со средствами массовой информации, проведение различных гласных и публичных мероприятий.
В этой связи, предлагается усовершенствовать законодательную базу, регламентирующую отношения, возникающие между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями, позволяющий устанавливать права потребителей финансовых услуг на приобретение услуг надлежащего качества, получение достоверной и доходчивой информации об услугах, просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определять механизм реализации этих прав, устанавливать требования к договорам с финансовыми организациями.
Также, одним из эффективных методов и рычагов в защите прав потребителей финансовых услуг будет усиление требований к порядку рассмотрения жалоб и обращений потребителей финансовых услуг в рамках финансовой организации, а также ужесточения контроля со стороны уполномоченного органа, поскольку, как показывает практика, многие физические и юридические лица, обращаясь в финансовые организации, ищут разрешения вопросов и спорных моментов, возникающих в ходе предоставления финансовыми организациями услуг, а также восстановления нарушенных прав и интересов вследствие действий (бездействий) сотрудников этих организаций. Зачастую вопросы, поднимаемые в обращениях, носят социально – проблематичный характер, связанный с необходимостью скорейшего реагирования и своевременного принятия соответствующих мер. При этом далеко не всегда заявители получают со стороны субъектов финансового рынка помощь либо ответы на свои обращения (и это только по результатам обращений, поступающих в Агентство).
Необходимо обеспечение более консервативной системы уплаты календарных взносов банками – участниками системы гарантирования депозитов. Банк, придерживающийся рискованной и агрессивной стратегии развития, должен платить больше, особенно в условиях повышательной фазы экономического цикла, чем другие банки-участники, которые принимают меры по минимизации своих рисков. Соответственно, Фонд гарантирования депозитов должен более консервативно подходить в целом к системе оценке банков и размеру взносов банков-участников. Консерватизм сделает систему уплаты взносов более контрциклической – более высокие размеры календарных взносов в условиях достаточной ликвидности и прибыльности, меньше волатильности качественных показателей системы дифференцированных ставок в условиях спада.
Будут предприняты меры по развитию организованного рынка деривативов, являющихся инструментами хеджирования финансовых рисков. Вместе с тем будут разработаны механизмы минимизации сделок с производными инструментами, имеющих спекулятивный характер.
В условиях резко сократившегося рынка банковского кредитования необходимо развивать альтернативные источники привлечения сбережений, такие как фонды недвижимости (REIT), хеджевые фонды и индексные фонды (ETF), распространенные за рубежом.
Инвестирование в акции фондов недвижимости REIT дает как крупному, так и мелкому инвестору возможность участвовать в профессионально управляемом портфеле и диверсифицировать свои риски, поскольку динамика акции фондов недвижимости, как правило, не следует общему направлению движения фондового рынка.
В целях развития фондов недвижимости REIT, необходимо способствовать созданию широкого круга компаний, профессионально управляющих коммерческой недвижимостью, сформировавших достаточный пул объектов для выпуска ценных бумаг.
Вместе с тем, для формирования достаточного пула объектов недвижимости для выпуска акций и свободного их обращения на организованном рынке необходимо создание широкой сети коммерческой недвижимости высокого класса, а также арендной жилой недвижимости, привлекательных для потенциальных инвесторов.
Появление фондов недвижимости REIT в Казахстане позволит сделать рынок недвижимости прозрачным, даст возможность частному инвестору наравне с институциональными инвесторами инвестировать в недвижимость.
Но вместе с этим необходимо, чтобы потенциальные инвесторы начали доверять подобной форме вложения средств, что потребует проведения мероприятий по разъяснению преимуществ фондов недвижимости REIT как для частных инвесторов, так и крупных владельцев недвижимости.
В то же время для диверсификации рисков внутренних институциональных инвесторов будут рассмотрены вопросы создания и развития хедж-фондов, как альтернативного способа размещения ресурсов на рынке с точки зрения инвестора.
В целях предоставления возможности для институциональных инвесторов долгосрочного вложения в определенную отрасль или в экономику целой страны при отсутствии рисков, с которыми всегда связаны вложения в конкретные предприятия альтернативным источником инвестирования могут стать индексные фонды ETF.
Будет рассмотрена возможность дальнейшего развития исламского финансирования в качестве одного из дополнительных источников привлечения ресурсов.
Дальнейшее развитие получит вексельное обращение, которое в условиях инфляционных процессов, неплатежей, структурной несбалансированности потребительского рынка, обеспечит удовлетворение потребности в заемных средствах хозяйствующих субъектов и будет способствовать мобилизации средств для осуществления инвестиционной деятельности. При этом, важным импульсом развития вексельного обращения будет переучет коммерческих векселей первоклассных эмитентов и расширение их числа за счет крупных и средних предприятий.
Данная мера одновременно обеспечит расширение источников пополнения финансовых ресурсов банков.
В целях повышения финансовой грамотности и инвестиционной культуры населения необходимо проведение широкой разъяснительной работы. В этой связи будет проводиться работа по введению в старших классах факультативов по финансовой грамотности. Также, для повышения степени финансовой осведомленности населения на телевидении и радио будут транслироваться специальные образовательные программы.
Раздел 4. Повышение качества корпоративного управления и прозрачности деятельности финансовых организаций
4.1. Совершенствование системы риск-менеджмента, внутреннего контроля и корпоративного управления
В основе фундаментальных причин глобального кредитного кризиса лежали значительные ошибки в системе риск-менеджмента и корпоративного управления в финансовых институтах. Не являются при этом исключением и отечественные финансовые организации. Такие недостатки в институтах публичного интереса в отдельных случаях ведут к неоправданным убыткам, а в иных – к прямому мошенничеству. Указанные риски невозможно оценить количественно и ограничить на уровне пруденциальных нормативов. Так, многие эксперты отмечают, что, несмотря на соблюдение различных регуляторных требований и предписаний, финансовые институты оставили без должного внимания элементы внутреннего контроля и корпоративного управления ввиду выявленных значительных недостатков в политиках, регламентах и процедурах внутреннего контроля и механизмах принятия решений, размытости функций, полномочий и ответственности органов управления, а также игнорирования роли и ответственности подразделений риск-менеджмента в процессе принятия решений.
С учетом общемировых рекомендаций будут существенно пересмотрены концепция и подходы к построению эффективной системы внутреннего контроля и риск-менеджмента в финансовых организациях. Одновременно будут усовершенствованы подходы и процедуры надзорного органа к оценке качества и эффективности систем управления рисками и корпоративного управления, применяемых финансовыми организациями, в том числе путем установления дополнительных требований по самооценке систем управления рисками и внутреннего контроля. При этом, концепция и подходы к созданию и оценке эффективных систем внутреннего контроля и риск-менеджмента в отношении различных финансовых организаций будут в необходимой степени унифицированы надзорным органом.
В целях усиления риск-менеджмента и улучшения корпоративного управления в финансовых организациях будут подвергнуты пересмотру вопросы:
четкого распределения обязанностей, полномочий и ответственности менеджмента финансовых организаций,
налаживания механизма оперативного взаимодействия между подразделениями финансовой организации,
обеспечения наличия эффективного порядка принятия решений при осуществлении деятельности,
установления более «прикладных» требований в части определения допустимых лимитов на риски, связанные с осуществлением деятельности на финансовом рынке,
усовершенствования процедур применения финансовой организацией стресс-тестинга и планирования экономического капитала, необходимого для принятия рисков, возникающих в ходе текущей деятельности, в качестве резерва на случай непредвиденных потерь для поддержания платежеспособности на определенное время.
Решение данных вопросов будет способствовать улучшению эффективности деятельности за счет экономически выгодных операций с учетом соотношения «риск-доходность» и обеспечит дополнительную помощь в принятии стратегических решений.
Также в рамках системы управления рисками и внутреннего контроля будут усовершенствованы процедуры предотвращения легализации (отмывание) доходов, полученных незаконным путем, и финансирования терроризма, политики вознаграждений и материальных стимулирований в финансовых организациях.
Необходимо разработать типовой кодекс профессиональной этики работников финансовых организаций и принять его каждой финансовой организацией. Данный кодекс должен регулировать проблемные вопросы, которые могут возникнуть при наличии конфликта интересов между финансовой организацией, ее клиентами и акционерами.
Укрепление системы внутреннего контроля и управления рисками, дальнейшее улучшение корпоративного управления в финансовых организациях позволит обеспечить финансовую стабильность организаций, повысит качество предоставляемых услуг и обеспечит дополнительный механизм защиты интересов потребителей финансовых услуг, что в целом окажет позитивное влияние на доверие к финансовому сектору и станет стимулом для дальнейшего динамичного развития отечественного финансового рынка. В целом, качество и эффективность системы управления рисками и корпоративного управления будет основано на недопущении агрессивной политики или проявлений спекулятивной практики со стороны финансовых организаций, а также на всеобъемлющей ответственности и компетентности руководителей и работников подразделений риск-менеджмента, равно как и органов управления финансовых организаций.
Требуется ужесточение требований к составу совета директоров финансовых организаций в части увеличения доли независимых членов совета директоров, обеспечения высокого уровня их профессиональности, привлечения независимых узких специалистов для регулярной оценки деятельности компаний, создания комитетов, подотчетных совету директоров, в целях соблюдения законодательства, назначения вознаграждения и бонусов руководящему составу организаций.
Значительный приток заемных средств, постоянный рост стоимости активов не способствовали становлению эффективной системы андеррайтинга, а также адекватной оценки залогового имущества, финансовых инструментов для инвестирования. Закрытие мировых рынков капитала, «сдувание» ценового пузыря на рынке недвижимости и на фондовом рынке, высокая концентрация на отдельных видах активов/обязательств повлекли ухудшение качества баланса финансовых организаций.
В целях эффективной оценки рисков финансовые организации должны будут разработать и внедрить адекватные системы качественного андеррайтинга, осуществляемого ими при оказании финансовых услуг, диверсификации рисков, связанных с исполнением обязательств и формированием активов.
В области оценочной деятельности будут повышены требования к качеству оценки финансовых и реальных активов и ее независимости с целью соблюдения взаимных интересов, как их владельцев – заемщиков, так финансовых институтов – инвесторов/кредиторов. Законодательно будет закреплена ответственность профессиональных оценщиков.
Будут ужесточены требования к казахстанским аудиторскими компаниям, осуществляющим аудит финансовых организаций в части уровня квалификации сотрудников, а также уровня компетентности привлекаемых независимых экспертов.
4.2. Обеспечение прозрачности деятельности финансовых организаций и раскрытие информации об их финансовом положении
В целях повышения прозрачности финансовых институтов будут приняты меры по распространению информации о результатах стресс-тестирования в финансовых институтах, планового комплекса мероприятий на случай возникновения системных шоков, стратегии инвестирования и структуры портфеля (в отношении пенсионных фондов), системы выплат бонусов управляющему менеджменту организаций.
Также будет осуществляться мониторинг значительных колебаний стоимости активов финансовых организаций органами финансового надзора.
В отношении бонусной системы руководителей финансовых организаций необходимо введение определенного режима регулирования, гарантирующего большую прозрачность и возможность влияния для акционеров, в том числе детализированное изложение индивидуальных вознаграждений. Подлежит раскрытию информация о «реальном и существенном» дополнительном вознаграждении, выплаченном руководителю за отдельные услуги, о количестве переданных директору акций, а также о предложенных опционах.
Политика вознаграждения членов руководителей финансовых организаций должна быть связана со стратегическими целями компании и показателями эффективности ее работы, а также показателями ее финансовой устойчивости.
Существующая политика материального поощрения должна стимулировать руководителей финансовых организаций к обеспечению прибыли исходя из долгосрочных, стратегических целей, а не к получению прибыли в краткосрочном периоде, и в полной степени соответствовать бизнес-стратегии финансовой организации и ее устойчивости к рискам. Выплаты не могут быть осуществлены в краткосрочном периоде, когда риски могут быть реализованы в более долгосрочном периоде, т.е. выплаты должны иметь отсроченный характер.
В целях повышения качества менеджмента и усиления фидуциарной ответственности должностных лиц акционерных обществ на законодательном уровне будут ужесточены требования к руководящим работникам и крупным акционерам финансовых организаций, в том числе в части усовершенствования критериев определения безупречной деловой репутации. За нарушение руководителем своих обязанностей суд вправе наложить штраф, а в случае уголовной ответственности даже приговорить к лишению свободы. Готовность нести ответственность, вплоть до уголовной, должно балансироваться достойным вознаграждением и правами. В случае преднамеренного доведения финансовой организации ее руководителем до банкротства необходимо рассмотреть возможность введения в отношении данного лица пожизненного запрета на занятие руководящей должности в финансовых организациях или права на участие в деятельности финансовой организации в качестве акционера.
Будет уточнено определение понятия «аффилиированные лица» в части расширения категории лиц, связанных особыми отношениями.
4.3. Совершенствование системы оценки финансовых инструментов
Действующая система оценки финансовых инструментов, находящихся в инвестиционных портфелях крупных институциональных инвесторов, таких как, например, накопительные пенсионные фонды и инвестиционные фонды, строится на принципах международных стандартов финансовой отчетности, в соответствии с которыми оценка финансовых инструментов должна осуществляться по справедливой рыночной стоимости. Вместе с тем, поскольку оценка деятельности коллективных инвесторов, включая накопительные инвестиционные фонды и инвестиционные фонды, осуществляется, в том числе, исходя из размера дохода полученного от управления активами, применяемая система оценки финансовых инструментов, входящих в состав инвестиционного портфеля, должна быть единой для всех и отражать объективную справедливую стоимость финансового инструмента
В целях обеспечения стабильности финансового сектора и прозрачности финансовой отчетности в настоящее время рядом международных организаций, ответственных за утверждение стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности, в том числе Советом по международным стандартам бухгалтерского учета, проводится работа по пересмотру ряда международных стандартов. Данная деятельность направлена на упрощение стандартов бухгалтерского учета по финансовым инструментам и улучшению стандартов представления. Это позволит пользователям финансовой отчетности более качественно оценивать неопределенность, возникающую при определении стоимости финансовых инструментов. Также ведется работа по укреплению признания убытка по кредитам путем рассмотрения альтернативных подходов к их признанию и измерению, принимающих во внимание более широкий спектр информации по кредиту, а также улучшения методов оценки в случаях недостаточности статистики и слабости моделирования.
В текущих условиях наиболее остро стоит вопрос по оценке финансовых инструментов, по которым не имеется активного рынка и, соответственно, не представляется возможным определить справедливую рыночную стоимость. Для определения механизмов адекватной оценки таких финансовых инструментов будет разработана методика, которая позволит всем участникам определять справедливую стоимость финансовых инструментов, используя равнозначные критерии и принципы, а также унифицировать систему обесценения отдельных финансовых инструментов в портфелях институциональных инвесторов.
Для обеспечения адекватной оценки сложных финансовых инструментов в Казахстане будет изучаться и адаптироваться мировой опыт в данной сфере.
Раздел 5. Регулирование системных рисков и взаимодействие государственных органов
Актуальным направлением в среднесрочной перспективе является обсуждение и выработка оптимального механизма по предотвращению накапливания дисбалансов, возникновению «пузырей» на рынках реальных и финансовых активов, а также минимизации системных рисков.
Будущая модель государственной политики в данном направлении не ограничивается только повышением качества надзора за финансовым сектором со стороны Агентства финансового надзора, помимо этого будут решены следующие вопросы.
1. Снижение регуляторного арбитража со стороны участников финансового сектора. Система должна давать четкие установки, что финансовый регулятор независим в принятии решений, а принятые решения является консолидированной позицией государственных органов, отвечающих за обеспечение финансовой стабильности.
Сохранение существующей модели интегрированного единого финансового регулятора (single integrated regulator model). Консолидация ресурсов по регулированию и надзору за различными финансовыми институтами является объективной тенденцией развития модели финансового регулирования, особенно с учетом текущего кризиса, вызванного в значительной степени возможностью финансовых институтов использовать арбитраж между регулируемыми и нерегулируемыми сегментами рынка и разными подходами регуляторов.
Вопрос повышения возможностей финансовых регуляторов по минимизации системных рисков и снижение масштабов кризисов в странах с единым регулятором лежит в плоскости эффективности взаимодействия с центральным банком и процедурах принятия решений.
2. Эффективная координация Агентством финансового надзора с Национальным Банком своей деятельности. Должна быть усовершенствована система регулярного взаимодействия органов, обеспечивающих финансовую стабильность, в части анализа рисков для финансовой стабильности, выработки мер пруденциального регулирования финансового сектора и мер раннего реагирования на всех уровнях и с самых ранних этапов разработки соответствующих инструментов регуляторного воздействия.
В рамках данного направления будет повышена роль Национального Банка в принятии решений по ключевым вопросам регулирования финансового сектора, имеющим системный характер, на базе единой легитимной площадки – Правления Агентства финансового надзора.
В настоящее время, многие страны в целях улучшения координации финансовых регуляторов в вопросах финансовой стабильности прилагают усилия по созданию специальных советов из числа руководителей ведомств, ответственных за регулирование финансового сектора, либо по повышению эффективности функционирования существующих. Данные советы призваны принимать решение по регулированию финансовых институтов и других юридических лиц, деятельность которых имеет системообразующий характер. Данные усилия направлены на повышение роли центральных банков и усиление координации финансовых регуляторов в принятии решений.
В Казахстане такой платформой принятия коллегиальных решений является Правление Агентства финансового надзора, где представлен Национальный Банк и другие государственные органы.
Соответственно целесообразно решение всех основных аспектов макропруденциального регулирования системных рисков принимать на уровне Правления Агентства. К числу таких вопросов, помимо утверждения норм пруденциального регулирования, применения санкций, принятия решения о консервации и принудительном выкупе, должно быть отнесено утверждение (согласование) в отношении системообразующих финансовых институтов и других участников рынка, определенных соответствующим решением регуляторов:
-
внутренних систем управления рисками финансового института;
-
планов действий институтов в случае чрезвычайных событий (contingency plans) и планов реструктуризации,
-
разработка и принятие решений по применению мер раннего реагирования (Prompt Corrective Action) и других мер антикризисного управления в отношении данных институтов (Action Plan).
Дополнительно будет приняты необходимые меры по повышению прозрачности деятельности Правления и принимаемых решений через разлиные механизмы, например публичное освещение процедуры голосования.
Кроме того, между Агентством и Национальным Банком должен быть расширен обмен всеми необходимыми документами и материалами, данными результатов проверок и оценок устойчивости (рейтингов) системообразующих институтов, планами оперативных действий финансовых институтов и т.д. Должна проводиться регулярная совместная работа специалистов соответствующих подразделений Агентства и Национального Банка над мерами регуляторного характера в рамках новой постоянно-действующей рабочей группы, без которой предложения не должны выноситься на рассмотрение Правления Агентства (с соответствующей корректировкой регламента рассмотрения вопросов Правлением Агентства).
3. Определение оптимального баланса между защитой потребителей финансовых услуг, с одной стороны, и повышением устойчивости финансовых организаций, с другой. С одной стороны, эффективно функционирующий финансовый сектор является базовым условием защиты интересов пользователей финансовых услуг. С другой стороны, интересы финансовых институтов должны быть защищены только в той мере, в которой они не противоречат целевым задачам и приоритетам государственной политики.
Соответственно, будет проведена оценка существующего распределения полномочий между Агентством финансового надзора, Агентством по регулированию регионального финансового центра и Фондом гарантирования депозитов в части возможного усиления полномочий последних двух ведомств по защите интересов потребителей финансовых услуг – участников рынка ценных бумаг и вкладчиков банков. Также будет рассмотрена целесообразность создания отдельного государственного уполномоченного органа по защите прав потребителей финансовых услуг для исключения конфликта интересов финансового регулятора, а также альтернативного института урегулирования споров на финансовом рынке – финансового омбудсмена. При этом государственный уполномоченный орган будет наделен функциями разработки стандартов по предоставлению финансовых услуг и повышению финансовой грамотности населения, а финансовый омбудсмен – рассмотрением жалоб потребителей финансовых услуг.
4. Обеспечение последовательного выхода государства из банковской системы с учетом способности рынка к замещению финансовых ресурсов, эффективности использования государственных ресурсов и долгосрочных интересов государства в использовании институтов финансового посредничества для реализации экономической политики устойчивого экономического роста.
Государство, вынужденно являясь основным кредитором банков на более длительный срок, чем ранее предполагалось, не планирует оставаться акционером финансовых институтов в среднесрочной перспективе, за исключением тех из них, что выступают в качестве агентов при реализации целей и задач государственной политики. Будет определена стратегия выхода (exit strategy), базирующаяся на следующих принципах:
1. Сохранение вложенных ресурсов налогоплательщиков – оценка ценовых критериев реализации участия государства в капитале банков с учетом баланса задач получения экономической прибыли, с одной стороны, и создания долгосрочного экономического интереса у инвесторов, с другой.
2. Отсутствие дискриминации между внутренними и внешними инвесторами при условии гарантии дальнейшего увеличения капитализации банка в среднесрочной перспективе.
3. Определение четкого среднесрочного плана возврата ресурсов, предоставленных банкам для финансирования реального сектора экономики, с учетом способности системы привлекать необходимый объем средств предприятий и сбережений населения.
4. Активное содействие созданию финансовыми институтами рынка стрессовых активов и развитию институтов управления проблемной ссудной задолженностью посредством Фонда стрессовых активов.
5. Приверженность принципу равного распределения банками выделяемых государством в рамках индустриальной политики финансовых ресурсов между заемщиками при условии приемлемого уровня кредитного риска. Исключение избирательности и преференционизма, т.е. приоритетности в финансировании отдельных секторов экономики.
Заключительные положения
Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период определяет основные направления мероприятий, реализация которых позволит обеспечить привлечение финансовых ресурсов для реализации задач по форсированному индустриально-инновационному развитию страны, а также условия для устойчивого развития финансового сектора и укрепления доверия к нему. В то же время, полнота и всесторонний спектр мероприятий по развитию финансового сектора в посткризисный период должны быть обеспечены при доработке действующей концепции развития финансового сектора на 2007-2011 годы, при этом необходимо учесть рекомендации международных институтов и организаций, которые разрабатываются и будут разработаны в дальнейшем исходя из уроков глобального финансового кризиса.
Реализация данной концепции позволит создать условия для восстановления отечественного финансового сектора, что в свою очередь послужит одной из движущих сил дальнейшего развития экономики страны в целом. На этапе восстановления сохранится государственное поддержка, так как финансовые институты еще не в состоянии самостоятельно обеспечить имеющийся спрос на инвестиционные средства. По мере восстановления, роль прямого государственного влияния будет снижаться, постепенно уступая место частной инициативе.
Мероприятия данной концепции будут способствовать развитию всех сегментов финансового сектора.
В частности, одним из показателей, характеризующих восстановление банковского сектора станет достижение и превышение показателя соотношения активов банковской системы к ВВП уровня 2007 года (92%).
В отношении деятельности накопительных пенсионных фондов с развитием фондового рынка, темпы роста реального роста активов будут обеспечиваться за счет инвестиционного дохода, а уровень активов будет составлять не менее 10% от ВВП.
Структура активов страховых компаний будет изменена в пользу увеличения инвестиционно-сберегающих и социальных составляющих.