Информационное сообщение Квалификационной комиссии по аттестации кандидатов в аудиторы РК

Уважаемые аудиторы и кандидаты в аудиторы!

Квалификационная комиссия по аттестации кандидатов в аудиторы сообщает, что до настоящего времени вопрос проведения квалификационных экзаменов для кандидатов в аудиторы не решен.

В соответствии с п.3 ст.14 Закона РК «Об аудиторской деятельности» состав Квалификационной комиссии должен быть сформирован путем равного делегирования представителей двух ПАО, имеющих на сегодняшний день аккредитацию. Однако до настоящего времени в состав Квалификационной комиссии не входят представители Палаты аудиторов.

Это является единственным препятствием для проведения квалификационных экзаменов по аттестации кандидатов в аудиторы.

Представители Палаты аудиторов не были включены в состав  Квалификационной комиссии в связи с несоблюдением требований законодательства по процедуре их делегирования.  В  интересах кандидатов в аудиторы Палате аудиторов было отказано  во включении их представителей в состав Квалификационной комиссии и  подан иск в суд о признании  делегирования незаконным.

Это был вынужденный шаг, продиктованный ответственностью, возложенной на Квалификационную комиссию и осознанием последствий неверных решений. Так, незаконность делегирования представителей, в случае их включения в  состав комиссии, повлекло бы за собой незаконность всех принятых в дальнейшем решений Квалификационной комиссии. В том числе решений о проведении квалификационных экзаменов,  утверждении результатов этих экзаменов,  выдаче квалификационных свидетельств аудитора.

Незаконность принятого решения о выдаче квалификационного свидетельства аудитора влечет за собой незаконность самого свидетельства, что в свою очередь влечет за собой незаконность всех аудиторских отчетов, подписанных данным аудитором. Это служит основанием для  лишения юридического лица лицензии на право осуществления аудиторской деятельности. Лишение лицензии может быть вызвано тем, что одним из обязательных требований для получения и действительности такой лицензии, является наличие в штате лицензиата трех аудиторов, имеющих квалификационное свидетельство аудитора.  Если один из трех аудиторов будет иметь недействительное квалификационное свидетельство, аудиторская организация лишается лицензии.

Признание неправомерности выдачи свидетельства аудитора, не дает ему права на получение  квалификационного свидетельства  без повторной сдачи  экзаменов.

Предвидя наступление таких последствий, Квалификационная комиссия обратилась в Специализированный межрайонный экономический суд города Алматы, чтобы он выразил свое компетентное мнение о возможности наступления таких событий.

Наша позиция была поддержана  Специализированным межрайонным экономическим судом города Алматы (СМЭС) и Коллегией по гражданским делам Алматинского городского суда,  рассматривавшей апелляционную жалобу Палаты аудиторов на решение СМЭС г.Алматы.

Оба суда вынесли решения о том, что делегирование Палатой аудиторов своих представителей в Квалификационную комиссию является недействительным, соответственно,  несостоявшимся.  Решение СМЭС города Алматы и Постановление Коллегии по гражданским делам  Алматинского городского суда вступили в силу  16 июля 2008 года.

17 ноября 2008 года СМЭС города Алматы вынес Решение о незаконности делегирования, проведенного Палатой аудиторов 24 июля 2008 года. В том же решении данное делегирование признано несостоявшимся (решение пока не вступило в законную силу).

Аудиторам, как профессионалам, владеющим и юридическими знаниями, понятно, что действия, признанные незаконными, являются одновременно и недействительными с момента их совершения.  Палата аудиторов фактически не делегировала  представителей в состав Квалификационной комиссии в установленные законодательством порядке и сроки.  Данное нарушение закона влечет лишение аккредитации (пп. 3) статьи 12 Закона РК «Об аудиторской деятельности»).

Начиная с апреля этого года, Квалификационная комиссия пять раз обращалась в Министерство финансов РК с предложением решить вопрос об аккредитации Палаты аудиторов, так как это создает препятствие для деятельности  Квалификационной комиссии.  Министерство финансов РК являясь государственным уполномоченным органом, призванным следить за соблюдением законности, самостоятельно выносит решения о законности или незаконности действий ПАО. Но даже вступившее в силу решение СМЭС г. Алматы не убедило Министерство финансов РК в том, что Палата аудиторов допустила нарушение закона, влекущее за собой лишение  аккредитации.

Квалификационная комиссия также неоднократно в своих письмах уведомляла Министерство финансов РК о том, что его бездействие в отношении Палаты аудиторов РК делает невозможным проведение квалификационных экзаменов по аттестации кандидатов в аудиторы, которые в соответствии с требованиями закона комиссия обязана провести во второй половине 2008-го года.

Ранее квалификационные экзамены по аттестации кандидатов в аудиторы были назначены на  август 2008-го года, но из-за незаконных действий Палаты аудиторов и бездействия Министерства финансов РК мы вынуждены были отложить их до конца ноября 2008-го года. Однако, ввиду сложившейся ситуации, квалификационные экзамены во второй половине 2008-го года, не состоятся. Мы вынуждены были отменить их, так как не можем позволить себе создать для кандидатов ситуацию, когда полученные ими результаты на квалификационных экзаменах могут быть признаны недействительными со всеми вытекающими из этого последствиями.

В настоящее время  судебные разбирательства происходят одновременно по двум искам:

Квалификационной комиссией подан иск в СМЭС г. Астаны  в отношении не принятия законных мер Министерством  финансов РК  к Палате аудиторов в части ее аккредитации;

предсказуема подача Палатой аудиторов РК  апелляционной жалобы на Решение СМЭС г. Алматы о признании незаконным и несостоявшимся делегирование от 24 июля 2008 года.

При этом СМЭС г. Астаны принял решение приостановить разбирательства до вступления в законную силу Решения СМЭС г. Алматы, которое было приято 17 ноября 2008 года.

Очевидно, что предпринимаются различные действия по затягиванию процесса. В частности,  этому способствуют действия Палаты аудиторов, которая  25 апреля 2008 года на Очередном общем собрании своих членов вместо голосования по вопросу делегирования представителей в  Квалификационную комиссию, заявила о легитимности двух Квалификационных комиссий. Хотя фактически Квалификационная комиссия, созданная ранее территориальными палатами аудиторов, утратила свою правоспособность  в 2007-м году, в связи с вступившими в силу изменениями в Закон РК «Об аудиторской деятельности» и учреждением новой Квалификационной комиссии по аттестации кандидатов в аудиторы.

Отсутствие реакции Министерства финансов РК на действия Палаты аудиторов позволяют ей совершать все новые и новые неправомерные действия и продолжать препятствовать проведению квалификационных экзаменов. Соответственно, в связи с этим, приостановлен приток новых аудиторов, что создает известные последствия.

Заложниками этих действий (бездействия) стали не только кандидаты в аудиторы, но и члены Палаты аудиторов, которая находится под угрозой лишения аккредитации. Но,  у аудиторов-членов Палаты аудиторов, есть выбор: ожидание повторной аккредитации, создание новой ПАО или переход в другую профессиональную аудиторскую организацию.  Признание же не действительным квалификационного свидетельства аудитора, не дает альтернативы.

Квалификационная комиссия считает возможные последствия для кандидатов в аудиторы более тяжелыми.

Сложившиеся обстоятельства показывают, что в Казахстане защита интересов кандидатов в аудиторы осталась исключительно за Квалификационной комиссией по аттестации кандидатов в аудиторы.

Председатель

Квалификационной комиссии

по аттестации кандидатов в аудиторы

Член правления ПАО «Коллегия аудиторов»                         Т.Косачева

Exit mobile version