Вопрос статуса. Станет ли Алматы офшором?

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил присвоить южному мегаполису статус с собственным законодательством. В связи с этим Kursiv.kz решил выяснить, когда и в каком виде возможна реализация проекта. Эксперты не торопятся с прогнозами по окончательному «сроку сдачи», однако отмечают, что регионально ориентированный финансовый центр поддержит внутренний рынок капитала.

На XVI съезде партии «Нур Отан» глава РК заявил, что хочет ускорить реформирование статуса южного крупнейшего города страны: «Процесс создания финансового центра в Алматы очень затянулся. Надо создать специальный статус Алматы с собственным законодательством этого бизнеса, как это делается в Дубае, в других странах, если мы хотим создать там финансовый центр. Это необходимо».

С чистого листа

Как сообщила Kursiv.kz старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова, все, что создавалось в направлении развития финцентра в Алматы с 2006 года, практически разрушено и на возобновление процесса потребуется время и работа «практически с нуля».

«Вряд ли это будет офшор, в Казахстане это бессмысленно. Может быть, есть смысл начать с формата особой экономической зоны, но не промышленно-производственного характера, а чисто финансового склада. Здесь могут быть упрощены положения по движению капитала и разрешены мультивалютные сделки. Было бы интересно разработать предложение по краткосрочному кредитованию по принципу межбанковского рынка, но под пониженный процент».

РФЦА нужен здоровый банковский сектор

Главный экономист по ЦА Европейского банка реконструкции и развития Агрис Прейманис считает, что Алматы имеет потенциал, чтобы стать региональным финансовым центром, среди прочего уделяя особое внимание развитию таких сфер, как управление активами и предоставление профессиональных услуг, связанных с деятельностью на рынках капитала и исламских финансов.

«Как только нынешние, всем известно – какие, трудности в секторе будут решены, банковский сектор сможет стать движущей силой роста РФЦА. Но здесь есть взаимосвязь: далее РФЦА будет открывать возможности банкингу развиваться и расширять сферу услуг и продуктов, в том числе и в исламском финансировании. Разработка и развитие нормативно-правовой базы здесь принципиально», – отметил г-н Прейманис.

Нужна более понятная правовая система

Г-н Прейманис считает, что целесообразно использовать британское право с созданием специального арбитражного режима, независимых судов, которые отделены от национальной системы, что сделает правовую систему более понятной для международных инвесторов, управляющих компаний и других участников рынка. В свою очередь полноценная правовая среда может быть важным фактором развития рынков капитала и создания рынков, привлекательных для международных инвесторов.

Напомним, ранее использовать инструмент РФЦА в рамках программы возвращения капитала предлагали директор Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов и управляющий партнер Tengri Partners Ануар Ушбаев в своей статье с предложениями по эффективным мерам дедолларизации.

«…необходимо развивать проект РФЦА, но не в старом формате, а выделив для этого отдельную административно-территориальную единицу, где должны действовать два правовых режима: по нефинансовым операциям – казахстанское право, а по финансовым операциям – британское право. Это позволит вернуть отечественный капитал, который уже «очищен» от связей с незаконным прошлым, но боится произвольного применения казахстанского законодательства, а также привлечь зарубежные капиталы, которым нужна юрисдикция с нулевой вероятностью «кипрского» сценария», – сообщалось в статье экономистов.

Олжас Худайбергенов отметил, что финансовый центр может либо принять форму специальной экономической зоны, либо стать отдельной административно-территориальной единицей. В обоих случаях предусматривается прямое подчинение президенту и отдельно разработанное законодательство.

 

РФЦА запустит пилот

Председатель президиума Национальной палаты предпринимателей Тимур Кулибаев предложил на встрече с председателем Нацбанка Кайратом Келимбетовым своеобразный краш-тест для финцентра. Как считает г-н Кулибаев, ныне действующее законодательство не позволило успешно реализовать проект финцентра в южной столице: «У нас чиновники бьются до последнего, если слышат, что какой-то проект выпадает из-под их юрисдикции. То же касается и СЭЗ, которые не удалось реализовать в должной мере. По схожей причине сопротивления ряда ведомственных структур из их контролирующего поля выпадали свободные экономические зоны. Мы все-таки постараемся довести до ума эти проекты», – заявил спикер. Он предложил создать пилотный проект «Алматы-финанс», который, по его мнению, может стать прототипом нового финансового центра.

 

Чем отличается офшор от особой экономической зоны

Офшорную зону отличают следующие признаки: налоговые льготы; анонимность осуществления бизнеса; отсутствие валютного контроля; минимальные требования относительно существования компании (проведение собраний акционеров, простота финансовой отчетности и др.); возможность ведения операций в любой валюте; иные льготы.

Особая экономическая зона – ограниченная территория в регионах с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон – решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

Если офшорная зона предполагает ведение компанией деятельности вне ее территории, то в свободной экономической зоне льготы как раз и предоставляются потому, что компании ведут там свою деятельность.

К числу самых известных офшорных зон относятся Панама, Гибралтар, Кипр, Багамские острова, Ирландия, Лихтенштейн, американский штат Делавэр.

 

Источник: Курсив

Exit mobile version