Вступление Казахстана в ВТО – выдающееся достижение республики, которое в долгосрочной перспективе послужит мощным толчком в развитии экономики как нашей республики, так и Евразийского союза в целом.
Вступление республики в ВТО позволит получить улучшенные условия для доступа отечественных товаров на зарубежные рынки, привлечения инвестиций извне и увеличит возможности доступа казахстанских инвесторов на международные рынки. Иностранные производители также получат доступ к казахстанскому рынку, а отечественные производители получат благоприятные условия для улучшения качества и конкурентоспособности товаров и услуг в результате роста импорта. Еще одним немаловажным фактором является повышенная защищенность отечественных экспортеров при разрешении торговых споров с помощью международных механизмов.
В условиях вступления в ВТО успех отечественных предпринимателей и производителей во многом зависит от саморегулируемых организаций. Поэтому не зря одним из пунктов Плана нации «100 конкретных шагов» Главы государства Нурсултана Назарбаева является расширение возможности граждан участвовать в процессе принятия решений через развитие саморегулирования, передачу несвойственных государству функций в конкурентную среду и саморегулируемым организациям.
В настоящее время в Мажилисе рассматривается проект Закона РК «О саморегулируемых организациях», который призван стимулировать развитие института саморегулирования с дальнейшей передачей части контрольных и регулирующих функций объединениям профессионалов и предпринимателей. Внедряя саморегулирование, жизненно важно сохранить конкурентность и право выбора предпринимателем или профессионалом саморегулируемой организации. Ведь искусственное закрепление права на саморегулирование за одной организацией создает условия для коррупции и ограничения конкуренции и дискредитирует саму эту идею.
Кроме того, одним из элементов повышения качества услуг и товаров является репутационный механизм. Речь о повышении репутации конкретной саморегулируемой организации, что в итоге повышает доверие к членам, входящим в нее. Это в свою очередь позволяет заказчику работ или услуг выбрать надлежащего поставщика с соответствующим уровнем качества услуг.
Саморегулирование – это инструмент против коррупции, произвола чиновников и бюрократизации. Оно создает основы для формирования гражданско-правовых институтов, нацеленных на закрепление добросовестной практики ведения предпринимательской деятельности. О переходе на саморегулирование в Казахстане задумывались давно. Одной из сфер, в которой в полной мере реализован с учетом национальной специфики лучший международный опыт, стала аудиторская деятельность. Введение механизма состязательности между объединениями аудиторов позволило создать условия для развития
рынка аудиторских услуг.
Так, с 2007 по 2015 год количество аудиторских организаций, ставших членами международных сетей, т.е. фактически получивших международное признание, увеличилось с 5 до 30 организаций. Изначально при внедрении саморегулирования в аудите было принято верное решение о необходимости нескольких профессиональных организаций. Эта модель послужила толчком для развития казахстанского аудита в целом.
Таким образом, учитывая положительный эффект, модель саморегулирования в аудите необходимо распространить и на другие сферы профессиональной и предпринимательской деятельности, поскольку она доказала свою жизнеспособность.
Преимущества от саморегулирования, внедренного по действующему образцу аудиторской деятельности, получат многие отрасли, начиная с агропромышленного комплекса и заканчивая бухгалтерами, медиаторами и юристами.
Вступление Казахстана в ВТО и одновременное внедрение саморегулирования, не зависящего от чиновников, улучшит имидж Казахстана как полноправного участника международного товарооборота.
Данияр НУРСЕИТОВ,
председатель правления ПАО «Коллегия аудиторов»
Источник: Казахстанская правда