В ходе Недели российского бизнеса ожидалось, что власть озвучит свое решение по наиболее важному для предпринимателей вопросу – снижению ЕСН. Однако этого не произошло. На встрече с премьер-министром Владимиром Путиным члены правления РСПП услышали лишь о том, что правительство знает, что бизнес ждет решения о снижении ставок по страховым взносам, и в целом фискального бремени.
«Должен сразу сказать: мы, безусловно, с этим согласны. Повышение налогов – дело нехитрое, но мы понимаем все последствия, которые с этим связаны. Также понятно, что без налогов государство существовать не может, не может выполнять свои обязательства по обеспечению правопорядка, безопасности, социальной сферы, но это должно быть все сбалансировано. Мы сейчас практически в ежедневном режиме, без всякого преувеличения – в ежедневном режиме, обсуждаем различные пути, связанные с возможностью снижения фискальной нагрузки. Мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что должны освобождать пространство и помочь вам «нарастить мускулы» для дальнейшего развития», – заявил премьер-министр.
Главное, что принципиальное решение уже принято. Еще в марте президент Дмитрий Медведев поручил правительству подготовить предложения по снижению ставок с 1 января 2012 года. Но насколько снизят ставки и кому – договориться пока не могут. Ожидается, что размер страховых взносов вернется на прежний уровень – 26%. Для отдельных сегментов он может быть снижен еще больше. Так ранее минэкономразвития заявляло о том, что возможно возвращение ставки страховых взносов до 14% для малого бизнеса.
Увеличение налоговой нагрузки на бизнес уже привело к серьезным негативным последствиям. По словам исполнительного вице-президента РСПП Александра Мурычева, за последние 6 месяцев закрылось 8 тыс. малых предприятий. Тревожные цифры поступают из Росстата. Инвестиции в основной капитал в России в первом квартале 2011 года сократились на 1,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Кроме того, в первом квартале 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 2,9% снизились реальные располагаемые денежные доходы населения России. «Опубликованный Росстатом экономический бюллетень за март 2011 года свидетельствует о том, что ситуация в российской экономике довольно неоднозначна. Снижение инвестиций в основной капитал и реальных доходов населения стало неприятным сюрпризом для рынка. Так, например, консенсус-прогноз по росту инвестиций в марте 2011 года составлял 2,7% к марту 2010 года, а Росстат зафиксировал снижение на 0,3%. Основным фактором, ответственным за снижение инвестиций, является резкое повышение налоговой нагрузки в январе, которое только в текущем году обойдется бизнесу в 800 -900 миллиардов рублей.
В этой ситуации бизнес пытается экономить на расходах, прекращение финансирования которых не приводит к немедленной остановке производства, а это в первую очередь инвестиции. Сокращение инвестиций и доходов населения представляет серьезную угрозу для роста внутреннего спроса, который является непременным условием восстановления экономики», – предупреждает Алексей Девятов, главный экономист «УРАЛСИБ Кэпитал».
Еще один тревожный момент – уход малых и средних предприятий под юрисдикцию других стран. «Минфин приводит данные о 400 компаниях с российским участием, которые с начала года переместились на территорию Казахстана», – сообщают в РСПП. Данные об оттоке капитала, по мнению Александра Мурычева, тоже свидетельствуют о том, что российские предприятия пытаются адаптироваться к новым налоговым условиям и оптимизируют свои расходы. Отток капитала из России за первый квартал этого года достиг 21 млрд долларов, тогда как за весь 2010 год этот показатель составил 38 млрд долларов.
И это уже второй исход. О первом еще осенью прошлого года предупреждал руководитель ФТС России Андрей Бельянинов, отмечая, что многие участники внешнеэкономической деятельности переводят свой бизнес из России в Казахстан – из-за разницы в ставке налога на добавленную стоимость (в РФ он составляет 18%, в Казахстане – 14%).
Действительно, по оценкам СIА и региональных экономических комиссий ООН, в связи с преференциями в рамках Таможенного союза средний бизнес из ряда регионов России с 2010 года стал «перемещаться» в Казахстан, где налоговая нагрузка в разы ниже, чем в РФ. И вдобавок средняя цена на большинство видов энергоресурсов в Казахстане минимум на 15% ниже, чем в большинстве российских регионов. Ниже и транспортные тарифы. По данным «Казахинформа», индивидуальный подоходный налог в Казахстане – 10%, а в РФ – 13%. Социальный налог – 11%, в то время как в России пока действует регрессивная шкала ЕСН с максимальной ставкой в 34%. Далее: корпоративный подоходный налог в Казахстане равен 15%, а аналогичный российский налог на прибыль – свыше 20%. Более того, возможно снижение казахстанского НДС до 11%.
Кроме того, в налоговом законодательстве Казахстана многие нормы прописаны лучше, чем в России. Так, более четко зафиксированы нормы, касающиеся трансферного ценообразования. Есть в этой стране и отдельный закон о госконтроле за трансферными ценами.
Александр Бречалов, вице-президент «ОПОРЫ России», считает, что пока все-таки нельзя говорить о массовом уходе предприятий из страны. По его словам, бизнес на резкое увеличение налогового бремени отреагировал по-разному, разделившись на три потока. «Основная часть предприятий вернулась к серым схемам работы. При этом в большинстве регионов никаких проблем для предпринимателей это не создает, так как бизнес давным-давно научился выстраивать отношения со своими основными оппонентами в этом вопросе – налоговыми органами и милицией. Поэтому большого дискомфорта от повышения ставки социального налога никто не испытывает. Страдает только экономика, – утверждает он. – Часть предпринимателей, которых мы считаем современными и продвинутыми людьми, не хотят возвращаться в 1990-е, желают работать цивилизованно, выстраивать из микробизнеса малый, из малого – средний, привлекать инвесторов и т.д. Они занимают более радикальную позицию, собираются устраивать пикеты, забастовки, чтобы привлечь внимание властей к проблеме, показать, насколько эта мера (переход на ЕСН) бессмысленна, и законодательно заставить власть вернуть налоги на приемлемый уровень. Но доля таких предпринимателей по отношению к общей массе крайне невелика. В третьей группе те, кто переводит бизнес за границу, но их число по отношению к общей массе также мало».
Есть вероятность, что налог снизят уже в этом году. Официально снижение вступит в силу с 1 января, но это решение задним числом распространят на четвертый квартал 2011 года. «В прошлом году с разных трибун я говорил, что мы обязательно отменим это решение (введение 36% ЕСН), поскольку оно неконструктивное, неправильное, будет работать против рынка, в первую очередь против малого и среднего бизнеса. Фактически решение уже принято, видимо, со следующего года налог будет отменен, я надеюсь, что даже будет отменен досрочно», – говорит глава Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков. По его словам, ЕСН нанес сильный удар не только по бизнесу, но и по региональным бюджетам. «Выплачивая зарплату бюджетникам, надо опять же платить повышенный единый социальный налог, в результате оголились региональные бюджеты и нет денег для финансирования многих и многих программ. Я надеюсь, нам удастся убедить власть снизить налог до прежних значений досрочно, по крайней мере с 1 января 2012 года это решение будет реализовано», – утверждает он.
Александр Бречалов не исключает, что ставка может быть понижена еще больше. «Страна сейчас вступает в предвыборную гонку, и если замеры покажут, что власть выборы проигрывает и надо срочно какой-то вкусный круассан бизнесу подарить, могут снизить и до 20%», – предполагает он.
Источник: Российская Бизнес-газета