Южная Корея приняла МСФО в 2011 году, чтобы улучшить прозрачность национальных компаний и полезность их финансовой отчетности. Не в меньшей степени власти страны ориентировались и на максимизацию стоимости компаний вследствие открытого их доступа к глобальным рынкам капитала.
С тех пор было проведено немало аналитической работы, объектом изучения которой стало соотношение расходов на принятие МСФО с одной стороны и выгод от их использования – с другой. Правда, до настоящего времени они проводились исключительно с точки зрения пользователей отчетности. Результаты этих исследований недавно сделал публичными Корейский Совет по стандартам финансовой отчетности (KASB).
Главный результат потенциально способен разочаровать представителей Совета по МСФО: как оказалось, более чем для половины опрошенных участников издержки перехода на международные стандарты перевесили выгоды. О том, что выгоды, напротив, оказались выше, сообщили только 10% респондентов.
По мнению исследователей, высокие расходы объясняются в данном случае трудностями с определенными аспектами составления отчетности по МСФО. Пять из них упоминаются отдельно:
- Подготовка примечаний к финансовой отчетности
- Подготовка консолидированной отчетности
- Измерения на основе справедливой стоимости
- Профессиональное суждение в процессе использования основанных на принципах подходов
- Учет финансовых инструментов
По причине наличия этих трудностей сложилось впечатление, что восприятие отчетности ухудшилось, сопоставимость – также ухудшилась (хотя вроде бы все должно быть наоборот), и возросло прямое вмешательство в процесс сторонних организаций.
Все эти затруднения KASB внимательно изучил и пришел к выводу, что следующие меры потенциально способны облегчить принятие МСФО:
- Необходимо усилить роль консультативной службы, которая в Южной Корее занимается оказанием помощи организациям с внедрением МСФО в форме вопросов и ответов;
- Требуется реформа бухгалтерского образования, поскольку в этом отношении с момента принятия МСФО ничего, по сути, сделано не было. Желательно переместить акцент с отдельных компонент финансовых отчетов на стандарты и бухгалтерские принципы, научить студентов использовать профессиональное суждение;
- Требуются изменения в действующем законодательстве для нейтрализации этого расхождения, что образовалось между новыми бухгалтерскими требованиями и прежними требованиями корпоративных законов;
- Улучшения необходимы в случае с примечаниями к отчетности, поскольку так можно значительно улучшить понимание отчетности пользователями и ее полезность для принятия деловых решений. Улучшений должны добиваться сами составители отчетности: во-первых, руководствуясь соображениями существенности при раскрытии информации, а во-вторых – по возможности используя простой для восприятия язык.
Источник: