НовостиМир

Слабый внутренний контроль в банках Китая может стать системной проблемой

Когда выяснилось, что китайская банковская корпорация Миньшэн вложила $436 млн в подозрительные активы, появились опасения: свободно регулируемый рынок таких продуктов ждет коллапс. Теперь уже ясно, что виной всему – подлог, организованный менеджером филиала, и происшествие выглядит обыденным случаем. Однако ситуация далеко не обнадеживающая: на самом деле, произошедшее указывает на наличие системных рисков.

Внутренний контроль – аудит, проверка документов и управление рисками – это часть скучного механизма финансовых рынков, которую большинство людей просто не замечает. Тем не менее, эти утомительные процессы являются жизненно важными. Злоупотребления, начавшиеся в одном подразделении китайского банка, могут быстро перерасти в угрозу для всей корпорации и за ее пределами.

Для большей части корпоративного Китая слабый внутренний контроль является нормой. Банки не хотят тратить деньги на программное обеспечение или соответствие единым стандартам. Около 60% китайских руководителей считают неэтичное поведение приемлемым для поддержания роста компании или для достижения целевых доходов. Короче говоря, у инвесторов и регулирующих органов есть основания для беспокойства.

И эти опасения носят не только теоретический характер. Крупные кражи или потери китайскими банками – вплоть до $560 млн в одном случае – случаются с пугающей регулярностью. Вопиющими эти инциденты делает не изощренность и планирование, а относительная легкость, с которой сотрудники выходят в двери с украденными юанями в портфеле.

Многие крупные фирмы предпочитают не утруждать себя дополнительным внутренним контролем, считая, что достаточно назначить одного ответственного. До сих пор в стране есть компании, которые принимают отчеты от региональных менеджеров в бумажном виде, без проверки данных. Данные вводятся вручную в базовые таблицы, используемые для наблюдения за всеми операциями. Хотя иностранные инвестиционные банки обычно хранят все коммуникации сотрудников, снабжают их корпоративными телефонами и компьютерами (и часто используют искусственный интеллект для проверки лояльности), в Китае остается поразительно высоким число людей, которые используют личные адреса электронной почты на своих визитных карточках.

Если не принять меры, то эти вещи могут стать системной проблемой. В современном банке руководитель не может обойтись без сильной ИТ-системы, менеджер – без программного обеспечения по управления рисками, а отдел внутреннего аудита не может опираться лишь на отчеты провинциальных менеджеров. Когда у этих менеджеров есть свобода при классификации кредитов и стимул преуменьшать проблемность заемщика, то вполне вероятно, что риски будут недооценены руководителями – не говоря уже о регуляторе в далеком Пекине.

Хуже того, фирмы копируют друг друга. Если один банк получает конкурентное преимущество, творчески срезая острые углы, другие могут последовать его примеру. Обилие финансовых компаний, понесших серьезные убытки из-за плохого внутреннего контроля, в последние годы свидетельствует о том, что это не единичный случай.

Хорошая новость заключается в том, что внутренний контроль имеет значение для рынков. Инвесторы, похоже, не спешат вкладываться в акции китайских банков, ожидая дополнительных неприятных сюрпризов или сохраняя скептическое отношение к официальной истории о неработающих кредитах. А мелкие банки, не способные скрыть убытки и с низким отношением заемных средств к депозитам, демонстрируют более высокий уровень стресса.

Тем не менее, регуляторам Китая нужно сделать больше. Во-первых, они должны требовать улучшения финансовой отчетности и аудита. Каждый китайский банк, который продает акции в Гонконге, открыто признает, что нормативные стандарты – от классификации кредитов до руководящих принципов бухгалтерского учета – на материке другие.

Проблема в Миньшэне обнаружилась лишь после того, как в головной офис поступил телефонный звонок, а не через внутренние механизмы, предназначенные для предотвращения бесхозяйственности. Если эта проблема проявилась в Миньшэне, который известен хорошей системой управления и высоким уровнем технологичности, то ситуация в других банках значительно хуже.

Когда Пекин ввел жесткие правила на правительственные поездки, в рамках кампании по борьбе с коррупцией, он быстро взял все под контроль: расходы поднялись лишь на 0,3% с 2011 года, и в 2017 году, как ожидается, снизятся благодаря улучшению внутреннего контроля. То же самое может произойти и в частном секторе за счет улучшения стандартов бухгалтерского учета и аудита. Это приведет к большей прозрачности рынков Китая. А прозрачность сделает их свободными.

Источник: Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» 

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Back to top button