Лжепредпринимательство: позиция Налогового комитета
начальник отдела аудита юридических лиц
Налогового комитета по Ауэзовскому району г. Алматы, Казахстан
Чем может мотивировать налоговый инспектор свои действия? Откуда налоговые органы получают информацию о том, что такие-то организации признаны организациями, занимающимися лжепредпринимательством? Есть ли гарантии, что налоговые органы имеют всю информацию об организациях, занимающихся лжепредпринимательством? Какие в целом последствия ждут организации, занимающиеся лжепредпринмательством? На все эти вопросы вы найдете ответы в этой статье.
В ходе налоговых проверок устанавливаются факты, что проверяемый налогоплательщик имел взаиморасчеты с налогоплательщиком, признанным судом лжепредприятием. В данном случае суммы взаиморасчетов исключается из сумм вычетов по КПН согласно пункту 1 статьи 104 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее – Налоговый кодекс) и пункту 3 статьи 209 Налогового кодекса из сумм зачета по НДС.
Согласно статье 192 Уголовного кодекса Республики Казахстан под лжепредпринимательством понимается создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее крупный ущерб гражданину, организации или государству.
Пунктом 1 статьи 449 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан предусмотрено, что вступившие в законную силу приговор и постановление суда обязательны для всех без исключения государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц, должностных лиц, граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РК.
Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Республики Казахстан, предпринимательство – это инициативная деятельность граждан и юридических лиц независимо от формы собственности, направленная на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения государственного предприятия (государственное предпринимательство). Предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя.
Из вышеизложенного следует, что убытки (доначисленные налоги и штрафные санкции), возникающие в результате взаимоотношений с поставщиком, чья деятельность признана лжепредпринимательской, являются следствием риска предпринимательской деятельности и не возмещаются за счет средств государства.
В соответствии с подпунктом 1-1 пункта 1 статьи 104 Налогового кодекса расходы по операциям с налогоплательщиком, признанным судом лжепредприятием, с момента начала преступной деятельности, установленного судом, относятся к расходам, не подлежащим к вычету.
Также в соответствии с пунктом 3 статьи 209 Налогового кодекса в случае признания судом плательщика налога на добавленную стоимость лжепредприятием свидетельство о постановке на учет по НДС по решению налогового органа подлежит аннулированию с момента начала преступной деятельности, установленного судом.
Следует отметить, что, согласно пункту 48 «Правил постановки на учет по НДС, снятия с учета по НДС, выдачи, замены, аннулирования и приостановления действия свидетельства о постановке на учет по НДС», утвержденных приказом председателя Налогового комитета Министерства финансов РК от 25 марта 2007 года № 157, в течение одного рабочего дня со дня вынесения решения об аннулировании свидетельства по НДС информация об аннулированных свидетельствах по НДС размещается на сайте уполномоченного органа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Налогового кодекса внесение изменений и дополнений в налоговую декларацию, расчет допускается в течение срока исковой давности, предусмотренного Налоговым кодексом, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Таким образом, после размещения информации на сайте уполномоченного органа об аннулировании свидетельств по НДС лжепредприятий покупателям следует внести изменения в налоговые декларации самостоятельно.
Если данные изменения налогоплательщиком не были произведены самостоятельно, то при проведении налоговых проверок действия проверяющих налоговых инспекторов по исключению из вычетов стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) и из зачета сумм НДС по счетам-фактурам, выставленным поставщиками-лжепредприятиями, признанными судом, являются правомерными.
Также на исключенные суммы по результатам налоговых проверок из вычетов КПН и из сумм зачета по НДС будут применены штрафные санкции согласно пункту 1 или пункту 2 статьи 209 КоАП РК.
ТОО «А» зарегистрировано в налоговом управлении Ауэзовского района г. Алматы. По данному ТОО «А» проведена тематическая проверка за период с 1 января 2004 года по 31 декабря 2004 года в соответствии с приказом Налогового комитета МФ РК «О проведении внеочередной налоговой проверки». В ТОО «А» за вышеуказанный период уже проводилась налоговая проверка в 2005 году.
ТОО «А» имело взаиморасчеты за период с 1 января 2004 года по 31 декабря 2004 года с ТОО «Алтынконстракшн» и с ТОО «Азия Бриз», которые на основании приговора Медеуского районного суда г. Алматы от 26 декабря 2005 года признаны лжепредприятиями, то есть созданы без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, имеющими цель извлечение незаконной имущественной выгоды, уклонения от уплаты налогов. По проверке 2005 года доначисления за указанный период не были произведены, так как и ТОО «А», и уполномоченные органы в 2004 году не имели информации о том, что вышеприведенные поставщики являлись лжепредприятиями.
Согласно приказу Налогового комитета Министерства финансов РК «О проведении мероприятий по налогоплательщикам, признанным судами РК лжепредприятиями» от 12 октября 2005 года, на основании приговора суда и решений Налогового департамента по городу Алматы «Об аннулировании свидетельства о постановке на учет по НДС» были аннулированы свидетельства плательщиков НДС с даты постановки их на учет по НДС ТОО «Алтынконстракшн» и ТОО «Азия Бриз». По результатам тематической налоговой проверки суммы взаиморасчетов этих поставщиков исключены из сумм вычетов по КПН и из сумм зачета по НДС, доначислены налоги по КПН и НДС за соответствующие периоды, а также начислен административный штраф в соответствии с КоАП РК.
Следует отметить, что налоговый орган при неустранении самостоятельно нарушений по взаиморасчетам налогоплательщиков, признанных судами РК лжепредприятиями, имеет право провести документальные проверки, в том числе внеочередные проверки за проверенный период, на основании приказа Налогового комитета Министерства финансов РК о проведении внеочередной налоговой проверки. Но так как в ТОО «А» в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 534 Налогового кодекса за этот период комплексная проверка уже проведена, то в дальнейшем проводится тематическая проверка, т. е. налоговый орган вправе произвести внеочередную документальную проверку согласно приказу руководителя уполномоченного органа в отношении конкретного налогоплательщика, а также по основаниям, предусмотренным уголовно-процессуальным законодательством РК.
Территориальное налоговое управление еженедельно просматривает на web-ресурсах Налогового комитета Министерства финансов РК (портал www.salyk.kz) сайты информационных систем ИС НДС и ИС ЭКНА для получения информации о признании судами предприятий лжепредприятиями. В данный перечень налогоплательщиков, в котором перечислены общие положения проводимых мероприятий по контрагентам лжепредприятий, они попадают в следующем порядке:
• в день принятия решения терНУ направляет в управление налогового администрирования (далее – УНА) копии решения и соответствующего судебного акта в отсканированном виде на электронный адрес Налогового комитета Министерства финансов РК (который имеется в каждом терНУ) с последующим представлением их на бумажном носителе, а также регистрационные данные лжепредприятия;
• УНА со дня получения копий документов направляет их для правовой экспертизы в юридическое управление (далее – ЮУ) Налогового комитета Министерства финансов РК соответствующие копии решения и судебного акта;
• ЮУ в свою очередь предоставляет в УНА юридическое заключение относительно правомерности вынесения терНУ решения по аннулированию свидетельства о постановке на учет по НДС и размещению на ресурсах Налогового комитета Министерства финансов РК в перечне налогоплательщиков, осуществляющих лжепредпринимательскую деятельность;
• после чего терНУ направляют уведомления контрагентам лжепредприятий об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля.
В случае если налогоплательщик самостоятельно не устранил нарушения и не представил дополнительные формы налоговой отчетности в соответствии с вышеуказанным уведомлением, данный налогоплательщик включается в план налоговых проверок на предстоящие периоды.
Внимание! Перепечатка и публикация материалов разрешена только с разрешения редакции журнала «Учет и аудит Казахстана»