МФБ и казахстанское законодательство
Данияр НУРСЕИТОВ,
вице-президент Форума профессиональных бухгалтеров, г. Алматы, Казахстан
Как известно, Международная федерация бухгалтеров (далее – МФБ) является одним из крупнейших международных объединений профессиональных организаций бухгалтеров и аудиторов. В этой статье рассказывается о том, как повлияла деятельность МФБ на казахстанское законодательство и насколько законны ссылки на МФБ в законодательных и иных нормативных актах РК.
Деятельность МФБ получила признание во многом благодаря разработке Международных стандартов аудита (далее – МСА). Эти стандарты носят больше рекомендательный характер, т. е. положения МСА используются государственными органами как основа для разработки национальных стандартов аудита либо аудиторскими организациями – для разработки внутрифирменных стандартов.
Помимо МСА, еще одним из важных наборов стандартов являются Международные стандарты обучения (далее – МСО) и Международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора (далее – МСФООС), которые также разрабатываются МФБ.
Следует отметить, что любые стандарты МФБ являются обязательными для организаций – членов федерации, однако, исходя из ее требований, профессиональная организация должна вести активную работу по внедрению стандартов, а также разъяснительную работу по применению стандартов МФБ.
Намерения МФБ в этом направление очевидны и понятны: унификация аудиторских стандартов и повышение квалификации бухгалтеров и аудиторов. На сегодняшний день МСА и МСО являются наиболее продвинутыми и качественными стандартами, поэтому их требования учитывают и другие организации, не являющиеся членами МФБ, а также государственные органы различных стран.
Но так ли все благополучно? Если говорить о Казахстане, то информация о деятельности МФБ явно искажена, и вполне вероятно, что в дальнейшем одно лишь упоминание об этой организации может вызвать неприязнь у бухгалтерско-аудиторского сообщества. Причина – чрезмерное упоминание и ссылки на эту организацию единственным членом МФБ в Казахстане – ПАО «Палата аудиторов» (далее – Палата аудиторов).
Даже беглое изучение нормативной правовой базы показывает, что упоминаний о МФБ предостаточно, причем в большинстве случаев абсолютно необоснованных. Законность упоминания наименования «Международная федерация бухгалтеров» мы рассмотрим позже, а пока приведем перечень таких нормативных правовых актов.
№ п/п | Наименование НПА | Цель ссылки на МФБ |
1 | Закон Республики Казахстан «О государственных закупках» от 21 июля 2007 года № 303-III | Ссылка на положительное аудиторское заключение аудиторской организации, являющейся членом Международной федерации бухгалтеров, которым потенциальный поставщик вправе подтвердить соответствие общим квалификационным |
2 | Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007 года № 234-III | 1. Приравнивание организации – члена иностранного института, являющегося действительным членом Международной федерации бухгалтеров, к бухгалтерской организации 2. Приравнивание квалификационных свидетельств профессионального бухгалтера, выданных иностранными институтами, являющимися действительными членами Международной федерации бухгалтеров, к сертификату, выданному организацией по сертификации. |
3 | Закон Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности» от 20 ноября 1998 года № 304-I | 1. Включение в перечень видов деятельности иных видов деятельности, сопутствующих аудиту финансовой отчетности, осуществляемых в соответствии с рекомендациями Комитета по международной аудиторской практике при Международной федерации бухгалтеров, не противоречащих законодательству Республики Казахстан 2. Условие публикации МСА в Казахстане только организацией, имеющей письменное разрешение на их официальную публикацию в Республике Казахстан от Комитета по международной аудиторской практике при Международной федерации бухгалтеров 3. Указание, что иностранная организация признается аудиторской, если ее статус подтверждается членством в профессиональной организации, являющейся членом Международной федерации бухгалтеров, или компетентным органом государства, резидентом которого является |
4 | Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении перечней рейтинговых организаций (с указанием соответствующих значений рейтингов), фондовых и товарных бирж, аудиторских организаций, необходимых для применения норм Закона Республики Казахстан «О государственных закупках», а также требований к форме и содержанию документов, представляемых ими» от 26 декабря 2007 года № 1292 | Потенциальному поставщику дано право подтвердить соответствие общим квалификационным требованиям посредством представления положительного аудиторского заключения аудиторской организации, являющейся членом Международной федерации бухгалтеров |
5 | Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил лицензирования и квалификационных требований к аудиторской деятельности» от 17 июля 2007 года № 601 | Документальное подтверждение иностранной организацией статуса аудиторской организации, либо нотариально заверенной копией лицензии, либо оригиналом письма с его нотариально заверенным переводом, подтверждающим ее членство в профессиональной организации, являющейся членом Международной федерации бухгалтеров, или компетентного органа государства, резидентом которого она является |
6 | Приказ председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы «Об утверждении квалификационных требований к аудиторским организациям для допуска финансовых инструментов на специальную торговую площадку регионального финансового центра города Алматы» от 3 апреля 2008 года № 04.2-09/78 | Требование для проведения ежегодного аудита эмитента, в частности: – наличие документа, подтверждающего членство аудиторской организации в профессиональной аудиторской организации, являющейся членом Международной федерации бухгалтеров или аккредитованной компетентным органом государства, резидентом которого является – наличие положительного заключения профессиональной аудиторской организации, являющейся членом Международной федерации бухгалтеров |
7 | Приказ вице-министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан «Об утверждении методики баланса активов и пассивов государства» от 29 июня 2007 года № 116 | Внедрение МСФООС для обеспечения наиболее полного, достоверного и системного учета государственных активов и пассивов в целом |
По правде говоря, во многих случаях включение в текст нормативных актов ссылки на МФБ не несут какого-либо смысла, поэтому зачастую складывается впечатление, что разработчики искали хоть какую-нибудь статью, лишь бы как-то упомянуть МФБ!
А статья в Законе Республики Казахстан «О государственных закупках» от 21 июля 2007 года № 303-III попросту составлена наиглупейшим образом. Положения этого закона уже рассматривались и ошибки разбирались, но все-таки повторимся.
Во-первых, не существует аудиторской организации – члена МФБ в силу положения о членстве в МФБ – ими могут являться только профессиональные объединения бухгалтеров или аудиторов.
Во-вторых, каким образом положительное аудиторское заключение аудиторской организации (будь она хоть трижды членом МФБ!) может являться подтверждением правоспособности, платежеспособности, отсутствия налоговой задолженности, а также того, что организация не подлежит процедуре банкротства или ликвидации?!
Положения Закон Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности» от 20 ноября 1998 года № 304-I вообще ставят под сомнение само существование закона, да и вообще какого-либо контроля аудиторской деятельности со стороны государства. Причина – ссылки даже не на МФБ, а на «структурное» подразделение федерации – Комитет по международной аудиторской практике!
Почему так бездумно делаются ссылки на МФБ? Вероятны следующие причины:
• не секрет, что инициатором принятия действующей редакции закона об аудите являлась Палата аудиторов, поэтому, предполагая, что законом впервые предусматривалась множественность профессиональных организаций, и желая ограничить возможных конкурентов, были сделаны ссылки на МФБ (учитывая тот факт, что палата является единственным членом МФБ). Однако здесь более вероятен другой вариант;
• требования к организациям – членам МФБ постоянно увеличиваются, а учитывая, что Палата аудиторов не соответствует всем требованиям, предъявляемым к действительным членам МФБ (что подтверждает исследование Всемирного банка), было сделано все, чтобы в законе было максимальное количество ссылок на МФБ, чтобы хоть как-то избежать перевода в категорию ассоциированных членов. Не зря Нилом Уоллесом (тогда еще техническим директором Комитета по развивающимся странам) на одном из мероприятий ЮСАИДа была обронена фраза о том, что в прошлом в МФБ были приняты организации, которые сейчас не могли бы быть приняты. Как знать, может, эти слова относились и к единственному члену МФБ в Казахстане?
Добившись включения в закон об аудите ссылок на МФБ, Палата аудиторов добилась обратного эффекта – обесценивание нахождения любой казахстанской профессиональной организации в крупнейшем объединение бухгалтеров и аудиторов. И в этом заключается главный парадокс закона об аудите. На самом деле, какой смысл вступать в МФБ, если профессиональные аудиторские организации, аудиторские организации и аудиторы обязаны соблюдать МСА, кодекс этики профессиональных бухгалтеров МФБ? Тем более что контролером соблюдения этих документов является Министерство финансов РК. И следует отметить, что пройти проверку уполномоченного органа будет гораздо сложнее, чем аналогичную проверку МФБ. Причина заключается в том, что Министерство финансов РК осуществляет выездную проверку, а МФБ контролирует своих членов посредством проверки заполненных профессиональными организациями анкет. Разумеется, представители МФБ периодически совершают визиты в Казахстан, но это скорее является визитом вежливости и не более!
Теперь, собственно, перейдем к законности включения в законодательство ссылок на МФБ и соответствующие стандарты.
Рассмотрим закон об аудиторской деятельности, т. к. именно в нем содержатся нормы, которые не соответствуют законодательству РК.
Во-первых, как уже говорилось, в законе дана ссылка на Комитет по международной аудиторской практике при Международной федерации бухгалтеров.
Здесь возникает следующая ситуация. Пунктом 2 статьи 5 Конституции РК установлено, что не допускается возложение на общественные объединения функций государственных органов. В нашем случае за МСА формально (но не юридически) закреплен статус нормативного правового акта, т. к. применение указанных стандартов профессиональными и аудиторскими организациями – обязательно.
Напомним, что нормативный правовой акт – письменный официальный документ установленной формы, принятый на референдуме либо уполномоченным органом или должностным лицом государства, устанавливающий правовые нормы, изменяющий, прекращающий или приостанавливающий их действие (Закон Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» от 24 марта 1998 года № 213-I).
Иначе говоря, так называемый Комитет по международной аудиторской практике при Международной федерации бухгалтеров по статусу поставлен выше, чем референдум, уполномоченный орган и т. д. Ведь любые стандарты меняются, а поскольку Республика Казахстан не участвует в их разработке, то и изменения в них проходят мимо уполномоченного органа и Парламента.
Таким образом, на иностранную неправительственную организацию возложены функции государственных органов, притом что Конституцией наложен запрет на делегирование подобных функций общественным объединениям.
Более того, происходит явная подмена понятий, когда представителями Палаты аудиторов Международные стандарты контроля качества (далее – МСКК) объявляются частью МСА. МСКК – самостоятельные стандарты, косвенно касающиеся МСА, но никак не сами МСА.
Тем более что МСКК устанавливают требования в отношении аудиторских фирм, что устанавливает дополнительные требования к аудиторским организациям и возникает вопрос о необходимости лицензирования аудиторской деятельности.
Далее, одной из основных задач Министерства финансов РК, согласно статье 10 положения о Министерстве финансов Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2008 года № 387, является регулирование в области аудиторской деятельности и контроль за деятельностью аудиторских и профессиональных организаций.
Однако выходит так, что Министерство финансов не имеет права проверять аудиторские и профессиональные организации на предмет соответствия их деятельности МСА, поскольку МСА юридически не являются нормативным правовым актом и контрольная функция министерства в этом случае не может быть выполнена.
Опубликовано в журнале «Учет и аудит Казахстана» № 10 за 2008 год
Внимание! Перепечатка разрешена только с разрешения редакции журнала