Комиссия по делам конкуренции и рынкам (Competition and Markets Authority – CMA) объявила о старте своего давно ожидаемого разбора британского рынка аудиторских услуг, которого давно требуют многочисленные обвинения в адрес “Большой четверки” по поводу злоупотребления доминирующим положением на фоне ряда крупных корпоративных скандалов типа “Carillion” и слабых итогов ответных действий со стороны Совета по финансовой отчетности (FRC). Впрочем, FRC пока что сам находится под проверкой, и завершиться она должна уже вот-вот.
CMA изучит аудиторский рынок с трех перспектив: свободы выбора и возможностей для смены аудитора, долгосрочной устойчивости, взаимодействия аудируемых компаний, аудиторов и инвесторов.
Представители службы отмечают, что в отличие от традиционных рынков, где, если что-то не так, часто жалуются на завышенные цены, на аудиторском рынке подозрительно мало претензий именно по данному поводу. Более того, кто-то (причем не только со стороны аудиторских компаний) высказывает предположение, что цены, напротив, могли бы быть чуточку выше, если это обеспечит качество услуг. “Отдельно мы также слышали от некоторых компаний среднего звена, что связи между аудиторскими и неаудиторскими услугами у “Большой четверки” затрудняют для аудиторов среднего звена получение контрактов у клиентов FTSE 350, если “Большая четверка” устанавливает цены на свое предложение обязательного аудита на относительно низком уровне”.
В преддверии старта изучения рынка представители Комиссии по делам конкуренции и рынкам поделились мнением, что их предшественники (которые назывались “Competition Comission”), в принципе, усилили конкуренцию между представителями “Большой четверки”. Тем не менее, крупнейшие компании по-прежнему в большинстве случаев выбирают кого-то одного из этих четырех. “Ключевой вопрос для нас – означает ли нехватка конкуренции тот факт, что просто недостает давления на аудиторов в плане оказания хорошего качества услуг, приводя к слабым исходам в плане качества, цены или отсутствия инноваций”.
Кроме этого, необходимо посмотреть на значение “Большой четверки” для устойчивости рынка, и не угрожает ли их “слишком большое, чтобы упасть” положение долгосрочной конкуренции на рынке.
Сегодня выбором внешнего аудитора для компаний занимаются сами компании, а не их инвесторы. Это серьезно уменьшает стимулы обеспечивать высокий уровень результата. В оценке эффективности аудиторских реформ необходимо отталкиваться от интересов более широкого круга стейкхолдеров, поэтому CMA собирается также смотреть на “разницу в ожиданиях” – тем, чего ждут инвесторы и другие пользователи отчетности от аудиторов, и тем, что аудиторы дают им на самом деле.
Источник: GAAP.RU