Финансовые нарушения в 16 млрд. тенге касаются всех объектов аудита (МОН, подведомственные организации, местные исполнительные органы). Из данной суммы 10 млрд. тенге выставлены как нарушения МОН, связанные с проведением инвентаризации оборудования, закупленного до 2015 года по системе e-learning. Остальная сумма приходится на местные исполнительные органы.
Сейчас комиссия по инвентаризации работает, запланированы выездные мероприятия в области, которые не вовремя оприходовали оборудование.
Из суммы неэффективного использования бюджетных средств (43 млрд. тенге) на МОН приходится 37 млрд. тенге. Из них 31 млрд. тенге касается системы e-learning.
Вместе с тем, надо отметить, что работа в рамках проекта электронное образование “e-learning” в целом оценена положительно. До 2015 года произведен закуп оборудования на сумму 27 млрд. тенге. 2 млрд. тенге потрачено на создание Национальной образовательной базы данных (НОБД) и Системы управления обучением ЛМС. НОБД мы используется и развивается дальше. НОБД является единственным инструментом ведения статистической отчетности в области образования по всей стране.
Остальные факты лишь косвенно касаются Министерства образования и науки.
К примеру, в 2016 году из запланированных 8 школ введены в эксплуатацию только 4 объекта на общую сумму 929 млн. тенге. Вместе с тем, заявки на финансирование объектов поступают из акиматов регионов, государственные закупки также проводятся на местах. Министерство является администратором программы и ответственно лишь за своевременное перечисление средств.
Аналогичная ситуация имеется по трехсменным и аварийным школам.
156 проблемных трехсменных и аварийных школ, выявленных на 1 октября 2015 года, будут полностью закрыты в течение 2017-2018 годов. Средства на эти цели выделены в полном объеме. Однако, вследствие демографического роста населения и естественного устаревания и износа школ, ежегодно появляются новые проблемные объекты. Так, на октябрь 2016 года выявлено новых 23 школы в аварийном состоянии и 65 школ с трехсменным обучением.
С 2008 года по 2015 год серьезной проблемой для МОН были вопросы строительства колледжей мирового уровня и межрегиональных профцентров. Известно, что ранее осужден ряд лиц, связанных с выявленными нарушениями по данным проектам. В этой связи информируем, что в текущем году принято решение по дальнейшему функционированию объектов – они передаются под социальные нужды акиматам. Позиция МОН РК: все эти проекты высокозатратные, в их строительстве необходимости нет.
Прогнозированием потребности в кадрах занимается министерство труда, которое во взаимодействии с местными исполнительными органами, крупными компаниями и другими госорганами формирует потребность в кадрах на ближайшее время. И исходя из этой потребности МОН размещает госзаказ. Министерство образования и науки само не формирует потребность, поскольку у МОН нет такой функции.
Передача дел в правоохранительные органы не касается должностных лиц МОН РК, вместе с тем относится к отделу строительства Сайрамского района ЮКО в части оплаты за невыполненные работы и Казахского государственного женского педагогического университета в части заключения договора по организации питания студентов ВУЗа без применения конкурсных процедур.