В банковской системе Казахстана происходят ключевые события, которые изменят расстановку сил. Бизнес и банкиры не знают, что будет “на выходе” и их много что беспокоит. На VII Конгрессе финансистов в Алматы аплодировали главе Нацбанка, который не побоялся раскрыть весь масштаб проблем существующей банковской системы.
“Нам говорят, что надо оздоравливать банковский сектор… но то, что сегодня происходит в банковском секторе, напоминает некую черную дыру. Я даже не хочу говорить, какие были официальные цифры по тому же Delta Bank, у которого через девять месяцев отозвали лицензию. И не хочу говорить про RBK, когда в мае туда было вливание, а сейчас в пожарном режиме решаются совсем другие задачи”, – сказал председатель правления национальной палаты предпринимателей “Атамекен” Аскар Мырзахметов.
Он добавил, что все это говорит о том, что были серьезные проблемы с надзором и Данияр Акишев – первый председатель Нацбанка, который смело эти проблемы вскрыл, а потому достоин аплодисментов. Финансисты наградили главу Нацбанка громогласными аплодисментами и продолжили обсуждать наболевшее.
О ситуации в экономике, пузырях и ипотеке
В рамках конгресса финансисты обсудили ситуацию в экономике страны. По их мнению, хотя экономика и показывает рост, но качество этого роста оставляет желать лучшего. Рост экономики, по словам банкиров, обеспечен за счет показателей нефтегазового и горнометаллургического секторов, при этом реальные доходы населения продолжают падать и финансовое положение несырьевого бизнеса также остается тяжелым. И тяжелее всего, конечно, банкам.
“Заемщики банков сильно перегружены долгами и пока не видно улучшения, – сообщила глава “Народного банка Казахстана” Умут Шаяхметова. – В то же время уровень банковского кредитования в экономике страны является крайне низким по международным меркам”.
Она пояснила, что в экономике Казахстана большую долю занимают крупные государственные и сырьевые компании, которые предпочитают финансироваться за счет государства или за рубежом. То есть большой и платежеспособный бизнес не берет кредиты в казахстанских банках, а занимают в отечественных банках в основном неплатежеспособные субъекты предпринимательства. Потом эти кредиты превращаются в плохие.
“Отсутствие кредитоспособных заемщиков негативно сказывается на банковском секторе”, – заключила Шаяхметова.
Бизнес, в свою очередь, упрекнул кредитные организации в том, что они предоставляют только дорогие и короткие деньги, а такие кредиты вместо помощи только топят компании.
Другим ключевым риском для банковского сектора участники конгресса назвали законопроект “О восстановлении платежеспособности граждан Республики Казахстан”. По мнению главы “Народного банка Казахстана” Умут Шаяхметовой, этот проект закона представляет серьезную угрозу финансовой стабильности всего банковского сектора.
“Он может привести к коллапсу банковской системы и стагнации рынка недвижимости”, – уверена Шаяхметова.
По словам главы Народного банка, ипотека вообще может закрыться как вид кредитования, вследствие масштабных злоупотреблений со стороны должников, так как этот закон даже хороших кредиторов может прекратить в плохих.
“Этот законопроект полностью дестимулирует кредиторов, и хорошему заемщику легче стать плохим заемщиком”, – говорит Шаяхметова.
По ее словам, банки превратились в “обменный киоск”, так как финансовые инструменты, которыми могут оперировать банки, не очень-то разнообразны и те проблемы и пузыри, которые надувались на протяжении пяти предыдущих лет, только усугубляют ситуацию.
О подорванном доверии к банковской системе и Нацбанку
Финансовый рынок стал за последние годы не только нестабильным, но и самым скандальным. И это волнует председателя Нацбанка Данияра Акишева. В своем выступлении он говорил о том, как регулятор планирует вернуть утраченное доверие.
“Переход к транспарентности денежно-кредитной политики с принципом максимальной обоснованности цели требует раскрытия всех источников необходимой информации. Только в таких условиях можно работать максимально эффективно, когда большая половина успеха лежит в плоскости наличия доверия к политике Центрального банка”, – сказал Акишев.
Поэтому Нацбанк будет придерживаться принципа “Трех П” – последовательность, прозрачность и предсказуемость.
О глобальных задачах регулятора
Еще из глобальных задач, которые ставит перед собой регулятор, – это снижение инфляции до 4% к 2020 году и удерживания ее на этом уровне. По мнению Данияра Акишева, этот уровень инфляции позволит экономике активно развиваться.
Возрождение фондового рынка также, по мнению главного банкира, заслуживает особого внимания, так как в Казахстане есть все для его развития, нет только самого развития, поэтому рынок и находится в слабом состоянии.
Умут Шаяхметова тоже высказала озабоченность судьбой Казахстанской фондовой биржи.
“Нас беспокоит, что будет развиваться две фондовые биржи, – сказала Шаяхметова. – Создание МФЦ “Астана” не должно способствовать закрытию KASE. На данном этапе надо поддержать текущую биржу – KASE, которая работает и имеет объемы торгов и инвесторов. Закрытие KASE возможно только после того, как МФЦ покажет свой успех. Только после этого можно ставить вопрос об объединении или не объединении, но пока МФЦ еще не работает, убивать нашу KASE – это, наверное, очень неправильно”.
Впрочем, заместитель премьер-министра Ерболат Досаев поспешил заверить, что закрытие KASE пока не входит в планы правительства.
Третья проблема, о которой упомянул Акишев в своем выступлении, – это оздоровление RBK, вернее то решение, которое было принято ради оздоровления этого банка.
“Особенностью решения является оздоровление банка через разделение убытков с крупными кредиторами. Это первый опыт в Казахстане, который приведет к оздоровлению крупного финансового института”, – сказал глава Нацбанка.
В будущем Данияр Акишев надеется на то, что этот опыт будет закреплен на уровне законодательства.