Сегодня в Мажилисе состоялся Правительственный час, на котором с докладом “О ходе реализации Плана нации “100 конкретных шагов” по вопросам оказания государственных услуг” выступил и ответил на депутатские вопросы министр информации и коммуникаций Даурен Абаев.
Открывая заседание вице-спикер Мажилиса Владимир Божко, в частности, отметил, что впервые задачу о создании ЦОНов Глава государства Н.А.Назарбаев поставил в своем Послании народу Казахстана объявленном 18 февраля 2005 года. В соответствии Vраздела “Плана Нации” “Формирование подотчетного государства” был принят закон “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оказания государственных услуг”.
Закон действует с 17 ноября 2015 года, прошло ровно 2 года. Реализация указания Главы государства о развертывания системы оказания гос.услуг по принципу одного окна значительно облегчила жизнь гражданам нашей страны при взаимоотношениях с гос.органами при получении государственных услуг.
За период с 2011 по 2017 годы в реестре, созданном Министерством экономики, количество гос.услуг, касающихся различных сфер жизнедеятельности и оказываемых через ЦОНы увеличилось в 5,5 раз. Сегодня их – 723, в ближайшее время будет – 746.
Следует отметить, что значительное положительное воздействие на социальное самочувствие граждан оказали меры по созданию и развитию 14 специализированных ЦОНов для выдачи прав и регистрации автотранспорта. Надо отметить, что в следующем году будут введены спецЦОНы в Западно-Казахстанской и Акмолинской областях. Будет начато строительство СпецЦОН в ВКО и Атырау.
Продолжая тему председателя Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию Нуртай Сабильянов, в частности, выделилнекоторыеактуальные вопросы.
В первую очередь, это достаточно низкая эффективность деятельности по автоматизации и переводу государственных услуг в электронный формат. К “лидерам” с наибольшим удельным весом госуслуг в бумажной форме относятся – здравоохранение(2016 г. – 45 млн., 8 мес. т.г. – 19 млн.), сельское хозяйство(2016 г. – 5 млн., 8 мес. т.г. – 2,5 млн.) и органы внутренних дел(2016 г. – 4 млн., 8 мес. т.г. – 2,3 млн.).
С учетом современных трендов вопрос координации и развития сферы госуслуг должен быть полностью передан в ведение одного уполномоченного органа, а именно Министерства по информатизациии коммуникаций.
Во-вторых, на реализацию программ по формированию и развитию “электронного правительства”, направленных также на интеграцию, уже затрачены бюджетные средства в сумме более 19 млрд. тенге. Однако, до сих пор более 65% услуг, оказываемых Госкорпорацией, а это порядка 24 млн. услуг, составляют электронные справки, которые граждане получают для представления в различные госорганы.
Назрела необходимость переходить на принцип “одного заявления”. Иначе, какой смысл автоматизации, если в итоге предпринимателю чтобы запустить бизнес нужно получать несколько услуг, часть из которых в итоге оказывается на бумажных носителях или автоматизирована только подача заявления.
В-третьих, у ряда госорганов электронный архив и вовсе отсутствует. Вопрос касается использования и оцифровки бумажных архивов госорганов, данные которых используются при оказании госуслуг. В-четвертых, работа по развитию сферы госуслуг ведется системно. Госорганы неохотно меняют процессы оказания госуслуг, слабо используют опыт других ведомств, не проводят полноценной аналитической работы.
На сегодня 32% государственных услуг Реестра (232 вида госуслуг)оказываются на платной основе. Среди них имеются государственные услуги, в ходе получения которых, комиссия в банках второго уровня в несколько раз превышает стоимость самой государственной услуги.
Все госуслуги нужно передавать в Госкорпорацию, а в центрах при государственных органах нужно создать все необходимые условия для приема и консультирования людей. Из-за слабой пропускной способности каналов связи в сельских округах электронные госуслуги для жителей не доступны.
Даже в самой Корпорации “Правительство для граждан”, если все 340 ЦОНов имеют Интернет, то в Департаменты земельного кадастра и технического обследования недвижимости (ЗКиТОН) только на 63%, Межведомственный расчетный центр социальных выплат (МРЦСВ) лишь на 14% обеспечены Интернетом.
В ходе подготовки правчаса с выездом на место изучена деятельность госорганов по оказанию госуслуг в Актюбинской, Кызылординской, Костанайской областях, где столкнулись с разрозненнойдеятельностью филиаловГоскорпорации. О какой эффективностии результативности может идти речь?
Как отметил в завершение заседания вице-спикер В.Божко, госкорпорация”Правительство для граждан” стала имиджевым проектом страны. Так, в индексе развития электронного правительства среди стран Юго-Восточной Азии, Казахстан сегодня занимает 7 место, в аналогичном индексе ООН – 33 место из 174 стран мира.
Вместе с тем, обозначенные сегодня депутатами вопросы должны найти эффективное решение со стороны уполномоченных государственных органов.
По итогам Правительственного часа депутаты выработали соответствующие Рекомендации.