Формирование общего финансового рынка Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и перспективы его развития обсудили руководители национальных / центральных банков государств ЕАЭС на Международном финансовом конгрессе, который состоялся в Санкт-Петербурге.
“Формирование общего финансового рынка позволит создать условия для свободного движения финансовых услуг и капитала внутри ЕАЭС, обеспечить эффективную защиту инвесторов и потребителей финансовых услуг, расширить спектр этих услуг и их доступность для населения”, – отметил член Коллегии (министр) по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тимур Жаксылыков, выступивший модератором круглого стола “Единый финансовый рынок ЕАЭС: параметры развития”.
Снижение административных барьеров, налаживание информационного обмена, расширение клиентской базы для участников финансового рынка и увеличение рентабельности инвестиционного бизнеса приведут к увеличению доходности на финансовом рынке. В результате вырастет инвестиционная привлекательность государств ЕАЭС, повысятся доходы бизнеса, увеличатся отчисления в бюджеты.
По словам министра ЕЭК, сейчас идет активная совместная работа ЕЭК с правительствами и национальными / центральными банками стран Союза по подготовке проекта Концепции формирования общего финансового рынка ЕАЭС. Такое поручение президенты государств ЕАЭС дали в декабре 2016 года. “Очень рассчитываю на то, что нам удастся в ближайшее время найти взаимоприемлемые решения и представить нашим президентам согласованный проект документа”, – подчеркнул Тимур Жаксылыков.
Он также назвал другие документы по формированию общего финансового рынка государств Союза, разработанные ЕЭК. Это проект Соглашения о гармонизации законодательства в сфере финансового рынка, по которому недавно завершены внутригосударственные процедуры, Соглашение об обмене информацией в финансовой сфере, вступившее в силу в октябре 2016 года, проекты соглашений по созданию Единого биржевого пространства. Реализация этих соглашений будет способствовать углублению взаимодействия финансовых систем государств Союза и формированию общего финансового рынка.
Член Коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике ЕЭК Татьяна Валовая акцентировала внимание участников дискуссии на том, что целью интеграционных процессов является формирование общих рынков, в том числе финансового рынка, и механизмов, обеспечивающих их эффективное функционирование и учитывающих особенности национальных экономик. В этой связи Татьяна Валовая привела ряд аргументов в пользу усиления координации макроэкономической политики и прокомментировала периодически появляющиеся в СМИ предложения ввести общую для государств-членов ЕАЭС валюту.
По мнению министра ЕЭК, на текущем этапе интеграции нет серьезных политических и экономических предпосылок для введения единой валюты. Татьяна Валовая отметила необходимость увеличения взаимной торговли, расширения использования национальных валют между государствами-членами, формирования эффективных механизмов сотрудничества между странами. “Ни единая валюта, ни единое государство не спасут Союз от распада, если он не будет эффективным”, – сообщила министр ЕЭК.
В своем выступлении министр ЕЭК сделала акцент на схожести институциональной модели Европейского союза и Евразийского экономического союза, целей, в том числе по созданию единого рынка, а также подходов к координации макроэкономической политики, в основе которой – критерии конвергенции. При этом министр подчеркнула, что “при формировании единого финансового рынка не стоит полностью копировать чужой опыт, необходимо учитывать время, в котором мы живем, и структуру экономик, не повторять те же ошибки, просчитывать возможные последствия принимаемых решений на несколько шагов вперед”.
Татьяна Валовая затронула вопрос о необходимости согласованной работы ЕЭК и региональных финансовых институтов (Евразийского банка развития и Евразийского фонда стабилизации и развития), а также, усиления финансовой составляющей при подготовке рекомендаций государствам-членам по соблюдению количественных показателей, определяющих устойчивость экономического развития и придания решениям интеграционных органов большей юридической силы. “Комиссия разрабатывает рекомендации по стабилизации макроэкономической ситуации в государствах-членах ЕАЭС, но эти рекомендации не сопровождаются предоставлением странам необходимых финансовых ресурсов”, – заявила министр.
Член Коллегии обратила внимание на новые тенденции и изменение ландшафта финансового рынка, что необходимо учитывать при выработке подходов к регулированию. Например, появление и развитие рынка криптовалют потребует от органов регулирования выработки единообразного подхода при формировании законодательства в финансовой сфере.
Представители национальных регуляторов поделились мнением, каких наднациональных и национальных эффектов они ожидают от интеграции финансовых рынков к 2025 году и в более отдаленной перспективе.
Заместитель председателя Центрального банка Республики Армения Вахтанг Абрамян отметил необходимость разработки универсальных подходов и стандартов, создания совместимых платформ в сфере финансов. “Многие из наших стран, если не все, работают над новыми проектами с использованием новых технологий в сфере финансовых рынков. И здесь я полностью разделяю, что разработка универсальных подходов и стандартов, гармонизация законодательства однозначно пойдет на пользу всем”, – рассказал Абрамян.
Как считает заместитель председателя правления Национального банка Республики Беларусь Сергей Калечиц, создание максимально свободной и прозрачной конкуренции в рамках общего рынка дало бы ряд преимуществ потребителям и в конечном итоге экономикам стран Союза. Калечиц полагает, что именно “получение такой максимально добросовестной конкуренции на всех этих рынках внутри нашего пространства – есть основная задача нашей экономической интеграции”.
Председатель Национального банка Республики Казахстан Данияр Акишев выразил мнение, что при правильном подходе интеграция финансовых рынков на пространстве ЕАЭС в конечном итоге должна обеспечить большой интеграционный эффект. “Наша глобальная цель заключается не в создании поля с иным правовым регулированием, а, наоборот, в повышении конкурентоспособности и обеспечении полноценного участия финансового рынка ЕАЭС в международных финансовых отношениях. Вместе с тем на пути к формированию и развитию общего финансового рынка Союза конкуренция локальных рынков стран-участниц представляется неизбежной”, – резюмировал глава Нацбанка Казахстана.
При этом функционирование общего финансового рынка потребует более тесного взаимодействия между регуляторами с целью получения взаимного доступа к надзорной информации, подчеркнул Данияр Акишев. “Первый значительный шаг в этом направлении уже сделан – подписанное в 2014 году Соглашение об обмене информацией, в том числе конфиденциальной, в финансовой сфере в целях создания условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала уже сейчас позволяет обмениваться необходимой информацией для проведения эффективной надзорной практики между регуляторами стран ЕАЭС”, – сказал глава Нацбанка Казахстана.
“Мы ожидаем, что будут выработаны механизмы по обеспечению макроэкономической стабильности и проведению согласованной валютной политики. Как вы все знаете, основой ЕАЭС является свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. С учетом этих принципов проводится скоординированная согласованная политика в отраслях экономики в договорах определенных стран ЕАЭС”, – в свою очередь поделился мнением заместитель председателя Национального банка Кыргызской Республики Нурбек Жениш.
Первый зампред ЦБ РФ Ксения Юдаева подчеркнула, что при создании общего финансового рынка ЕАЭС следует учитывать опыт интеграции других объединений с тем, чтобы минимизировать риски: создание дополнительных возможностей для стран-участниц Союза не должно сопровождаться накоплением рисков и их реализацией. В этой связи первый зампред ЦБ РФ отметила необходимость “гармонизации регуляторных подходов и норм стран-участниц, а также гармонизации надзорных принципов”. По ее мнению, без фискального элемента при формировании общего пространства не обойтись. В частности, она напомнила, что в Евросоюзе пришлось создавать специальный фонд для поддержки банков в рамках ЕС.
Говоря о возможности развития финансовых технологий на пространстве ЕАЭС и о возможных рисках в этой сфере, первый зампред ЦБ высказала мнение, что “в первую очередь необходимо говорить о прорыве в технологиях платежных услуг, которые обеспечивают ощутимый сетевой эффект”. Здесь также необходимо обсуждать единые стандарты и принципы построения платежных систем, параметры информационного обмена, порядок доступа к получению информации.
Применение искусственного интеллекта также таит опасности, полагает Ксения Юдаева. По ее мнению, “искусственный интеллект так же склонен к стадному поведению, как и человеческий”. Перечень рисков при создании общего финансового пространства для стран ЕАЭС замыкают киберриски. Однако, как считает Юдаева, разработчики общего финансового пространства могут постараться максимально учесть перечисленные риски еще на этапе формирования общего рынка.
Глава Российской национальной перестраховочной компании (РНПК, дочерняя компания Банка России) Николай Галушин выступил с инициативой создания системы аккредитации компаний при национальных банках стран-участниц ЕАЭС. Предложения на эту тему разрабатываются рабочей группой Всероссийского союза страховщиков (ВСС), сообщил он. При этом сегодня на рынке есть конкуренция более сильных международных финансовых рынков, в том числе континентальной Европы, а с другой стороны, – перестраховщики сталкиваются с регуляторными ограничениями, действующими в странах ЕАЭС. Более мягкий режим требований к перестрахованию действует в России и Беларуси в отношении рисков из стран ЕАЭС. Перестраховать риски в Армении же практически невозможно из-за того, что требования регулятора к рейтингу перестраховщика превышают уровень российского странового рейтинга, рассказал руководитель РНПК.
Справка
В соответствии с Договором о ЕАЭС общий финансовый рынок должен соответствовать следующим основным критериям:
– гармонизированные требования к регулированию и надзору на финансовых рынках государств-членов Союза;
– взаимное признание лицензий в банковском и страховом секторах, а также в секторе услуг на рынке ценных бумаг;
– предоставление финансовых услуг на всей территории Союза без дополнительного учреждения юридического лица;
– административное сотрудничество между финансовыми регуляторами, в том числе путем обмена информацией.
Источник: eurasiancommission.org