ДругиеПубликации

GAAP был разработан в Америке «для создания системы адекватного отражения финансового состояния предприятий». Адекватного ли?

Гибкость – достоинство GAAP. Это от­сут­ст­­вие плана счетов при наличии полного свода правил, по которым необходимо учитывать активы, пассивы, доходы и расходы. GAAP позволяет внятно отражать текущее состояние бизнеса и создает базу для сравнения компаний, позволяет легко консолидировать и разделять балансы. Но, как любое другое средство, в руках бизнесмена GAAP постепенно стал орудием извлечения легкой выгоды.

В последние 50-70 лет отношения между компаниями и их владельцами и кредиторами регулируются публичными рынками. Появился новый класс предприятий – финансовые компании. Их задачей стал рост публичной стоимости предприятий в их ин­ве­сти­ци­он­ном портфеле. Рынки принесли ликвидность, и стоимость предприятий стала зависеть от ожиданий инвесторов, объема денег на рынке и многих других параметров, имеющих мало отношения к реальному доходу предприятия. Успех финансовых компаний и действий директоров стали мерить рыночной капитализацией. Реальность осталась за кадром; отчетность предприятий по GAAP создавала базу для оценок. И руководству компаний, и финансистам надо было найти способ заставить GAAP показывать те цифры, которые соответствовали ожиданиям рынка и были выгодны им самим.

GAAP был вполне готов к такому превращению. В нем заложены два принципа – «начисленных» доходов и расходов (accrued) и переоценки по рынку или по себестоимости (mark to market or at cost). Начисление не полученных доходов по факту сделки или переоценки лучше отражает состояние предприятия – если принять, что сделка не несет рисков, а переоценка сделана консервативно. Но топ-менеджер хочет получать бонусы. Значит, надо любым способом увеличивать прибыль предприятия сегодня. Лучший способ – переносить доходы из завтрашнего дня в сегодняшний.

Я разговаривал с банкиром, получившим большой бонус за быстрый рост стоимости акций банка. Часть была выплачена акциями самого банка, с отсрочкой поставки на три года. Он сказал: «Я от акций отбивался, как мог – я их для себя в ноль списываю – мало ли что случится за три года…» Менеджер оценивал в ноль акции, которые он же по GAAP оценил очень высоко, за что бонус и получил.

Та же ситуация стала нормой в об­ла­сти доходов. Переоценка ценных бумаг, совершенная на базе цены случайной (или намеренно произведенной) сделки, стала учитываться прибылью текущего периода. А что делать, если бумага сильно подешевела? Можно оценивать бумагу по себестоимости – GAAP это тоже позволяет. Убытки будут отложены на потом. Доходы от сделки с надежным контрагентом, которые будут получены через 1-2 месяца, компания учтет в текущей прибыли: сделка-то уже совершена. Но по GAAP можно, например, учесть в прибыли комиссию за доход, который (доход) определить по переоценке активов! Потом, когда рынки упадут или просто надо будет более адекватно оценить активы, прибыль можно уменьшить. Но менеджер получит бонус сейчас!

Андрей Мовчан, Председатель правления УК «Ренессанс Управление инвестициями»

Источник: Финанс.

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Back to top button