Комментарии ПАО «Коллегия аудиторов» к Закону РК «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма» от 28 августа 2009 г. № 191-IV

Вниманию аудиторов!

8 сентября 2009 года опубликован Закон РК «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма», а также Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма».

ПАО «Коллегия аудиторов» обращает внимание аудиторов, руководителей и сотрудников аудиторских организаций на прямое отношение данного Закона к осуществлению аудиторской деятельности.

Закон вступает в действие через 6 месяцев после его первого опубликования, т.е. с 9 марта 2010 года.

В соответствии с Законом аудиторские организации, в числе других субъектов, являются субъектами финансового мониторинга.

Рассмотрим требования Закона применительно к деятельности аудиторских организаций.

 

Финансовый мониторинг – совокупность мер по сбору и анализу информации об операциях с деньгами и (или) иным имуществом, поступающей от субъектов финансового мониторинга

Законом вводится понятие «подозрительная операция» – операция с деньгами и (или) иным имуществом отвечающая критериям, установленным настоящим Законом, по которым имеются основания полагать, что в результате ее совершения в законный оборот вовлекаются доходы, полученные незаконным путем, либо осуществление данной операции направлено на финансирование терроризма и (или) экстремизма

При осуществлении аудита, после вступления в действие Закона, следует обращать внимание на следующие операции, подлежащие финансовому мониторингу:

 

№№

Содержание операции

Сумма равная или превышающая, либо сумма в иностранной валюте, эквивалентная или превышающая

1

Получение выигрыша, в том числе в электронной форме, по результатам проведения пари, азартной игры в игорных заведениях, а также лотереи

1 000 000 тенге

2

Покупка, продажа и обмен наличной иностранной валюты через обменные пункты

7 000 000 тенге

3

Получение денег по чеку или векселю как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение семи последовательных календарных дней

7 000 000 тенге

4

Обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение семи последовательных календарных дней

7 000 000 тенге

5

Снятие с банковского счета или зачисление на банковский счет клиента денег как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение семи последовательных календарных дней

7 000 000 тенге

6

Зачисление или перевод на банковский счет клиента денег, осуществляемые физическим или юридическим лицом, имеющим соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в оффшорной зоне, а равно владеющим счетом в банке, зарегистрированном в оффшорной зоне, либо перевод денег клиентом в пользу указанной категории лиц как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение семи последовательных календарных дней

2 000 000 тенге

7

Переводы денег за границу на счета (во вклады), открытые на анонимного владельца, поступление денег из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца, совершенные как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение семи последовательных календарных дней

2 000 000 тенге

8

Открытие сберегательного счета (вклада) в пользу третьего лица и (или) внесение денег на такой счет как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение семи последовательных календарных дней

7 000 000 тенге

9

Платежи и переводы денег, осуществляемые клиентом в пользу другого лица на безвозмездной основе

2 000 000 тенге

10

Приобретение (продажа), ввоз в Республику Казахстан либо вывоз из Республики Казахстан культурных ценностей

7 000 000 тенге

11

Операции, совершаемые юридическими лицами, с момента государственной регистрации которых прошло менее трех месяцев

7 000 000 тенге

12

Ввоз в Республику Казахстан либо вывоз из Республики Казахстан наличной валюты, за исключением ввоза или вывоза, осуществляемого Национальным Банком Республики Казахстан, банками и Национальным оператором почты

7 000 000 тенге

13

Осуществление страховой выплаты или получение страховой премии

7 000 000 тенге

14

Внесение, перечисление добровольных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды, а также осуществление пенсионных выплат из накопительных пенсионных фондов за счет добровольных пенсионных взносов

7 000 000 тенге

15

Получение или предоставление имущества по договору финансового лизинга

7 000 000 тенге

16

Сделки по оказанию услуг, в том числе подряда, перевозки, транспортной экспедиции, хранения, комиссии, доверительного управления имуществом

7 000 000 тенге

17

Купля-продажа и иные операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями из них

7 000 000 тенге

18

Сделки с недвижимым и иным имуществом, подлежащие обязательной государственной регистрации

45 000 000 тенге

19

Сделки с ценными бумагами

45 000 000 тенге

 

Подозрительные операции подлежат финансовому мониторингу независимо от суммы, на которую они совершены или могут быть совершены.

Критериями определения подозрительной операции являются:
– совершение сделки, не имеющей очевидного экономического смысла;
– совершение действий, направленных на уклонение от процедур финансового мониторинга, предусмотренных Законом;

– совершение операции, по которой имеются основания полагать, что данная операция направлена на финансирование терроризма и (или) экстремизма.

Аудиторы, как субъекты финансового мониторинга, согласно Закону, должны принимать меры по надлежащей проверке своих клиентов в соответствии с законодательством Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма.

Такая проверка осуществляется в случаях:

– установления деловых отношений с клиентом;

– осуществления операций с деньгами и (или) иным имуществом, подлежащих финансовому мониторингу;

– наличия оснований для сомнения в достоверности в ранее полученных данных о физическом и юридическом лицах.

 

Надлежащая проверка, в отношении клиентов заключается в:

1. Фиксирование сведений, необходимых для идентификации физического лица, совершающего операцию с деньгами и (или) иным имуществом: данные документа, удостоверяющего его личность, регистрационный номер налогоплательщика, индивидуальный идентификационный номер (за исключением случаев, когда клиенту не присвоены регистрационный номер налогоплательщика, индивидуальный идентификационный номер в соответствии с законодательством Республики Казахстан);

2. Фиксирование сведений, необходимых для идентификации юридического лица, совершающего операцию с деньгами и (или) иным имуществом: данные учредительных документов, регистрационный номер налогоплательщика, бизнес-идентификационный номер (за исключением случаев, когда клиенту не присвоены регистрационный номер налогоплательщика, бизнес-идентификационный номер в соответствии с законодательством Республики Казахстан), а также адрес места нахождения;

3. Фиксирование сведений, необходимых для идентификации получателя по операции с деньгами и (или) иным имуществом и его представителя, в том числе регистрационный номер налогоплательщика, индивидуальный идентификационный номер (при его наличии) получателя и его представителя, а также отметка о сверке подписи получателя или представителя (при наличии);

4. Установление предполагаемой цели и характера деловых отношений;

5. Проведение на постоянной основе проверки деловых отношений и изучения операций, осуществляемых клиентом через данный субъект финансового мониторинга.

 

При этом осуществление мер, указанных в п.п. 1-4, применяются до установления деловых отношений с клиентами. Таким образом, применительно к положениям аудиторских стандартов, эти действия совершаются при предварительном планировании аудита.

 

Рекомендуем указанные действия включать в план и программу проведения аудита и разработать внутренний стандарт по осуществлению указанной надлежащей проверки в рамках предварительного планирования аудиторских процедур.

В случае невозможности принятия мер, предусмотренных подпунктами 1-4, субъектами финансового мониторинга деловые отношения с клиентами не устанавливаются (статья 7 Закона).

Субъекты финансового мониторинга при проведении надлежащей проверки клиента обязаны документально фиксировать сведения о клиенте.

В данном случае аудиторские организации фиксируют сведения в своих рабочих документах.

Перечень документов, необходимых для надлежащей проверки клиента по видам субъектов финансового мониторинга, определяется уполномоченным органом по согласованию с соответствующими государственными органами.

Следует ожидать опубликования перечня документов.

Сведения и информация об операции, подлежащей финансовому мониторингу, предоставляются субъектами финансового мониторинга в уполномоченный орган в порядке, определяемом уполномоченным органом по согласованию с соответствующими государственными органами.

Также ожидается опубликование порядка представления сведений и информации в уполномоченный орган.

 

Расходы, связанные с передачей в уполномоченный орган сведений об операции, подлежащей финансовому мониторингу, полученных при проведении надлежащей проверки клиента, несут субъекты финансового мониторинга.

 

Субъекты финансового мониторинга, в том числе аудиторские организации, разрабатывают правила внутреннего контроля и программы его осуществления, а также несут ответственность за соблюдение правил и реализацию программ.

 

Правила внутреннего контроля разрабатываются, принимаются и исполняются аудиторскими организациями с учетом требований, утвержденных уполномоченным органом по согласованию с соответствующими государственными органами.

Документы, содержащие необходимую информацию, подлежат хранению субъектами финансового мониторинга не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.

 

Внимание! Субъекты финансового мониторинга, в том числе аудиторские организации, предоставляющие информацию в уполномоченный орган, не вправе извещать об этом клиентов и иных лиц, в отношении которых передается информация!

Представление в уполномоченный орган сведений и документов субъектами финансового мониторинга в целях и порядке, предусмотренных настоящим Законом, не является разглашением служебной, коммерческой, банковской или иной охраняемой законом тайны!

В случае предоставления в уполномоченный орган информации в соответствии с Законом субъекты финансового мониторинга, их должностные лица независимо от результатов сообщения не несут ответственности, предусмотренной законами Республики Казахстан, а также гражданско-правовым договором!

 

Внесены соответствующие дополнения в Закон РК «Об аудиторской деятельности».

Статья 7 «Компетенция уполномоченного органа» дополнена пунктом 14-1:

«14-1) осуществляет контроль за соблюдением аудиторскими организациями законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма».

 

Статья 20 «Права и обязанности аудиторов» в пункте 2 дополнена подпунктом 4):

«4) сообщать руководителю аудиторской организации, участником которой он является, сведения в соответствии с законодательством Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма».

Примечание. Некоторая неясность данного пункта заключается в том, что руководитель аудиторской организации ассоциируется с участником организации, т.е. и учредителем организации. Ситуация может быть такой, что руководитель не обязательно может быть участником аудиторской организации. Либо, имелось в виду, что аудитор, представляющий сведения, является участником. Возможно, это понималось так, что аудитор является сотрудником организации и неудачно применено понятие «участник», которое имеет четкое определение в гражданском законодательстве.

 

Статья 21 «Права и обязанности аудиторских организаций» в пункте 2 дополнена подпунктом 10:

«10) сообщать уполномоченному органу по финансовому мониторингу сведения в соответствии с законодательством Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма».

 

Серьезное внимание рекомендуем обратить на санкции, предусмотренные в Кодексе об административных правонарушениях.

Так, за нарушение в части документального фиксирования об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, на юридические лица и должностные лица налагается штраф в размере от 200 до 220 МРП.

Неисполнение обязанностей по разработке, принятию и (или) исполнению правил внутреннего контроля и программы его обеспечения – штраф на юридических и должностных лиц в размере от 200 до 250 МРП. В случае повторного нарушения – штраф в размере от 250 до 300 МРП.

Нарушения, совершенные в течение года три и более раза, влекут штраф на должностных лиц аудиторских организаций в размере от 380 до 400 МРП. На аудиторские организации налагается штраф от 1800 до 2000 МРП, с приостановлением действия лицензии на 6 месяцев или лишения лицензии, а также временное лишение сроком на 6 месяцев квалификационного свидетельства или лишение этого свидетельства навсегда.

 

Закон вступает в действие через 6 месяцев. Поэтому рекомендуем изучить его и принять меры по его применению в части документирования сведений о клиентах и операциях, внести корректировки в рабочие программы и программы предварительного планирования аудита. Соответствующие документы уполномоченного органа, на основе которых необходимо будет провести предварительную работу, будут опубликованы. Следите за нашей информацией.

Exit mobile version