ДругиеПубликации

Комментарии ПАО «Коллегия аудиторов» к Закону РК «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма» от 28 августа 2009 г. № 191-IV

Вниманию аудиторов!

8 сентября 2009 года опубликован Закон РК «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма», а также Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма».

ПАО «Коллегия аудиторов» обращает внимание аудиторов, руководителей и сотрудников аудиторских организаций на прямое отношение данного Закона к осуществлению аудиторской деятельности.

Закон вступает в действие через 6 месяцев после его первого опубликования, т.е. с 9 марта 2010 года.

В соответствии с Законом аудиторские организации, в числе других субъектов, являются субъектами финансового мониторинга.

Рассмотрим требования Закона применительно к деятельности аудиторских организаций.

 

Финансовый мониторинг – совокупность мер по сбору и анализу информации об операциях с деньгами и (или) иным имуществом, поступающей от субъектов финансового мониторинга

Законом вводится понятие «подозрительная операция» – операция с деньгами и (или) иным имуществом отвечающая критериям, установленным настоящим Законом, по которым имеются основания полагать, что в результате ее совершения в законный оборот вовлекаются доходы, полученные незаконным путем, либо осуществление данной операции направлено на финансирование терроризма и (или) экстремизма

При осуществлении аудита, после вступления в действие Закона, следует обращать внимание на следующие операции, подлежащие финансовому мониторингу:

 

№№

Содержание операции

Сумма равная или превышающая, либо сумма в иностранной валюте, эквивалентная или превышающая

1

Получение выигрыша, в том числе в электронной форме, по результатам проведения пари, азартной игры в игорных заведениях, а также лотереи

1 000 000 тенге

2

Покупка, продажа и обмен наличной иностранной валюты через обменные пункты

7 000 000 тенге

3

Получение денег по чеку или векселю как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение семи последовательных календарных дней

7 000 000 тенге

4

Обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение семи последовательных календарных дней

7 000 000 тенге

5

Снятие с банковского счета или зачисление на банковский счет клиента денег как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение семи последовательных календарных дней

7 000 000 тенге

6

Зачисление или перевод на банковский счет клиента денег, осуществляемые физическим или юридическим лицом, имеющим соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в оффшорной зоне, а равно владеющим счетом в банке, зарегистрированном в оффшорной зоне, либо перевод денег клиентом в пользу указанной категории лиц как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение семи последовательных календарных дней

2 000 000 тенге

7

Переводы денег за границу на счета (во вклады), открытые на анонимного владельца, поступление денег из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца, совершенные как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение семи последовательных календарных дней

2 000 000 тенге

8

Открытие сберегательного счета (вклада) в пользу третьего лица и (или) внесение денег на такой счет как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение семи последовательных календарных дней

7 000 000 тенге

9

Платежи и переводы денег, осуществляемые клиентом в пользу другого лица на безвозмездной основе

2 000 000 тенге

10

Приобретение (продажа), ввоз в Республику Казахстан либо вывоз из Республики Казахстан культурных ценностей

7 000 000 тенге

11

Операции, совершаемые юридическими лицами, с момента государственной регистрации которых прошло менее трех месяцев

7 000 000 тенге

12

Ввоз в Республику Казахстан либо вывоз из Республики Казахстан наличной валюты, за исключением ввоза или вывоза, осуществляемого Национальным Банком Республики Казахстан, банками и Национальным оператором почты

7 000 000 тенге

13

Осуществление страховой выплаты или получение страховой премии

7 000 000 тенге

14

Внесение, перечисление добровольных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды, а также осуществление пенсионных выплат из накопительных пенсионных фондов за счет добровольных пенсионных взносов

7 000 000 тенге

15

Получение или предоставление имущества по договору финансового лизинга

7 000 000 тенге

16

Сделки по оказанию услуг, в том числе подряда, перевозки, транспортной экспедиции, хранения, комиссии, доверительного управления имуществом

7 000 000 тенге

17

Купля-продажа и иные операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями из них

7 000 000 тенге

18

Сделки с недвижимым и иным имуществом, подлежащие обязательной государственной регистрации

45 000 000 тенге

19

Сделки с ценными бумагами

45 000 000 тенге

 

Подозрительные операции подлежат финансовому мониторингу независимо от суммы, на которую они совершены или могут быть совершены.

Критериями определения подозрительной операции являются:
– совершение сделки, не имеющей очевидного экономического смысла;
– совершение действий, направленных на уклонение от процедур финансового мониторинга, предусмотренных Законом;

– совершение операции, по которой имеются основания полагать, что данная операция направлена на финансирование терроризма и (или) экстремизма.

Аудиторы, как субъекты финансового мониторинга, согласно Закону, должны принимать меры по надлежащей проверке своих клиентов в соответствии с законодательством Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма.

Такая проверка осуществляется в случаях:

– установления деловых отношений с клиентом;

– осуществления операций с деньгами и (или) иным имуществом, подлежащих финансовому мониторингу;

– наличия оснований для сомнения в достоверности в ранее полученных данных о физическом и юридическом лицах.

 

Надлежащая проверка, в отношении клиентов заключается в:

1. Фиксирование сведений, необходимых для идентификации физического лица, совершающего операцию с деньгами и (или) иным имуществом: данные документа, удостоверяющего его личность, регистрационный номер налогоплательщика, индивидуальный идентификационный номер (за исключением случаев, когда клиенту не присвоены регистрационный номер налогоплательщика, индивидуальный идентификационный номер в соответствии с законодательством Республики Казахстан);

2. Фиксирование сведений, необходимых для идентификации юридического лица, совершающего операцию с деньгами и (или) иным имуществом: данные учредительных документов, регистрационный номер налогоплательщика, бизнес-идентификационный номер (за исключением случаев, когда клиенту не присвоены регистрационный номер налогоплательщика, бизнес-идентификационный номер в соответствии с законодательством Республики Казахстан), а также адрес места нахождения;

3. Фиксирование сведений, необходимых для идентификации получателя по операции с деньгами и (или) иным имуществом и его представителя, в том числе регистрационный номер налогоплательщика, индивидуальный идентификационный номер (при его наличии) получателя и его представителя, а также отметка о сверке подписи получателя или представителя (при наличии);

4. Установление предполагаемой цели и характера деловых отношений;

5. Проведение на постоянной основе проверки деловых отношений и изучения операций, осуществляемых клиентом через данный субъект финансового мониторинга.

 

При этом осуществление мер, указанных в п.п. 1-4, применяются до установления деловых отношений с клиентами. Таким образом, применительно к положениям аудиторских стандартов, эти действия совершаются при предварительном планировании аудита.

 

Рекомендуем указанные действия включать в план и программу проведения аудита и разработать внутренний стандарт по осуществлению указанной надлежащей проверки в рамках предварительного планирования аудиторских процедур.

В случае невозможности принятия мер, предусмотренных подпунктами 1-4, субъектами финансового мониторинга деловые отношения с клиентами не устанавливаются (статья 7 Закона).

Субъекты финансового мониторинга при проведении надлежащей проверки клиента обязаны документально фиксировать сведения о клиенте.

В данном случае аудиторские организации фиксируют сведения в своих рабочих документах.

Перечень документов, необходимых для надлежащей проверки клиента по видам субъектов финансового мониторинга, определяется уполномоченным органом по согласованию с соответствующими государственными органами.

Следует ожидать опубликования перечня документов.

Сведения и информация об операции, подлежащей финансовому мониторингу, предоставляются субъектами финансового мониторинга в уполномоченный орган в порядке, определяемом уполномоченным органом по согласованию с соответствующими государственными органами.

Также ожидается опубликование порядка представления сведений и информации в уполномоченный орган.

 

Расходы, связанные с передачей в уполномоченный орган сведений об операции, подлежащей финансовому мониторингу, полученных при проведении надлежащей проверки клиента, несут субъекты финансового мониторинга.

 

Субъекты финансового мониторинга, в том числе аудиторские организации, разрабатывают правила внутреннего контроля и программы его осуществления, а также несут ответственность за соблюдение правил и реализацию программ.

 

Правила внутреннего контроля разрабатываются, принимаются и исполняются аудиторскими организациями с учетом требований, утвержденных уполномоченным органом по согласованию с соответствующими государственными органами.

Документы, содержащие необходимую информацию, подлежат хранению субъектами финансового мониторинга не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.

 

Внимание! Субъекты финансового мониторинга, в том числе аудиторские организации, предоставляющие информацию в уполномоченный орган, не вправе извещать об этом клиентов и иных лиц, в отношении которых передается информация!

Представление в уполномоченный орган сведений и документов субъектами финансового мониторинга в целях и порядке, предусмотренных настоящим Законом, не является разглашением служебной, коммерческой, банковской или иной охраняемой законом тайны!

В случае предоставления в уполномоченный орган информации в соответствии с Законом субъекты финансового мониторинга, их должностные лица независимо от результатов сообщения не несут ответственности, предусмотренной законами Республики Казахстан, а также гражданско-правовым договором!

 

Внесены соответствующие дополнения в Закон РК «Об аудиторской деятельности».

Статья 7 «Компетенция уполномоченного органа» дополнена пунктом 14-1:

«14-1) осуществляет контроль за соблюдением аудиторскими организациями законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма».

 

Статья 20 «Права и обязанности аудиторов» в пункте 2 дополнена подпунктом 4):

«4) сообщать руководителю аудиторской организации, участником которой он является, сведения в соответствии с законодательством Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма».

Примечание. Некоторая неясность данного пункта заключается в том, что руководитель аудиторской организации ассоциируется с участником организации, т.е. и учредителем организации. Ситуация может быть такой, что руководитель не обязательно может быть участником аудиторской организации. Либо, имелось в виду, что аудитор, представляющий сведения, является участником. Возможно, это понималось так, что аудитор является сотрудником организации и неудачно применено понятие «участник», которое имеет четкое определение в гражданском законодательстве.

 

Статья 21 «Права и обязанности аудиторских организаций» в пункте 2 дополнена подпунктом 10:

«10) сообщать уполномоченному органу по финансовому мониторингу сведения в соответствии с законодательством Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма».

 

Серьезное внимание рекомендуем обратить на санкции, предусмотренные в Кодексе об административных правонарушениях.

Так, за нарушение в части документального фиксирования об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, на юридические лица и должностные лица налагается штраф в размере от 200 до 220 МРП.

Неисполнение обязанностей по разработке, принятию и (или) исполнению правил внутреннего контроля и программы его обеспечения – штраф на юридических и должностных лиц в размере от 200 до 250 МРП. В случае повторного нарушения – штраф в размере от 250 до 300 МРП.

Нарушения, совершенные в течение года три и более раза, влекут штраф на должностных лиц аудиторских организаций в размере от 380 до 400 МРП. На аудиторские организации налагается штраф от 1800 до 2000 МРП, с приостановлением действия лицензии на 6 месяцев или лишения лицензии, а также временное лишение сроком на 6 месяцев квалификационного свидетельства или лишение этого свидетельства навсегда.

 

Закон вступает в действие через 6 месяцев. Поэтому рекомендуем изучить его и принять меры по его применению в части документирования сведений о клиентах и операциях, внести корректировки в рабочие программы и программы предварительного планирования аудита. Соответствующие документы уполномоченного органа, на основе которых необходимо будет провести предварительную работу, будут опубликованы. Следите за нашей информацией.

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Back to top button