КазахстанНовости

В Мажилисе презентован законопроект о новых подходах к регуляторной политике в сфере предпринимательства

Сегодня в Комитете Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию состоялась презентация правительственного законопроекта с поправками по вопросам внедрения новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности в Казахстане.
Посредством видеоконференцсвязи в заседании Комитета приняли участие представители госорганов, НПО, НПП “Атамекен”, Национального Банка, а также члены не представленных в Парламенте политических партий “Бірлік”, “Ауыл” и “ОСДП”.
Открывая заседание, Председатель Комитета Альберт Рау сообщил о том, что законопроект, разработанный в целях реализации соответствующего Указа Главы государства, направлен на совершенствование принципов взаимодействия субъектов предпринимательства и государства, определение новых целей и задач государственного регулирования и внедрение условий формирования регуляторных инструментов.
Предлагается внесение изменений и дополнений в 10 законодательных актов, в том числе 2 кодекса и 8 законов.
Об этих и других законодательных нововведениях депутатов проинформировал первый вице-министр национальной экономики Тимур Жаксылыков.
По словам докладчика, законопроект направлен на формирование максимально благоприятных и стимулирующих условий для активизации предпринимательской деятельности и привлечения частного капитала в условиях новой экономической реальности.
В рамках законопроекта в целях кардинального снижения нагрузки на бизнес, формирования оптимальной и эффективной регуляторной системы сформированы новые подходы регулирования предпринимательской деятельности с “чистого листа”. Они предусматривают, в частности, совершенствование базовых принципов взаимодействия государства и предпринимательства; принцип “1 in 2 out”, реестр обязательных требований, автоматизацию отчетности, риск-анализа в контроле, совершенствование государственного контроля.
Как отметил вице-министр, эффективность государственного регулирования предпринимательства будет обеспечена посредством имплементации новых принципов взаимодействия государства и бизнеса. Это: соблюдение условий установления требований; недопустимость введения неоправданных регуляторных требований для субъектов предпринимательства; системность и последовательность госрегулирования, преемственность ранее принятых решений; а также повышение доверия государства к субъектам предпринимательства.
Совершенствование базовых принципов взаимодействия позволит повысить доверие субъектов предпринимательства государству и эффективность регулирования бизнес-среды.
Вместе с тем, в целях предотвращения роста избыточных и исключения неэффективных требований будут законодательно определены условия установления требований к бизнесу.
По словам Тимура Жаксылыкова, любое вводимое государством требование должно, как минимум, быть обоснованным, исполнимым, предсказуемым, соразмерным и обеспечивать равенство предпринимателей.
Введение принципа “1-in 2-out” предполагает внедрение одного регуляторного требования взамен двух существующих.
– Таким образом, при введении государством нового обязательного требования будут отменяться два действующих в той же области правового регулирования. Данный принцип позволит сократить избыточное регулирование и административные издержки для субъектов предпринимательства, – пояснил докладчик.
По информации разработчиков, в целях формирования единого информационного ресурса, содержащего исчерпывающий перечень требований для бизнеса в виде НПА и иных документов, предусматривается создание Реестра обязательных требований, которые будут соответствовать новой регуляторной политике. В Реестре также будут определены сроки рассмотрения нормативных правовых актов на соответствие новой регуляторной политике.
– Следовательно, в случае несоответствия правовые акты будут пересмотрены или отменены, – уточнил вице-министр, отметив при этом, что данный принцип будет способствовать оптимизации количества обязательных требований, обеспечивающих необходимый уровень безопасности, совершенствование базы НПА в отношении бизнеса.
Вместе с тем, для снижения административной нагрузки предусматривается законодательное закрепление требования о предоставлении отчетности только в электронной форме с использованием информационных систем, а также автоматизации оценки и управления рисками при отборе субъектов контроля и надзора.
В этих целях в 2022 году будет проведена интеграция информационных систем, по которым предоставляется автоматизированная отчетность. В 2023 году будет обеспечена цифровизация неавтоматизированной отчетности, системы оценки и управления рисками. По словам вице-министра, все это позволит снизить нагрузку на бизнес, связанную с предоставлением отчетности на бумажном носителе, оптимизирует перечень контролируемых субъектов бизнеса.
Представленным законопроектом предусматривается также реформирование системы государственного контроля и надзора. При этом новые формы государственного контроля будут включать переход от проверок к профилактическим мероприятиям. Профилактические мероприятия будут предусматривать 3 вида профилактического контроля.
Тимур Жаксылыков пояснил, что новый подход предусматривает проверки только на соответствие разрешительным требованиям и внеплановые проверки, назначаемые по конкретным фактам и обстоятельствам. Проверки, проводимые по особому порядку, на основе оценки степени риска будут отменены.
Наряду с ними вводится новая форма государственного контроля “расследование”, представляющая комплекс действий органов контроля по определению причин и ответственных лиц за нарушение требований законодательства, возникновение событий, повлекших ущерб жизни и здоровью людей, окружающей среде и национальной безопасности.
Дальнейшее рассмотрение законопроекта будет продолжено с учетом высказанных в ходе заседания замечаний и предложений в рабочей группе во главе с депутатом Сырымом Ертаевым.

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Back to top button