«Приоритетные принципы G20 по усилению роли аудита в борьбе с коррупцией» один из документов, опубликованных Рабочей группой по борьбе с коррупцией на Бали. В документе подчеркивается роль аудиторских учреждений в предотвращении и борьбе с коррупцией, а также в содействии честности, подотчетности и прозрачности.
Рабочая группа G20 по борьбе с коррупцией ведет активную работу с момента своего создания в 2010 году. Инициативы, связанные с противодействием коррупции, были частью последних четырех ежегодных деклараций лидеров.
«Приоритетные принципы G20 по усилению роли аудита в борьбе с коррупцией» были первым из пяти документов, опубликованных Рабочей группой по борьбе с коррупцией на Бали.
Принципы, изложенные в документе, согласуются с более широким планом действий по борьбе с коррупцией, предусматривающим выдвижение на передний план таких тем, как ведение бухгалтерского учета, раскрытие финансовой отчетности, бухгалтерского учета, аудита и соответствующих мер по исправлению ситуации.
В документе подчеркивается роль аудиторских учреждений не только в предотвращении и борьбе с коррупцией, но и в содействии честности, подотчетности и прозрачности.
В нем рекомендовано применение странами G20 шести введенных принципов в соответствии с национальными правовыми системами в дополнение к существующим обязательствам по борьбе с коррупцией.
Шесть принципов заключаются в следующем:
- Поддержание роли контрольно-ревизионных органов в предотвращении и противодействии коррупции.
- Укрепление роли и потенциала аудиторских учреждений и внутренних аудиторов государственного сектора по выявлению, предотвращению и противодействию коррупции в соответствии с их полномочиями.
- Разработка надежной национальной структуры для реализации последующих действий связанных с коррупцией по результатам аудита.
- Активизация усилий по налаживанию и расширению сотрудничества между аудиторскими учреждениями, службами внутреннего аудита, антикоррупционными органами, правоохранительными органами и другими соответствующими учреждениями в борьбе с коррупцией.
- Содействие использованию информационных и коммуникационных технологий для поддержки аудита в борьбе с коррупцией.
- Поощрение частных специалистов по аудиту по выявлению случаев коррупции и информированию о таких фактах.
Каждая страна должна будет адаптировать вышеуказанные принципы в зависимости от контекста и текущего статуса.
Другие ключевые предложения, которые могут быть обсуждены и рассмотрены для реализации и/или расширения предприятиями и организациями, включают следующее:
1. Внедрение ISO 37001 (система управления противодействием коррупции)
ISO 37001 существует около шести лет; однако лишь несколько организаций государственного и частного секторов получили эту сертификацию. Повестка дня по борьбе со взяточничеством и коррупцией обретет новую жизнь, если государственные/частные организации постепенно начнут отдавать предпочтение организациям, сертифицированным по ISO 37001, для участия в тендерах.
2. Непрерывный мониторинг
Несмотря на то, что индийские корпорации начали создавать внутренние группы для обеспечения соблюдения требований, связанных с борьбой с коррупцией, они часто проводят мониторинг нерегулярно. Такие группы могли бы периодически проверять и контролировать операции на выборочной основе. Периодическая проверка может включать проверку платежей сторонним посредникам с высокой степенью риска (TPI), денежных выплат и возмещения расходов ключевым сотрудникам, имеющим отношения с правительством. Важно, чтобы такие внутренние команды имели соответствующую квалификацию и были структурированы для обеспечения независимости в их повседневной работе. Они должны иметь возможность работать, не опасаясь мстительности, учитывая деликатность своих ролей и обязанностей.
3. Антикоррупционные обязательства и право на аудит
Корпорациям следует рассмотреть возможность включения конкретных обязательств по борьбе с коррупцией в свою программу управления с периодической отчетностью перед Комитетом по аудиту или Советом директоров. Некоторые из параметров, связанных с борьбой с коррупцией, которые можно было бы рассмотреть, включают подтверждение наличия обязательной антикоррупционной политики, статус соблюдения политики, обучение соответствующих заинтересованных сторон и адекватные положения о штрафах.
4. Обучение и осведомленность.
Определенные крупные организации должны проводить обязательное антикоррупционное обучение для своих сотрудников и сторонних посредников с высоким риском.