«Большая четверка» консалтинговых фирм заработала миллиарды долларов на аудите в частном секторе, однако снижение качества ее услуг усилило опасения, что это может спровоцировать еще один корпоративный крах в стиле Enron. Об этом сообщает портал ABC NEWS.
Проникновение «большой четверки» (EY, Deloitte, KPMG и PwC) в государственные организации уже подтверждено. Однако не так много известно о ее роли в частном секторе в качестве аудиторов и консультантов, в том числе по вопросам минимизации налогов, кибербезопасности, IT и стратегии.
Влияние «большой четверки» распространяется на советы директоров австралийских корпораций, где сотни, а возможно, и тысячи выпускников – директора самых влиятельных организаций.
Так, по данным компании Ownership Matters, 97% работы по внешнему аудиту компаний из списка ASX 300 (индекс фондового рынка австралийских акций) выполнялась «большой четверкой».
В период с 2018 по 2022 год эти компании выделили «большой четверке» около 4 миллиардов долларов на оплату аудиторских и консультационных услуг.
Еще большая концентрация наблюдается в банковской системе.
CBA, Westpac, National Australia Bank и Macquarie Group потратили 832 миллиона долларов за четыре года, что сделало их крупнейшими пользователями услуг «большой четверки».
Но реальная цифра неизвестна, поскольку зарегистрированные на бирже компании раскрывают информацию только о консультационной работе, выполненной их аудиторами, а не другими консультантами.
А если говорить об обслуживании индустрии пенсионных фондов стоимостью 3,5 триллиона долларов, включая незарегистрированные на бирже компании и трасты, то цифры могут быть еще больше.
Профессор Аллан Фелс отметил, что эта ситуация является «спящей проблемой», которая может спровоцировать корпоративный крах.
«Мы знаем, что мировой финансовый кризис 2008 года частично был вызван плохим аудитом», – сказал профессор Фелс.
«У меня глубокие опасения, что в ближайшее время может произойти что-то подобное, что обрушит мировую и австралийскую экономику», – добавил он.
В прошлом году инспекции ASIC (Австралийская комиссия по ценным бумагам и инвестициям) выявили недостатки в трети крупнейших фирм. Отдельные обзоры выявили отрицательные результаты в 50% случаев аудита Deloitte и 48% случаев аудита KPMG.
Профессор бухгалтерского учета Джон Думай назвал это провалом рынка.
«Для меня ценность аудита заключается в том, что у него есть возможность пойти к инвестору и сказать: «У нас хорошая компания, мы хорошо работаем, аудиторы приходят, подтверждают достоверность счетов, и вы можете доверять нам. Вот для чего нужен аудит», – говорит он.
«Когда этого не происходит из-за недостатков в самих проверках, система дает сбой», – добавил Думай.
Аудит играет решающую роль в целостности финансовой системы. Банки, инвесторы, персонал, поставщики и пенсионные фонды – все полагаются на независимую оценку финансовой отчетности аудитора, как на гарантию при принятии обоснованных решений.
Когда это не срабатывает, последствия могут быть катастрофическими. В результате краха Enron десятки миллиардов долларов денег акционеров и сотрудников были потеряны после того, как выяснилось, что ее финансовые счета были фиктивными и Enron не в состоянии оплачивать счета.
В Австралии рассматривается как минимум 10 судебных исков, в которых «большая четверка» обвиняется в некачественной аудиторской и консультационной работе.
В число дел входят Noumi (ранее называвшаяся Freedom Food Group) и ее аудитор Deloitte, обанкротившаяся строительная группа Hastie Group и производитель сандалового дерева Quintis, все из которых представили недостоверную отчетность, заверенную аудиторами «большой четверки».
Когда правда вышла наружу, акционеры были шокированы. На этом фоне сенатор от лейбористской партии Дебора О’Нил недавно возобновила парламентское расследование в отношении аудиторской отрасли для изучения структуры, несовершенного регулирования и конфликтов интересов.
Она также рассмотрит, почему ASIC при реструктуризации отказалась от отчетов об инспекциях, сократила штат контролеров и уволила своего главного бухгалтера Дуга Нивена.
«Трудно поверить, что эта относительно новая программа, которая на самом деле проливала некоторый свет на то, что происходит внутри «большой четверки», была потеряна в результате изменения ASIC», – говорит она.
Сенатор О’Нил также отметила, что конфликты стали бизнес-моделью «большой четверки».
«То, что мы наблюдаем, – это бизнес-модель, в которой конфликт интересов является ее частью», – сказала она в интервью в телепрограмме 7.30.
Она также отметила, что чем дольше аудиторская фирма оказывает услуги компаниям, тем более запутанными становятся отношения.
Это означает, что независимость аудиторской фирмы становится сомнительной, что может повлиять на их желание противостоять клиентам, при подозрениях в нарушении ведения бухгалтерского учета.
Если аудиторы действуют в двойной роли консультанта, эта независимость может быть поставлена под угрозу.
Исследование Ownership Matters показало, что оплата неаудиторских услуг составляла 39% в компаниях ASX300 в период с 2018 по 2022 год.
Именно здесь «большая четверка» выступает в двойной роли независимых аудиторов и консультантов, что чревато конфликтом интересов.