Количество строгих выговоров за нарушения в сфере борьбы с отмыванием денег (ПОД/ФТ) увеличилось в 2023/24 году, однако суммы штрафов сократились более чем на £125,000. Об этом сообщает «Профессиональный бухгалтер» со ссылкой на AccountingWEB.
Институт дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса (ICAEW) опубликовал свой очередной отчёт по надзору за ПОД/ФТ за период до 5 апреля 2024 года. В течение этого времени организация провела 1,088 проверок в компаниях, находящихся под её надзором.
Из общего числа проверенных компаний 80,7% были признаны соответствующими или в целом соответствующими правилам, что связано с изменением методики надзора. В новом подходе акцент сделан на «эффективность ПОД/ФТ-политик и процедур, а не только на их техническое соответствие», при этом уровень соблюдения правил остаётся высоким.
Тем не менее, 35% компаний были классифицированы как представляющие высокий или средний риск использования для отмывания денег. Всего 215 компаний, находящихся под ПОД/ФТ-надзором, должны были предпринять дополнительные меры для улучшения своих процессов.
Рост числа выговоров
В течение года было вынесено 39 строгих выговоров, что больше по сравнению с 35 выговорами за предыдущие 12 месяцев.
Однако сумма штрафов для компаний и сотрудников значительно снизилась с £218,275 до £92,025. Диапазон штрафов также сузился: если раньше он варьировался от £350 до £32,725, то теперь — от £560 до £8,000. За год был исключён один член организации, в то время как в прошлом периоде исключили двоих.
ICAEW отметила, что не все меры по пресечению нарушений были связаны с проверками. Некоторые из них последовали за расследованиями жалоб от общественности или других сторон.
Новый подход ICAEW
Мишель Гиддингс, руководитель отдела профессиональных стандартов в области ПОД/ФТ в ICAEW, рассказала о новом подходе, подчеркнув, что теперь больше внимания уделяется трём этапам процедуры проверки клиентов (CDD).
ICAEW также оценивает, насколько эффективно компании выполняют каждый из этапов, перепроверяя некоторые элементы CDD с использованием открытых источников и выявляя риски и тревожные сигналы.
«Это означает, что технически корректная процедура CDD может быть признана несоответствующей, если она не выявила и не устранила все ПОД/ФТ-риски, связанные с клиентами или предоставляемыми услугами», — объяснила Гиддингс.
Она добавила, что несмотря на новый акцент на эффективность, количество компаний, признанных соответствующими или в целом соответствующими правилам, снизилось всего на 3,7 процентных пункта. Это указывает на то, что многие компании эффективно использовали свои политики и процедуры.
Однако Гиддингс отметила, что сравнение данных за разные годы может не отражать полной картины, так как состав проверяемых компаний меняется каждый год, а компании получают выгоду от обучения и рекомендаций, которые получают во время проверок.
Слишком много внимания проверкам удостоверений личности
В отчёте ICAEW также указаны распространённые причины несоответствия требованиям. Одной из них является недостаток знаний и понимания нормативных актов.
«Мы часто видим, что компании стараются соблюдать правила и полагают, что у них есть хорошие политики и процедуры. Но наши проверки выявляют, что они не до конца поняли все требования», — говорится в отчёте.
Компании слишком часто сосредоточены на сборе паспортов или удостоверений личности, не уделяя достаточного внимания выявлению рисков, связанных с клиентами. Многие также не пересматривают регулярно свои оценки рисков и меры по их устранению.
Кроме того, в отчёте отмечается недостаточное понимание риска, нехватка ресурсов для ПОД/ФТ и распространённое среди компаний отношение «со мной это никогда не случится», из-за чего они не замечают очевидных рисков и тревожных сигналов в своих клиентах.
Инвестиции в ресурсы
В своём вступительном слове глава отдела профессиональных стандартов ICAEW, Дункан Виггеттс, подчеркнул, что на момент публикации отчёта Министерство финансов Великобритании ещё не предоставило ответа на публичные консультации по будущему надзора в сфере ПОД/ФТ.
«Хотя я подозреваю, что задержка вызвана сменой правительства, важно, чтобы решение было принято как можно скорее. Если ICAEW и другие профессиональные надзорные органы сохранят эту важную роль, нам нужно начать инвестировать в наши ресурсы и возможности», — отметил он.
Виггеттс уверен, что государство должно продолжить полагаться на работу ICAEW и других профессиональных надзорных органов, учитывая прогресс в улучшении надзорных мероприятий и значительные риски, которые могут возникнуть при создании независимого регулятора.
«Ключевой вопрос заключается в том, где такое агентство сможет набрать профессионалов с необходимыми знаниями в сфере ПОД/ФТ, чтобы воспроизвести уровень экспертизы, который уже есть у текущих надзорных органов», — подчеркнул он.