Элиманов взялся за старое
На портале «Открытые НПА» появился проект приказа, вносящий изменения в требования по обучению субъектов финансового мониторинга. Появление проекта совпало с возвращением Элиманова на пост председателя Агентства по финансовому мониторингу.
Напомним, что именно в бытность Элиманова АФМ было введено требование о тестировании сотрудников, отвечающих за ПОД/ФТ. Такое тестирование, к слову, полностью противоречит законодательству РК, но желание улучшить финансовое положение Национального центра по управлению персоналом государственной службы оказалось сильнее.
Сам центр очень скоро оказался ликвидирован, а его функции были переданы через госзакупки Академии госуправления при Президенте РК. Но, функции центра были настолько непривлекательны, что бюджету пришлось заплатить Академии 240 млн тенге.
Что же нового в проекте?
И снова монополия
Да-да, старые добрые монопольные «кормушки» никак не отпускают наших чиновников, которые пытаются создать их при любой возможности.
Согласно проекту, фактически единственным центром обучения субъектов финансового мониторинга становится АО «AML Academy», а центром тестирования — РГП «Академия государственного управления при Президенте РК». Прекрасно, не правда ли? Особенно если учитывать, что Агентство по финансовому мониторингу (АФМ) — государственный орган — еще и акционер AML Academy. Такой симбиоз напоминает пример эталонного конфликта интересов.
В проекте есть упоминание об обучающих организациях, которые должны будут получать разрешение в АФМ на проведение обучения. Но мы же прекрасно понимаем, что давать такое разрешение будут давать не только лишь всем.
Иначе говоря, АФМ решило ублажить всех: свою академию, президентскую академию и академии попроще, которые найдут нужный подход к чиновникам, отвечающим за отмывание доходов.
Образовательная дискриминация
Проект вводит обязательное согласование образовательных курсов с АФМ, однако никаких прозрачных процедур этого согласования не предусмотрено. Критерии, на основании которых будет одобряться или отклоняться программа, вероятно прописаны только в головах чиновников АФМ.
Неудивительно, что такая система открывает широкие перспективы для «гибкого подхода» к выдаче разрешений. Пускай это противоречит Предпринимательскому кодексу:
- Экономическая дискриминация запрещена (статья 2), но здесь ей дали зеленый свет.
- Ограничение конкуренции — нарушение (статья 208).
Но кого волнуют эти мелочи?
И, конечно, предприниматели столкнутся с дополнительными финансовыми и временными затратами.
Видимо, АФМ решило радикально подойти к противодействию отмыванию доходов. Если доходов не будет, то и отмывать будет нечего.
Тестирование: законность необязательна
Еще один шедевр документа — тестирование для субъектов финансового мониторинга. Забавно, что ни в одном законе, да и в самом положении АФМ, о нем речи нет. А вот проекту приказа это не мешает, ведь зачем учитывать существующее законодательство, если можно проявить «творчество»?
Более того, ссылки на международные рекомендации FATF выглядят, мягко говоря, неубедительно. FATF рекомендует обучение и сертификацию только для финансовых следователей, но никак не для всех субъектов финансового мониторинга. Что ж, Казахстан опять решил быть «впереди планеты всей» — правда, не в лучшем смысле.
Коррупция сильнее права?
Принятие проекта несет в себе потенциальные нарушения Уголовного кодекса РК (статья 362 — превышение власти). Впрочем, когда эта статья была угрозой для человека из обоймы президента?
Кроме того, неконтролируемое наделение «своих» организаций привилегиями и правами на аккредитацию обучающих центров — это удобный способ заработать на государственном регулировании. Идеально: ты пишешь правила и сразу назначаешь, кто будет получать от них выгоду.
Трудно объяснить особую любовь Элиманова к лоббированию непрофильных функций АФМ. Ее смог бы объяснить Антикор, но что-то подсказывает, что и борцы с коррупцией не в силах разрушить столь крепкие чувства.