Пока экономика Казахстана трещит под грузом неэффективного управления и хронических бюджетных проблем, правительство, вместо поиска системных решений, вновь ищет, кого бы обложить новыми налогами. На этот раз под ударом оказались граждане и малый и средний бизнес (МСБ), которые, судя по всему, должны заплатить за провалы чиновников.
Недавно состоялось первое заседание Экспертного совета при Министерстве национальной экономики (МНЭ), на котором обсуждались «новые подходы» к реформе бюджетно-налоговой политики. Казалось бы, долгожданная возможность привести финансы страны в порядок. Однако предложенные меры больше напоминают попытку залезть в карманы тех, кто и так несет основное бремя налоговой нагрузки.
Чиновники нашли виноватых — это не они
В заседании под председательством зампремьера-министра Серика Жумангарина приняли участие министр финансов и покровитель волейбола Мади Такиев, зампред Нацбанка Акылжан Баймагамбетов, вице-министр национальной экономики Азамат Амрин и около 20 «экспертов». Их главный вывод: денег в бюджете не хватает, а значит, надо больше забирать у бизнеса и населения.
В числе обсуждаемых мер — повышение корпоративного подоходного налога (КПН) для банков и финансовых организаций, перенос срока введения налогообложения вознаграждений по госбумагам с 2030 на 2026 год, пересмотр налогообложения игорного бизнеса. Также предложено исключение ряда налоговых льгот, что, по заявлениям чиновников, должно принести в бюджет более 1 трлн тенге.
Но, как выяснилось, даже эти меры не спасут ситуацию. Ежегодные расходы бюджета растут, а вот доля финансирования реального сектора экономики не превышает 10%. Попросту говоря, государство все больше раздувает свои затраты, но инвестировать в экономику не спешит. А когда денег не хватает, логично было бы оптимизировать расходы, сократить бюрократический аппарат и коррупционные схемы, но нет — проще снова обложить бизнес.
Бизнесу и гражданам — новые поборы, чиновникам — бонусы
С 2025 года налоговая нагрузка на предпринимателей ощутимо возрастет. Среди запланированных изменений:
- Рост социальных отчислений – с 3,5% до 5%.
- Повышение социального налога – с 9,5% до 11%.
- Увеличение обязательных пенсионных взносов работодателей – с 1,5% до 2,5%.
Экономисты уже предупреждают, что это приведет к уходу бизнеса в тень, сокращению официальных зарплат и росту выплат «в конвертах». Однако в правительстве, похоже, этим не обеспокоены — главное, чтобы в казне появились деньги на очередные сомнительные проекты и содержание аппарата чиновников.
Налоговая реформа или узаконенный грабеж?
Показательно, что вместо реального обсуждения, как сделать налоговую систему более справедливой и эффективной, власти выбрали путь наименьшего сопротивления. Они снова идут по проверенному сценарию: растет дефицит бюджета? Значит, надо залезть в карман бизнеса и граждан. Весьма удобно, когда можно не задумываться о сокращении госрасходов, борьбе с коррупцией и эффективности управления.
«Нам нужно принять ряд непопулярных реформ, чтобы исправить ситуацию с налогами», — заявил глава аналитического центра «КФ NAC Analytica» Расул Рысмамбетов. Однако что подразумевается под «непопулярными мерами»? Очевидно, это не сокращение чиновничьих бонусов и не борьба с неэффективными госрасходами, а очередное увеличение налоговой нагрузки.
А ведь проблема не только в дефиците бюджета. Дисбаланс между денежно-кредитной и фискальной политиками продолжает углубляться, но правительство предпочитает не замечать этого. В результате экономика страны все больше зависима от сырьевого сектора, а реальный бизнес — от непредсказуемых решений властей.
Казахстанцам пора готовиться к новым сборам
Представители бизнес-сообщества уже выражают тревогу по поводу предстоящих изменений. Увеличение налоговой нагрузки неизбежно приведет к росту цен, снижению доходов граждан и замедлению экономического роста.
Но, судя по всему, чиновников это мало волнует. Главное — закрыть бюджетные дыры, которые они же и создали. А заплатят за это обычные люди и предприниматели.
Что дальше? Новый виток инфляции? Очередные поборы? Или, может быть, пора признать, что проблема не в налогах, а в неэффективном управлении государством?