Международный совет по стандартам аудита и гарантии достоверности информации (IAASB) внес значительные изменения в стандарты аудита, направленные на повышение прозрачности и надежности финансовой отчетности публично торгуемых компаний (PTE). Новые требования заменяют термин «Listed Entity» на «Publicly Traded Entity» (PTE) и вводят ряд обязательных процедур, затрагивающих как аудиторов, так и сами компании. Эти изменения окажут существенное влияние на практику аудита во всем мире. Одновременно с этим, Международный совет по этическим стандартам для бухгалтеров (IESBA) также внес изменения в свой Кодекс, касающиеся организаций, представляющих общественный интерес (PIE).
IAASB кардинально пересмотрел подход к аудиту компаний, чьи ценные бумаги обращаются на публичных рынках. Ключевым изменением стала замена термина «Listed Entity» на более точный и широкий термин «Publicly Traded Entity» (PTE). Это устраняет потенциальные разночтения и приводит стандарты IAASB (МСК и МСА) в соответствие с терминологией, используемой другими регулирующими органами.
Основные изменения в стандартах
- PTE вместо Listed Entity. Все требования, ранее применимые к листинговым компаниям, теперь распространяются на PTE.
- Усиленные требования к независимости аудиторов (МСА 260). Аудиторы PTE обязаны раскрывать все вопросы, связанные с независимостью, включая любые угрозы и принятые меры по их устранению, в отчетах для руководства и регуляторов.
- Обязательное раскрытие ключевых вопросов аудита (KAM) (МСА 701). Для аудита PTE теперь обязательно включение в отчет аудитора раздела, посвященного ключевым вопросам аудита (KAM), наиболее значимым аспектам, выявленным в ходе проверки. Раскрытие KAM может быть расширено и на другие организации, если это предусмотрено законом или регуляторами.
- Расширенные требования по принципу непрерывности деятельности (Going Concern) (МСА 570). Если в PTE менеджмент делает весомые допущения об оценке способности организации продолжать деятельность, в отчёте аудитора требуется отдельный раздел. При этом, аудитор должен чётко указать, что заключение не гарантирует будущую устойчивость.
- Обязательное указание имени партнера по аудиту (МСА 700). В отчетах аудитора по финансовой отчетности PTE теперь необходимо указывать имя партнера, ответственного за аудит, за исключением случаев, когда это может угрожать его безопасности.
- Расширенная ответственность аудиторов за прочую информацию (МСА 720). В отчете аудитора PTE должен быть отдельный раздел «Прочая информация». Если организация не является PTE, но аудитор располагает информацией, которая может повлиять на пользователей отчетности, он также обязан ее раскрыть.
- Согласование условий аудиторского задания (МСА 210). Уточнения в распределение обязанностей между руководством и теми, кто отвечает за корпоративное управление, особенно в крупных и сложных организациях.
- Сквозная проверка качества аудита (ISQM 1, МСА 220). Обновления по контролю качества заданий, в т.ч. взаимодействие внутри команды и работа с компонентными аудиторами.
- Обновленные требования по коммуникации аудиторов с руководством (МСА 260). Уточнены обязательства аудиторов по предоставлению информации о независимости и других существенных аспектах аудита в отчеты для руководства и регулирующих органов.
- Обзор качества выполнения задания (ISQM 1). Введена новая структура требований, включая проведение обзора качества.
- Расширенные коммуникации с руководством и надзорными органами (МСА 260).
PIE и Будущее: Взаимодействие IAASB и IESBA
IAASB не принял предложенное IESBA определение PIE (организация, представляющая общественный интерес) для стандартов ISQMs и МСАs в текущей редакции. Однако, Совет планирует вернуться к обсуждению определения PIE и возможного расширения дифференцированных требований на эти организации во второй половине 2026 года, после того, как больше юрисдикций внедрит обновленные стандарты.
Важно отметить, что IESBA, в свою очередь, внес изменения в свой Кодекс этики, касающиеся PIE. Эти изменения включают:
- Более четкие определения PIE на местном уровне. Кодекс IESBA требует, чтобы аудиторские фирмы учитывали более четкие определения PIE, установленные законом, нормативными актами или профессиональными стандартами в конкретной юрисдикции, при определении того, какие организации следует рассматривать как PIE.
- Роль локальных регулирующих органов. Кодекс IESBA предоставляет локальным органам, ответственным за установление этических стандартов для профессиональных бухгалтеров, полномочия по:
- более детальному определению обязательных категорий PIE, с примерами того, как эти категории могут быть определены на местном уровне.
- добавлению дополнительных категорий PIE, с примерами таких категорий (например, пенсионные фонды и фонды коллективных инвестиций).