КазахстанНовости

Мажилисменам представили новую систему госаудита и финконтроля

Законопроектом предусматриваются следующие типы государственного аудита: аудит финансовой отчетности, аудит соответствия, аудит эффективности.

Этот правительственный законопроект с сопутствующими поправками презентован сегодня в Комитете Мажилиса по финансам и бюджету.
Представил документ вице-министр финансов Берик Шолпанкулов.
Как отмечалось на заседании, для взаимного признания результатов проводимого государственного аудита предлагается процедурные стандарты государственного аудита финансовой отчетности, процедурные стандарты внутреннего государственного аудита и финансового контроля разрабатывать уполномоченным органом по внутреннему аудиту по согласованию со Счетным комитетом и утверждать Правительством.
В зависимости от субъекта государственный аудит подразделяется на внешний и внутренний государственный аудит.
Субъектами внешнего государственного аудита и финансового контроля будут выступать Счетный комитет и счетные комиссии.
Субъектами внутреннего государственного аудита и финансового контроля будут уполномоченный орган по внутреннему аудиту, службы внутреннего аудита центральных государственных органов, аппаратов акимов областей, города республиканского значения, столицы, а также службы внутреннего аудита ведомств центральных государственных органов, создаваемые по усмотрению первого руководителя в рамках предусмотренной штатной численности.
Служба внутреннего аудита независима от других структурных подразделений подчинена и подотчетна только первому руководителю государственного органа.
Законопроектом предусматриваются следующие типы государственного аудита: аудит финансовой отчетности, аудит соответствия, аудит эффективности.
Аудит финансовой отчетности будет предполагать оценку достоверности, обоснованности финансовой отчетности, учетной системы и финансового состояния объекта аудита, позволяющей аудитору выразить мнение о соответствии финансовой отчетности требованиям законодательства и бухгалтерских стандартов.
Аудит соответствия заключается в оценке и проверке соблюдения объектом аудита требований бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан, нормативных и правовых актов, регламентирующих использование финансовых средств и активов государства, а также его деятельность.
Аудит эффективности будет предполагать оценку и анализ деятельности объекта аудита на предмет экономичности, продуктивности и результативности.
Счетный комитет с сохранением действующих функций наделяется следующими новыми функциями:
предварительная оценка проекта республиканского бюджета;
реализация ежегодного аудита консолидированной финансовой отчетности (на уровне республики);
оценка управления и использования природных ресурсов;
обеспечение развития, функционирования и доступа к Единой базе данных государственного аудита и финансового контроля в целях обмена информацией с другими контрольными и надзорными органами, иными государственными органами, объектами государственного аудита, а также проведения электронного государственного аудита;
оценка реализации стратегий национальных холдингов;
оценка формирования и управления государственным и гарантированным государством долгом, деятельности по проведению мониторинга за валовым внешним долгом государства;
аудит формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан;
принятие мер по устранению выявленных (выявляемых) в ходе государственного аудита и экспертно-аналитических мероприятий нарушений, а также по выявлению, анализу, оценке и прогнозированию угроз национальной безопасности в финансово-экономической сфере.
Функции счетных комиссий идентичны Счетному комитету по контролю за исполнением республиканского бюджета, за исключением оценки проекта бюджета, и ограничены в пределах соответствующей административно-территориальной единицы и коммунального имущества.
Уполномоченный орган по внутреннему аудиту будет осуществлять ограниченный контроль (использования резерва Правительства Республики Казахстан, расходов, связанных с увеличением сметной стоимости бюджетных инвестиционных проектов, неналоговых поступлений бюджетов разных уровней, софинансирования из бюджета концессионных проектов, соблюдения законодательства в области государственного имущества, государственных закупок, бухгалтерского учета и аудиторской деятельности) и будет сосредоточен на аудите финансовой отчетности и аудите эффективности.
Уполномоченный орган по внутреннему аудиту будет также проводить оценку эффективности деятельности служб внутреннего аудита. Службы внутреннего аудита без ограничения действующих функций наделяются также функциями по участию в аудите финансовой отчетности и мониторингу эффективности в государственном органе.
В соответствии с международной практикой и в целях внедрения элементов корпоративного управления, организации эффективного взаимодействия в рамках внутреннего аудита, управления рисками внутри государственного органа предлагается создание Совета по государственному аудиту и рискам, как консультативно-совещательного органа, возглавляемого первым руководителем государственного органа.
Законопроектом описываются процедурные основы проведения государственного аудита: планирование, сбор доказательств, недопущение проведения аудита при конфликте интересов и взаимное признание органами государственного аудита результатов аудита.
Вместе с тем законопроектом систематизируются акты, принимаемые по результатам аудита, которые включают:
аудиторский отчет – документ, составленный непосредственно проводившими государственный аудит должностными лицами о результатах проведенной работы за определенный период времени;
аудиторское заключение – документ Счетного комитета, счетной комиссии, уполномоченного органа по внутреннему аудиту, составляемый на основании аудиторских отчетов, содержащий выводы и рекомендации;
предписание – документ, принимаемый Счетным комитетом, счетной комиссией, уполномоченным органом по внутреннему аудиту, содержащий решения, обязательные для исполнения всеми государственными органами, организациями и должностными лицами, к которым он обращен;
отчет о результатах внутреннего аудита – документ, составленный службой внутреннего аудита, содержащий рекомендации по улучшению внутренних процедур, правил, процессов в целях повышения эффективности работы, достижения прямых и конечных результатов деятельности объекта государственного аудита, представляемый первому руководителю государственного органа и уполномоченному органу по внутреннему аудиту.
Для обеспечения внутреннего контроля качества и объективности руководители органов государственного аудита должны создать систему перепроверки и мониторинга выданных аудиторских отчетов, начиная от планирования до выдачи результатов.
Для обеспечения внешнего контроля качества уполномоченный орган по внутреннему аудиту проверяет качество работы Служб внутреннего аудита. Счетный комитет, в свою очередь, вправе проверить на соответствие стандартам и правилам аудиторские отчеты, выданные всеми органами государственного аудита.
Институциональное укрепление Счетного комитета будет сопровождаться усилением экспертно-аналитической деятельности и осуществлением предварительной, текущей и последующей оценки бюджета и международным сотрудничеством.
Законопроектом также предусмотрены вопросы взаимодействия органов государственного аудита, которые строятся на основе создания единой базы данных государственного аудита и финансового контроля.
Также законопроектом предусмотрено создание системы подготовки и переподготовки, повышения квалификации работников органов государственного аудита.
Будет внедрена независимая, единая система сертификации государственных аудиторов с последующей аттестацией в рамках законодательства о государственной службе, но с дополнительным перечнем вопросов, касающихся непосредственно стандартов и правил государственного аудита.
Порядок проведения сертификации государственных аудиторов, принятия по их итогам решений, положение о Национальной комиссии по сертификации государственных аудиторов утверждается Счетным комитетом по согласованию с уполномоченным органом по внутреннему аудиту.
Устанавливаются квалификационные требования к членам Счетного комитета, председателю и членам ревизионных комиссий, к государственным
внешним и внутренним аудиторам (типовые квалификационные требования), а также гарантии их независимости.
Введение ряда механизмов по созданию единой базы данных, системе управления рисков, признанию аудиторских отчетов, актов контроля, ограничению функций уполномоченного органа по внутреннему аудиту и финансовому контролю – минимизируют проверки.
Законопроектом предусмотрена регламентация взаимодействия с правоохранительными органами.
Принятие законопроекта позволит внедрить целостную систему государственного аудита и повысить эффективность деятельности государственных органов в достижении поставленных перед ними задач.
Таким образом, законопроектом предусматривается создание правовой основы, связанной с внедрением государственного аудита и совершенствованием финансового контроля, путем определения органов их компетенций и их взаимодействия с другими государственными органами, основных видов, принципов, стандартов и основ проведения государственного аудита и финансового контроля.
***
При разработке законопроекта учтены подходы, отраженные в Указе Президента Республики Казахстан от 3 сентября 2013 года «Об утверждении Концепции внедрения государственного аудита в Республике Казахстан».
Законопроектом предусмотрено применение международных принципов аудита и требований Лимской декларации и международных стандартов аудита.
***
После доклада и ответов на вопросы парламентариев рабочая группа, возглавляемая Секретарем этого Комитета Татьяной Яковлевой, решила продолжить дальнейшее обсуждение законопроекта на своих последующих заседаниях. Председательствовала на сегодняшнем заседании руководитель Комитета Гульжана Карагусова.

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Back to top button