Премьер-министр Карим Масимов возмутился реакцией Министерства сельского хозяйства на письмо бухгалтера Комитета госинспекции агропромышленного комплекса по Жамбылской области Ерлана Манашева, подвергнувшегося гонениям, после того как он ознакомил главу правительства с «особенностями» освоения бюджетных средств в своем ведомстве. «Чтобы ни один волос с его головы не упал!» – потребовал Карим Масимов, обращаясь к министру сельского хозяйства Акылбеку Куришбаеву.
Электронное письмо из Жамбылской области было отправлено на электронный блог премьера на сайте правительства. Манашев сообщил премьерминистру, что вопреки законодательству названный комитет Минсельхоза год за годом плодит задолженности перед поставщиками услуг. «Помоему, настоящего контроля за государственными деньгами нет, – написал Ерлан Манашев. – Например, мы финансируемся из республиканского бюджета. Ежемесячно приказы – освоить полностью деньги. Мы, разумеется, осваиваем всеми правдами и неправдами. Возникает, например, такая ситуация: я перечисляю заложенные в плане 15000 тенге, счет по итогам месяца приходит на 20000 тенге (или на меньшую сумму). По итогам получается дебиторская (или кредиторская) задолженность. Это касается налогов, отчислений, расчетов с поставщиками (свет, газ, электроэнергия и т.д.)… А согласно Бюджетному кодексу, нам не разрешается делать ни дебиторской, ни кредиторской задолженности. Это по закону, но фактически эта задолженность возникает. При составлении отчетов нам запрещают (лишь устно, и так все шесть лет моей работы) в отчетах все эти задолженности показывать. Все отчеты, балансы мы сдаем ноль в ноль, потом бухгалтер области едет в Минсельхоз со сводным отчетом, формально без долгов. Потом идет свод в Минсельхозе, и отчет идет дальше в Минфин. Таким образом, вся отчетность искажена. То есть реальной картины того, что есть на самом деле, никто не видит, включая вас» (то есть премьерминистра. – Авт.).
По мнению бухгалтера из глубинки, проверить его сведения элементарно – с помощью запроса в Налоговый комитет о наличии задолженности или переплаты по налогам госучреждений, финансируемых из бюджета. Премьер, очевидно, такой запрос сделал. И, судя по его реакции на травлю бухгалтера, устроенную, согласно новому письму на блог премьера, «республикой, областью и районом», убедился в правоте Манашева. «…Позвонили из Минсельхоза, грозятся наслать проверок, – пишет во втором обращении к главе правительства Ерлан Манашев. – И почему обратился к вам напрямую, а не в МСХ, из-за чего, мол, будут проверять все министерство. В общем, грозятся карами… Республика, область, район – все кинулись на меня… Создаются комиссии и т.д. – я разворошил весь улей… В душе я не считаю себя виноватым, этот вопрос когда-то надо было поднимать и решать, может, не сейчас, но все же…».
В итоге проверок Минсельхозу, скорее всего, не избежать, причем не только из-за информации о долгах и переплатах. В своем первом письме Ерлан Манашев усомнился в том, что услуги «электронного правительства» станут доступны в регионах из-за ежегодного урезания средств на их инфраструктурное обеспечение. «По программе правительства получается, что все услуги через какое-то время будут оказываться через Интернет, – отметил Ерлан Манашев. – Мы оказываем услуги (выдаем ветеринарные справки, паспорта на сельхозтехнику и т.д.), то есть на местах (в районах) должны стоять компьютеры, должен быть Интернет и т.д. К сожалению, о своем управлении могу сказать, что мы к этому не готовы. Компьютеры еще 2003-2004 годов выпусков, о системе АДСЛ мы можем только мечтать. Связано это с тем, что нам каждый год урезают бюджет на связь, не выделяют современные компьютеры. То есть можно сказать, что глубинка еще не готова к «электронному правительству».
Обращения граждан к премьеру через блог стали регулярно разбираться на совещаниях и заседаниях правительства практически с первых дней наполнения премьерского электронного дневника. Так что у казахстанцев появляется возможность наладить реальную обратную связь с исполнительной властью.
Источник: Известия Казахстан
Дмитрий Покидаев