КазахстанНовости

Аудит для драйвера

Чтобы индустриализация и обрабатывающий сектор стали настоящими драйверами экономического роста, сама экономика должна иметь не только ресурсы – сырьевые, кадровые, но и развитую инфраструктуру и сервис, к которому в полной мере можно отнести такой специфический, но очень важной сегмент финансового рынка, как аудит.

Не случайно одной из приоритетных задач руководство страны считает развитие Регионального финансового центра Алматы и придание ему специального статуса. До сих пор этот процесс шел медленно, и именно сейчас Алматы получает хороший шанс реализовать этот амбициозный проект. Но есть ли в нем место отечественным аудиторам?Вопрос не праздный: для большинства сфер индустриализации, имеющих стратегически важное значение, столь же стратегически важно иметь отечественных финансовых и налоговых консультантов, аудиторов.

Не раз говорилось о важности поддержки развития казахстанского производителя. Но финансовая поддержка так же, как и вся финансово-хозяйственная деятельность, требует четкого анализа, оценки эффективности хозяйствующих субъектов. При этом следует отметить и особый акцент, который сделал Президент на развитии в сфере услуг малых и средних предприятий. Одним из видов услуг, который представляет особую важность в свете выступления Президента, является и сама деятельность аудиторов и налоговых консультантов.

Очень важно, чтобы призыв о поддержке казахстанских товаров и услуг, в том числе аудиторских, был услышан организаторами конкурсов государственных закупок, а также компаниями, входящими в фонд«Самрук-Казына». И если говорить о развитии аудита как национальной отрасли, то здесь мы видим подводные камни. Большая проблема аудиторской отрасли заключается в сильной зависимости ее организаций от обязательного аудита, осуществляемого в том числе в рамках государственных закупок.Но в настоящее время местные аудиторские организации в большинстве своем отлучены от проведения аудита эмитентов ценных бумаг.

Одна из причин заключается в квалификационных требованиях и достаточно спорном подходе KASE к формированию списка аудиторских организаций, имеющих право на проведение аудита эмитентов. И если квалификационные требования Национального банка можно выполнить, то борьба с препонами со стороны KASE носит затяжной характер и пока безуспешна.

Это связано с тем, что Казахстанская фондовая биржа взяла на себя функции по проверке качества аудиторских отчетов и финансовой отчетности, представляемых в рамках подтверждения выполнения квалификационных требований. Учитывая, что процесс оценки абсолютно непрозрачный, возникает резонный вопрос об объективности результатов таких проверок.

Казахстанские аудиторские организации не допускаются к проведению аудита дочерних компаний, входящих в «Самрук-Казына», а также эмитентов KASE. Довольно часто звучат доводы о якобы несоответствии местных компаний стандартам качества, но этот довод не выдерживает никакой критики, учитывая то, что многие казахстанские компании уверенно вступают в состав международных аудиторских сетей, подтверждая тем самым высокий уровень своих услуг. Совершенно очевидно, что по многим профессиональным параметрам казахстанские специалисты не уступают зарубежным коллегам, что во многом связано с переходом национального бухгалтерского учета и аудита на международные стандарты. Поэтому отечественные аудиторы и консультанты имеют все возможности для развития своего бизнеса как в границах страны, так и в рамках ЕАЭС. И в этом случае развитие финансового центра могло бы стать хорошим подспорьем для казахстанских аудиторов, а для отечественных компаний – аудирование местными специалистами, что в современных условиях обретает особый смысл с позиции защиты деловой информации.

Таким образом, очевидно, что аудиторские организации пока «отсеиваются» по другим критериям, нежели их якобы низкий квалификационный уровень. Возникает ощущение, что, искусственно ограничив конкуренцию со стороны местных компаний, это делается для того, чтобы обеспечить беззаботное существование фирм «большой международной четверки». Однако мировые тенденции как раз направлены на искоренение олигополии на рынке аудиторских услуг. Европейский союз пытается провести соответствующую реформу, но в силу большого противодействия со стороны«большой четверки», банкиров и финансистов реформа больше напоминает набор полумер, чем решительную борьбу с несправедливым распределением на рынке аудита.

В европейских странах проблема с «большой четверкой» возникла давно, и одной из причин, которая повлекла диспропорцию в развитии аудиторского рынка, называется коррумпированность банкиров, лоббирующих интересы удобных им аудиторских фирм. Существуют и другие механизмы лоббирования интересов «большой четверки». Это так называемые группы по лоббированию, которые работают с акционерами компаний.

Россия и Китай действуют более решительно в защите интересов местных компаний.Россия планирует, а Китай реализует программу по созданию и развитию национальных аудиторских сетей, которые уже выходят на международный уровень. Недавняя смена в «Газпроме» аудитора «большой четверки»на российскую компанию «ФБК» стала подтверждением серьезных намерений нашего партнера по ЕАЭС.

В мировой практике отсутствуют какие-либо квалификационные требования, т. к. выбор аудитора является прерогативой собственников организаций.

У нас же подход иной – в виде устанавливаемых квалификационных требований. Фактически собственников организаций ограничивают выбором из четырех иностранных организаций. Хотя, как известно, эти фирмы подрастеряли свою безупречную репутацию в свете последних скандалов, имевших место в том числе и в нашей стране. Достаточно вспомнить ситуацию с БТА Банком, который аудировался одной из компаний «большой четверки», и те последствия, которые произошли позднее, чтобы понять, какую роль играют аудиторы. Быть может, этого бы не произошло, будь у банка местный аудитор?

Данияр НУРСЕИТОВ,

председатель правления ПАО «Коллегия аудиторов»

Источник: Казахстанская правда

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Back to top button