Аудит и ПОД/ФТ
Закон РК «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 28 августа 2009 года № 191-IV меняется ежегодно. Дополняется перечень субъектов финансового мониторинга в соответствии с требованиями ФАТФ.
Так, с января этого года в перечень включены бухгалтерские организации и профессиональные бухгалтеры, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере бухгалтерского учета.
Вносятся изменения и в подзаконные нормативные акты. Одним из положительных изменений является утверждение отдельных требований к правилам внутреннего контроля для отдельных субъектов финансового мониторинга.
Требования финансового мониторинга усложняются, что создает определенные трудности для аудиторских организаций.
Например, для того, чтобы проверка в части финансового мониторинга клиента и бенефициарных собственников считалась надлежащей, аудитору необходимо выполнить следующие процедуры:
– зафиксировать сведения, необходимые для идентификации физического лица;
– зафиксировать сведения, необходимые для идентификации юридического лица (филиала, представительства);
– выявить бенефициарного собственника и фиксировать сведения, необходимые для его идентификации, за исключением юридического адреса;
– установить предполагаемую цель и характер деловых отношений;
– провести проверку деловых отношений и изучить операции, осуществляемые клиентом через данный субъект финансового мониторинга, включая при необходимости получение и фиксирование сведений об источнике финансирования совершаемых операций;
– проверить достоверность и обновить сведения о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике.
– проверить принадлежность и (или) причастность клиента к иностранному публичному должностному лицу, его членам семьи и близким родственникам;
– оценить репутацию данного иностранного публичного должностного лица в отношении причастности его к случаям легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
– получить разрешение руководящего работника организации на установление, продолжение деловых отношений с такими клиентами;
– предпринять доступные меры для установления источника средств.
Применение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма
В соответствии с Законом РК «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон о ПОД/ФТ) Правилами представления субъектами финансового мониторинга сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, утвержденными постановлением Правительства РК (далее – Правила), субъекты финансового мониторинга предоставляют информацию по операциям, подлежащим мониторингу, и подозрительным операциям в Комитет по финансовому мониторингу.
Законодательством по некоторым позициям установлены пороговые значения денежных сумм, операции с которыми подлежат финансовому мониторингу.
Операции, с деньгами и (или) иным имуществом, подлежащие финансовому мониторингу (представлению в Комитет по финансовому мониторингу)
Таблица 1
№ п/п | Операции
| Пороговая сумма* | Форма совершения |
в тенге или в инвалюте = тенге | наличная/безналичная | ||
1 | Получение выигрыша по результатам проведения пари, азартной игры в игорных заведениях и лотереи, в том числе в электронной форме | 1 000 000 | Наличная |
2 | Покупка, продажа и обмен наличной иностранной валюты через обменные пункты | 7 000 000 | Наличная |
3 | Получение денег по чеку или векселю как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение семи последовательных календарных дней | 7 000 000 | Наличная |
4 | Снятие с банковского счета или зачисление на банковский счет клиента денег как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение семи последовательных календарных дней | 7 000 000 | Наличная |
5 | Зачисление или перевод на банковский счет клиента денег, осуществляемые физическим или юридическим лицом, имеющим, соответственно, регистрацию, место жительства или место нахождения в офшорной зоне, а равно владеющим счетом в банке, зарегистрированном в офшорной зоне, либо перевод денег клиентом в пользу указанной категории лиц как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение семи последовательных календарных дней | 2 000 000 | Безналичная |
6 | Переводы денег за границу на счета (во вклады), открытые на анонимного владельца, поступление денег из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца, совершенные как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение семи последовательных календарных дней | 2 000 000 | Безналичная |
7 | Платежи и переводы денег, осуществляемые клиентом в пользу другого лица на безвозмездной основе | 6 000 000 | Безналичная |
8 | Приобретение (продажа), ввоз в Республику Казахстан либо вывоз из Республики Казахстан культурных ценностей | 30 000 000 | Наличная |
9 | Операции, совершаемые юридическими лицами, с момента государственной регистрации которых прошло менее трех месяцев | 7 000 000 | Безналичная |
10 | Ввоз в Республику Казахстан либо вывоз из Республики Казахстан наличной валюты, документарных ценных бумаг на предъявителя, векселей, чеков, за исключением ввоза или вывоза, осуществляемого Национальным банком Республики Казахстан, банками и Национальным оператором почты | 7 000 000 | Наличная |
11 | Осуществление страховой выплаты или получение страховой премии | 7 000 000 | Наличная |
12 | Внесение, перечисление добровольных пенсионных взносов в Единый накопительный пенсионный фонд и (или) добровольный накопительный пенсионный фонд, а также осуществление пенсионных выплат из Единого накопительного пенсионного фонда и (или) добровольного накопительного пенсионного фонда за счет добровольных пенсионных взносов | 7 000 000 | Наличная |
13 | Получение или предоставление имущества по договору финансового лизинга | 30 000 000 | Наличная |
14 | Сделки по оказанию услуг, в том числе подряда, перевозки, транспортной экспедиции, хранения, комиссии, доверительного управления имуществом, за исключением сейфовых услуг по имущественному найму (аренде) сейфовых ячеек | 7 000 000 | Наличная |
15 | Купля-продажа и иные операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями из них | 7 000 000 | Наличная |
16 | Сделки с недвижимым и иным имуществом, подлежащие обязательной государственной регистрации | 150 000 000 | Безналичная |
17 | Сделки с ценными бумагами | 45 000 000 | Наличная |
*Пороговая сумма – сумма, равная указанной в тенге и в иностранной валюте, эквивалентной сумме в тенге или превышающей эту сумму.
Особое внимание при проверке следует уделить различным видам взаимозачетов, операций по уступке прав требования, перевод требований и обязательств на третьих лиц, расчеты за третьих лиц и т. п.
Информация по операциям, указанным в таблице 1, предоставляется в Комитет по финансовому мониторингу в порядке и по форме, определенными Правилами.
Подозрительные операции
Финансовому мониторингу, кроме сбора информации по операциям, подлежащим мониторингу, подлежат подозрительные операции.
Критерии подозрительной операции:
– совершение операции (сделки), не имеющей очевидного экономического смысла.
Примечание. Согласно подпункту 1 статьи 1 Закона, подозрительная операция с деньгами и (или) иным имуществом – это операция клиента (включая попытку совершения такой операции, операцию, находящуюся в процессе совершения или уже совершенную операцию), в отношении которой возникают подозрения о том, что деньги и (или) иное имущество, используемые для ее совершения, являются доходом от преступной деятельности, либо сама операция направлена на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма либо иную преступную деятельность. Признаки оснований приводятся в Правилах;
– совершение действий, направленных на уклонение от процедур финансового мониторинга, предусмотренных Законом.
Примечание. Действия, направленные на уклонение процедур финансового мониторинга, приводятся в приложении к Правилам (раздел 2). Очевидно, что действия, перечисленные в разделе 2, в значительной мере относятся к таким субъектам финансового мониторинга, как банки, страховые организации и т. п.;
– совершение операции, по которой имеются основания полагать, что данная операция направлена на финансирование терроризма и (или) экстремизма.
Примечание. Согласно статье 12 Закона, перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, доводится до сведения субъектов финансового мониторинга.В приложении к Правилам (раздел 3) приводятся операции (сделки), по которым имеются основания полагать, что данная операция (сделка) направлена на финансирование терроризма и (или) экстремизма;
– совершение операции, по которой имеются основания полагать, что она направлена на обналичивание денег, полученных незаконным путем.
Примечание. Обналичивание денег, полученных преступным путем, – действия, совершаемые физическими или юридическими лицами с целью получения наличных денег путем использования документов при совершении мнимой сделки, направленной на легализацию (отмывание) денег.
Этот признак тесно связан с первым – совершением операции (сделки), не имеющей очевидного экономического смысла. Однако в данном случае существует два критерия: 1) собственно сам факт или попытка обналичивания; 2) подозрение, что деньги, подлежащие обналичиванию, добыты незаконным способом;
–операции, по которым получателем денег либо товаров (работ, услуг, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущества, переданного в имущественный наем (аренду), является нерезидент, не являющийся стороной по договору, предусматривающему импорт (экспорт) резидентом товаров (работ, услуг, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущества, переданного в имущественный наем (аренду);
– операции, одной из сторон которых являются физические и (или) юридические лица, включенные в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма.
Примечание. Информация о таких лицах размещена на сайте ООН http://www.un.org/russian/sc/committees/1267/consolist.shtml.
Действия аудиторской организации по сбору информации об операциях с деньгами и (или) иным имуществом
В соответствии с Правилами некоторыми субъектами финансового мониторинга, в том числе аудиторскими организациями, информация может предоставляться в комитет либо электронным способом, либо на бумажном носителе.
Информация на бумажном носителе подписывается ответственным должностным лицом и заверяется печатью.
Информация, предоставляемая на бумажном носителе, направляется в комитет почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо нарочно, с соблюдением мер, исключающим бесконтрольный доступ к документам во время доставки.
Документы упаковываются в конверты способом, исключающим возможность их повреждения или извлечения информации из них без нарушения целостности упаковки.
Внимание! Комитет не принимает информацию в случае ее представления:
– по не утвержденной форме
и (или)
– с нарушением утвержденного порядка заполнения документа.
Примечание. Форма ФМ-1 приводится в приложении 1 к Правилам.
Внимание! Отказ аудиторской организации от установления деловых отношений или при прекращении деловых отношений с клиентом не освобождает аудитора от уведомления КФМ РК о подозрительных операциях.
Осуществление внутреннего контроля (ст. 11 Закона)
Аудиторская организация принимает меры с тем, чтобы не допустить использования другими лицами аудиторских услуг для совершения или содействия в легализации (отмывании) доходов и финансирования терроризма.
Аудиторская организация осуществляет аудит с учетом вопросов проверки операций, перечисленных в таблице 1, на предмет наличия в них признаков подозрительных операций в части, касающейся деятельности аудируемых субъектов.
Сбору подлежит информация по операциям, имеющим признаки подозрительности.
Руководитель аудиторской организации назначает ответственное лицо по направлению информации в комитет.
В аудиторской организации издается приказ об ответственности аудиторов и специалистов, участвующих в аудите, за соблюдение требований Закона и Правил, а также определяются меры их дисциплинарной ответственности, организации подготовки и обучения сотрудников аудиторской организации.
Документы, копии документов, полученных в связи с финансовым мониторингом от аудируемых субъектов, подлежат хранению в течение не менее 5 лет со дня прекращения отношений с ними.
Аудиторские организации не вправе извещать клиентов и иных лиц, в отношении которых передается информация.
Представление в комитет сведений и документов в целях и порядке, предусмотренных Законом и Правилами, не является разглашением служебной, коммерческой, банковской или иной охраняемой законом тайны. Аудиторские организации и их должностные лица не несут ответственности за предоставление сведений в комитет, предусмотренной законами РК и гражданско-правовым договором.
Документирование системы внутреннего контроля для целей ПОД/ФТ
Аудиторская организация как субъект финансового мониторинга должна утвердить правила внутреннего контроля, которые должны включать:
• программу организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, состоящую из:
– порядка организации внутреннего контроля, включая описание функций ответственного должностного лица либо структурного подразделения, в том числе порядка взаимодействия с другими структурными подразделениями субъектов при осуществлении внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;
– порядка отказа физическому или юридическому лицу в установлении деловых отношений и прекращения деловых отношений с клиентом, в случае невозможности принятия мер, предусмотренных подпунктом 6 пункта 3 статьи 5 Закона о ПОД/ФТ;
– порядка признания аудиторской организацией сложной, необычно крупной и другой необычной операции, подлежащей изучению, в качестве подозрительной операции;
– порядка предоставления сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, фактов отказа физическому или юридическому лицу в установлении деловых отношений, прекращения деловых отношений с клиентом в уполномоченный орган, включая указания и регламенты работы в автоматизированных информационных системах и программном обеспечении, используемых для передачи сведений, информации и документов в уполномоченный орган;
– порядка фиксирования и хранения документов и сведений, полученных по результатам надлежащей проверки клиента, включая досье клиента и переписку с ним, документов и сведений об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, в том числе о подозрительных операциях, а также результатов изучения всех сложных, необычно крупных и других необычных операций.
Примечание. Документальное фиксирование операций, подлежащих финансовому мониторингу и направляемых в уполномоченный орган, осуществляется в пронумерованном, прошнурованном, скрепленном печатью и подписью субъектов журнале учета сведений об операциях, подлежащих финансовому мониторингу;
Примерная форма журнала учета сведений об операциях, подлежащих финансовому мониторингу
Таблица 2
№ п/п | Дата выявления операции, информация по которой подлежит передаче в КФМ | Дата передачи информации в уполномоченный орган | Основание для подачи сообщения | Номер и дата извещения о принятии/непринятии формы ФМ-1 |
– порядка информирования работниками субъекта руководителя о ставших им известными фактах нарушения законодательства о ПОД/ФТ, ПВК, допущенных работниками субъекта;
• программу управления риском ОД/ФТ, учитывающую риски клиентов и риски использования услуг в преступных целях, включая риск использования технологических достижений.
В рамках программы управления риском предусматривается два вида риска: высокий и низкий.
Так, высокий уровень риска присваивается:
1) деловым отношениям и сделкам физических и юридических лиц из государств (территорий):
не выполняющих и (или) недостаточно выполняющих рекомендации ФАТФ;
с повышенным уровнем коррупции или иной преступной деятельности;
подвергнувшихся санкциям, эмбарго и аналогичным мерам, налагаемым ООН;
предоставляющих финансирование или поддержку террористической (экстремистской) деятельности и в которых имеются установленные террористические (экстремистские) организации.
Примечание. Ссылки на перечни таких государств (территорий), по данным ООН и международных организаций, размещаются на официальном интернет-ресурсе уполномоченного органа (http://kfm.gov.kz/ru/help-sfm/poleznie-ssilki/);
2) клиенту в случае, когда:
клиентом является иностранное публичное должностное лицо, либо должностное лицо публичной международной организации, либо лицо, действующее в интересах (к выгоде) иностранного публичного должностного лица, либо являющееся супругом, близким родственником иностранного публичного должностного лица;
клиент (его представитель) либо бенефициарный собственник, либо контрагент клиента по операции зарегистрирован или осуществляет деятельность в государстве или на территории, входящей в Перечень офшорных зон, утвержденный приказом и. о. министра финансов Республики Казахстан от 10 февраля 2010 года № 52;
клиент, включен в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, согласно статье 12 Закона о ПОД/ФТ;
клиент является лицом без гражданства либо гражданином Республики Казахстан, не имеющим адреса регистрации или пребывания в Республике Казахстан;
местонахождение клиента, заявленное при государственной регистрации, не совпадает с местом фактической деятельности его органов управления;
деловые отношения с клиентом осуществляются при необычных обстоятельствах (например, слишком большое необъяснимое географическое расстояние между организацией и клиентом);
деятельность клиента связана с интенсивным оборотом наличных денег;
у организации возникают сложности при проверке предоставленных клиентом сведений;
клиент настаивает на поспешности проведения операции либо нестандартных или необычно сложных схемах расчетов, использование которых отличается от обычной практики организации;
клиент использует новые продукты и новую деловую практику, включая новые механизмы передачи, новые или развивающиеся технологии как для новых, так и для уже существующих продуктов;
клиентом совершаются действия, направленные на уклонение от процедур финансового мониторинга;
клиент является некоммерческой организацией;
операции клиента ранее были признаны подозрительными;
имеется иная информация о клиенте, связанная с высоким риском ОД/ФТ;
3) операции:
осуществляемой без физического присутствия сторон;
совершаемой от имени или в пользу неизвестных или несвязанных третьих лиц;
связанной с анонимными банковскими счетами или с использованием анонимных, вымышленных имен, включая наличные расчеты;
не имеющей очевидного экономического смысла или видимой законной цели;
совершаемой клиентом с несвойственной ему частотой либо на необычно крупную для данного клиента сумму;
по которой имеется информация о высоком риске ОД/ФТ.
В программе управления риском ОД/ФТ низкий уровень риска присваивается:
1) деловым отношениям и сделкам физических и юридических лиц из государств (территорий):
не входящих в перечень государств (территорий), которые не выполняют и (или) недостаточно выполняют рекомендации ФАТФ;
с низким уровнем коррупции или другой преступной деятельности;
2) клиенту в случае, когда клиент является финансовым учреждением – субъектом финансового мониторинга и за последний год не привлекался к административной ответственности за несоблюдение законодательства о ПОД/ФТ;
3) операции:
совершаемой государственным учреждением или предприятием, за исключением случаев, связанных с исполнением договоров о государственных закупках и осуществления международных переводов;
связанной с выплатой пенсий, пособий и других социальных выплат из государственного бюджета;
• программу идентификации клиентов.
Программа идентификации клиента заключается в проведении субъектами мероприятий по выявлению, обновлению ранее полученных сведений о клиентах (их представителях) и бенефициарных собственниках, включая сведения об источнике финансирования совершаемых клиентом операций и включает процедуры по:
1) соблюдению мер по надлежащей проверке клиента (его представителя) и бенефициарных собственников согласно требованиям статьи 5 Закона о ПОД/ФТ;
2) проверке достоверности сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 5 Закона о ПОД/ФТ;
3) наличию или отсутствию в отношении клиента (его представителя) и бенефициарного собственника сведений об их причастности к финансированию терроризма и экстремизма, предусмотренных перечнем организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, согласно статье 12 Закона о ПОД/ФТ;
4) проверке принадлежности и (или) причастности клиента к иностранному публичному должностному лицу, его членам семьи и близким родственникам согласно требованиям статьи 8 Закона о ПОД/ФТ;
5) выявлению юридических и физических лиц, имеющих, соответственно, регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое не выполняет рекомендации ФАТФ, либо использующее счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории) согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 4 Закона о ПОД/ФТ;
6) применению к клиенту в зависимости от присвоенного уровня риска, мер по надлежащей проверке клиента в соответствии с программой управления рисками;
7) обновлению сведений, полученных в результате идентификации клиентов, по мере изменения идентификационных сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике, но не реже одного раза в год.
Примечание. Обновление сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике с высоким уровнем риска осуществляется не реже одного раза в полугодие.
В случае отказа клиенту в установлении деловых отношений, а также отказа в осуществлении операции с деньгами и (или) иным имуществом в случае невозможности принятия мер, предусмотренных подпунктами 1, 2, 2-1 и 4 пункта 3 статьи 5 Закона о ПОД/ФТ, субъекты направляют в уполномоченный орган сообщение о таком факте отказа по форме ФМ-1.
В случае невозможности принятия мер, предусмотренных
подпунктом 6 пункта 3 статьи 5 Закона о ПОД/ФТ, а также в случае возникновения в процессе изучения операций, совершаемых клиентом, подозрений о том, что деловые отношения используются клиентом в целях ОД/ФТ, субъекты прекращают деловые отношения с клиентом. Если деловые отношения прекращены по вышеобозначенным основаниям, субъекты направляют в уполномоченный орган сообщение по форме ФМ-1;
• программу мониторинга и изучения операций клиентов, включая изучение сложных, необычно крупных и других необычных операций клиентов.
Субъекты разрабатывают программу мониторинга и изучения операций клиентов, включая изучение сложных, необычно крупных и других необычных операций клиентов, которая заключается в выявлении операций:
1) указанных в пунктах 1 и 2 статьи 4 Закона о ПОД/ФТ;
2) указанных в пункте 3 статьи 4 Закона о ПОД/ФТ.
Субъектами в случае присвоения клиенту высокого уровня риска изучаются все операции, которые проводил клиент за последний год.
Примечание. Обратите внимание на то, что при присвоении клиенту высокого уровня риска операции клиента подлежат сплошной проверке на предмет требований Закона о ПОД/ФТ.
Полученные в рамках реализации программы мониторинга и изучения операций клиентов сведения документально фиксируются и вносятся в досье клиента.
Сведения и информация о выявленных операциях клиентов, указанных в пунктах 1, 2 и 3 статьи 4 Закона о ПОД/ФТ, предоставляются в уполномоченный орган по фоорме ФМ-1.
Сообщение об операции, подлежащей обязательному изучению, представляется субъектами в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем признания такой операции подозрительной;
• программу подготовки и обучения сотрудников субъектов финансового мониторинга по вопросам ПОД/ФТ.
Программа подготовки и обучения по вопросам ПОД/ФТ разрабатывается в соответствии с требованиями по подготовке и обучению работников, утвержденными приказом министра финансов Республики Казахстан от 28 ноября 2014 года № 533;
• иные программы, которые могут разрабатываться субъектами финансового мониторинга в соответствии с ПВК.
Обратите внимание на то, что указанные программы не обязательно должны быть оформлены в виде отдельных положений. Допустимо включить эти программы в уже действующие стандарты и положения аудиторских организаций. Например, в положение о принятии или продолжении отношений с клиентом включить раздел, касающийся отказа от клиента в случае невозможности принятия мер, предусмотренных Законом о ПОД/ФТ, в положение о повышении квалификации сотрудников – раздел о повышении квалификации в сфере ПОД/ФТ.
Внимание! К подозрительным операциям относится предоставление лицом беспроцентных займов другим физическим и (или) юридическим лицам, а равно получение такого займа!
Для сведения руководителей, финансовых директоров, бухгалтеров организаций, аудиторов:
– «подозрительная операция» не означает незаконности ее совершения, если операция не направлена на «отмывание» доходов и финансирование терроризма и совершена в соответствии с нормами законодательства. Получение комитетом информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, не означает, что операции автоматически признаются незаконными;
– аудиторы как субъекты финансового мониторинга обязаны подавать сведения в уполномоченный орган только по операциям, содержащим признаки подозрительности;
– определение «подозрительности» операции аудиторами осуществляется в соответствии с понятием, данным в статье 1 Закона, имея в виду, что подозрительной операцией признается операция, «в отношении которой возникают подозрения о том, что деньги и (или) иное имущество, используемые для ее совершения, являются доходом от преступной деятельности, либо сама операция направлена на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма либо иную преступную деятельность».
Вниманию аудиторских организаций!
Невыполнение требований законодательства влечет применение мер, предусмотренных статьей 214 Кодекса об административных правонарушениях.
Согласно приказу министра финансов РК от 26 сентября 2012 года № 441, вопросы выполнения требований законодательства о противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма включаются в программы проверок внешнего контроля качества аудиторской деятельности!
Д.Э.Нурсеитов, председатель правления ПАО «Коллегия аудиторов»
Photo by Tax Credits